Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Начало см. в № 10/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Приключения со звуками-бабочками

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, а с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут методические приемы и формы работы педагога-экспериментатора, кандидата педагогических наук Марины АРОМШТАМ.

Приключение второе

О звуке [Ч’]*, который умеет чертыхаться по-пиратски!

Гласные умеют петь, умеют выразить наши чувства, умеют быть паровозиками. А что умеют согласные? Хоть они и соглашаются ходить под руководством гласных, но порой как высунутся из слова! Тут их можно и услышать получше, и познакомиться с ними поближе. А у каждого из согласных звуков свой характер.

СейЧас я покажу вам Чудную Черненькую коробоЧку. Откроем ее оЧень осторожно... Ой! Что это? Да это же Чертенок из табакерки!

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто!

И, как Чертенок из табакерки, из каждого слова в этой приговорке выскакивает согласный звук [Ч’]. Он Часто безобразниЧает! Знаете как? Чертыхается по-пиратски! Сейчас сыграем в пиратскую игру: слово со звуком [Ч’] надо будет произнести грубым, хриплым голосом — голосом настоящего пирата. (А еще включим в игру пальцы. Наберите число семь так, чтобы на правой руке было пять, а на левой — сколько? Верно, два! Как только стихотворение будет начинаться сначала, поменяйте количество пальцев на каждой руке: на левой покажите пять, а на правой — два. Пальцы должны «отЧаянно» шевелиться!)

Шли из Африки в Саратов
Семь отЧаянных пиратов.
Не дошли до Душанбе,
Видят надпись на столбе:
Шли из Африки в Саратов
Семь отЧаянных пиратов.
Не дошли до Душанбе,
Видят надпись на столбе:
... ... ...

И так до тех пор, пока не устанете, пока есть сила в пальцах и пиратское «чертыханье» в голосе.

Но звук [Ч’] не только безобразниЧать умеет. Это еще и один из самых Чудесных звуков. С него начинаются слова «чудо», «чары», «чародей». Он умеет так колдовать, что все вокруг начинают играть:

Чур-чура! Чур-чура!
Начинается игра!

Вот и мы поиграем — в мяч. Два игрока будут кидать друг другу мяч и придумывать слова, которые начинаются со звука [Ч’].
У кого мяч останется в руках, тот проиграл. А победитель выберет себе нового партнера для состязания.

— Чашка!
— Часы!
— Четверг!
— Чемодан!
— Чепуха!
— Чертик!
— Чевочка (с молоЧком)!

А я знаю еще одно замечательное слово, которое начинается на звук [Ч’]:
ЧЕЛОВЕК!

Приключение третье

Про жужжащего жука и мычащую корову

А что умеет звук [Ж]? Тут и сомнений быть не мож-ж-жет: жужжать!

Был когда-то я знаком
С рыжим мистером Жуком.
Познакомились мы так:
Мистер Жук, большой чудак,
Честно, прямо и открыто
Вечером упал в корыто!

Роман Сеф

Поможем мистеру Жуку вылезти, выпускаем его в воздух! И вот он уже летит, как маленький самолет: «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!»
— Мистер Жук! Мистер Жук! Мы тоже хотим полетать немного!
И вот за спиной у нас уже отрастают плотные крылышки, и мы поднимаемся в воздух! Летим, жужжим: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
Вдруг — трах-тарарарах! Что-то случилось! Мы с размаху шлепаемся на землю, опрокидываемся на спину (мы — жуки, нам от этого ничего не будет), болтаем лапками (а сами произносим звук [Ж]):

Жук упал и встать не моЖет,
Ждет он, кто ему помоЖет!

Самуил Маршак

Посмотрите вверх! Что же нас так напугало? Что это, такое большое и странное, парит в воздухе, словно танцует? Да это... (Удивляемся, издаем звук удивления «O-O-O!») корова!

Корова по небу летела и пела
О том, что весна, а она не сумела
До самого солнца взлететь и достать,
Но все же сумела взлететь и летать!

Эмма Мошковская

Вот это да! И с каким удивлением произнесли мы с вами эти слова, как мы их растягивали, будто пропевали!

Хотите полетать, как корова? Тогда вместо заклинания произнесем эти слова еще раз, только в другом ритме: бодро, весело и энергично!

И вот мы уже летим! Летим и мычим: «М-м-м-у — м-м-м-у!» И машем большими цветными крыльями. Устали (коровы устают быстрее, чем жуки), идем на снижение. Приземлились!

Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Так что я беру с вас слово:
Кто увидит, что корова
Пролетает в вышине,
Тот, договорившись с МаМой,
Пусть сейчас же телеграММой —
Лучше срочной телеграММой —
Сообщит об этом мне!

Эдвард Лир

Еще одна история про звук [М]

Научиться слышать звуки, выделять их (сначала в начале слова, потом — в середине) — это первый шаг в обучении грамоте. Следующий этап связан с овладением механизмом слияния звуков.

Поиграем в паровозик с вагончиками.
В правый кулачок зажмите звук [М], а в левом у нас будут все время оказываться разные гласные звуки. Мы к звуку [М] будем прицеплять разные гласные звуки. Поэтому поезд у нас будет ехать задом наперед: паровозик-гласный будет толкать вагончик-согласный сзади.

M—A—MA
М—У—МУ
М—О—МО
М—Э—МЭ
М—Ы—МЫ

Но не всегда звуки соединяются так мирно и спокойно. Послушайте, какая забавная история произошла однажды со звуками [М], [У] и [Ы].

Как одинок бедняга М!
Он от тоски засох совсем!
Он твердый был, но робкий.
И майским днем красотка У
Однажды встретилась ему
На алфавитной тропке.
И бедный М сказал с тоской:
«Давай поженимся с тобой!»,
Но встречен был сурово:
«Tы — М, я — У. А вместе МУ?
Всю жизнь мычать я не могу!
Прощай, я не корова!»
Наш М был страшно оскорблен.
Но букву Ы посватал он,
И та была согласна:
«Ты — М, я — Ы, а вместе — МЫ,
И это так прекрасно!»

Андре Бьерке
Пересказал с норвежского Ю.Вронский

(Это стихотворение несколько опережает события, так как рассказывает о буквах. Но уж больно поучительная история! И как раз о слиянии.)

Продолжение см. в сентябрьских номерах


* Значок [ ] служит для обозначения звука, а значок ’ над обозначенным звуком указывает на его мягкость.

 

Рейтинг@Mail.ru