Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2006

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Ольга УЙМИНА

Как растить здорового ребенка

Фотографии из архива д/с № 12 «Родничок»,
г. Краснокаменск, Читинская область

Методический паспорт на летне-оздоровительный комплекс «Крепыш»

Летне-оздоровительный комплекс «Крепыш» расположен на территории Центра развития ребенка — детского сада № 12 «Родничок» города Краснокаменска Читинской области. Комплекс начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, и заканчивает свою работу во второй половине августа.

Цели и задачи комплекса:

1. Продолжать работу по оздоровлению и закаливанию детского организма, используя для этого природные факторы: солнце, воздух и воду.

2. Развивать двигательные качества дошкольников с отклонениями в здоровье, укреплять их иммунную, дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную систему.

3. Работать над профилактикой нарушения осанки и развития плоскостопия.

4. Обеспечивать детям состояние эмоционального комфорта, создавать радостное настроение при проведении комплекса закаливающих процедур.

5. Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

I. Структура летне-оздоровительного комплекса «Крепыш»

Комплекс состоит из двух частей: закрытой (застекленной) прогулочной веранды и участка на открытом воздухе.

I.1. Закрытая (застекленная) прогулочная веранда (см. Приложение № 1).

Веранда имеет стеклянные стены с трех сторон, выходящие на улицу. Глухой стеной, в которой расположен выход на веранду, примыкает к зданию детского сада. Площадь веранды в форме квадрата, по периметру которого расположено оборудование, необходимое для проведения закаливающих процедур. У передней стеклянной стены на специальных подставках, на уровне роста дошкольников расположены горшки с комнатными растениями: геранью и хлорофитумом. Вдоль боковых стеклянных стен расположены:

— дорожки с различными рельефными поверхностями — ящики с сосновыми и еловыми шишками, с галькой, с речным песком;
— двухсторонняя лесенка с тремя ступеньками, поверхность которой также имеет различные шероховатости и неровности;
— ребристые доски;
— емкости с водой определенной температуры;
— коврики из ткани с нашитыми на них пуговицами, деталями конструктора Lego (по типу аппликатора Кузнецова), колесиками от пирамидок, деталями фломастеров.

У глухой стены стоят скамейки и на специальных подставках — полотенца для вытирания ног.

I.2. Участок на открытом воздухе (см. Приложение № 2).

Участок имеет вытянутую прямоугольную форму и защищен насаждениями из кустарников акации и ильма.

По периметру участка оборудована специальная тропа, которая имеет мягкую плодородную почву. В нее в начале лета густо засеивают семена овса, которые через неделю дают молодые, зеленые всходы. С правой стороны участка, сбоку, оборудована душевая кабина, которая во время проведения закаливающих процедур закрывается плотной полиэтиленовой пленкой. Рядом с кабиной стоят скамейки и подставки с полотенцами для растирания стоп и тела. На ступеньках лестницы, примыкающей к веранде, лежат массажные коврики, на которых дети выполняют общеразвивающие упражнения из положения лежа и сидя.

II. Методика проведения комплекса закаливающих процедур в летне-оздоровительном комплексе «Крепыш»

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

— ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
— растирание стоп;
— хождение босиком по росистой траве;
— принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
— обливание под душем на свежем воздухе.

Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур разработаны врачом-педиатром: в них указаны последовательность проведения, дозировка в зависимости от возраста и диагноза детей, температура воздуха и воды.

Занятие по закаливанию проводится после дневного сна: в 15 часов 05 минут занимаются дети младшего и среднего дошкольного возраста; в 15 часов 30 минут — дети старшего дошкольного возраста.

До начала занятия трава на тропе поливается водой, чтобы создать ощущение «росистости». Если погода плохая, то занятие проходит на закрытой (застекленной) веранде. Дети босиком, в одних трусиках под музыкальное сопровождение, под руководством инструктора по физическому воспитанию ходят по кругу по различным рельефным поверхностям. Проходя мимо гераниевой и хлорофитумной аллей, выполняют дыхательные упражнения. Таким образом, проходят 3—5 кругов в зависимости от возраста. По окончании ходьбы дети садятся на скамейку и интенсивно растирают стопы специальной варежкой.

Рекомендации врача-педиатра по растиранию стоп:

После ходьбы дети растирают сухой варежкой стопы до покраснения по 2 минуты каждую, затем другой варежкой, смоченной в воде температуры +36°C, проводят растирание стоп по 30 секунд каждую, затем вновь сухой варежкой растирают каждую стопу до покраснения по 2 минуты каждую. Через 2—3 дня температура воды снижается на 1°C и доводится до 18—20°C. Противопоказано детям с заболеваниями почек. Переболевшим детям температуру воды повышают на 2—3°C.

Если погода теплая и солнечная, то занятие по закаливанию инструктор по физической культуре проводит на участке на свежем воздухе. Дети в трусиках, босиком, под музыкальное сопровождение ходят по росистой траве, при этом используются разные виды ходьбы и бега. Температура воздуха должна быть 18—20°C; температура поверхности травы такая же. Ходьба и бег по росистой траве осуществляются в течение 3—5 минут, в зависимости от возраста, затем дети переходят на открытую, свободную от травы часть участка, посыпанную речным песком, здесь они выполняют комплекс общеразвивающих упражнений, направленных на различные группы мышц, причем упражнения из исходного положения сидя и лежа выполняются на массажных ковриках.

В заключительной части комплекса под руководством старшей медицинской сестры детей обливают под душем на свежем воздухе.

Рекомендации врача-педиатра по проведению обливания под душем:

Обливание всего тела ребенка проводится в течение 30—40 секунд из душа с гибким шлангом; температура воды в зависимости от возраста:

Дети 3—4 лет — 36—34—36°C;
5—7 лет — 34—32—30—28°C;

снижать температуру через два дня на 1°C. До обливания 2 недели проводить влажное обтирание в течение 2—3 минут, температура воды +30°C, снижая до 28°C на второй неделе.

Ослабленным детям и перенесшим болезни обтирание проводить по частям (руки, ноги, грудь, живот, спина). После пяти процедур обтирать все тело. В понедельник температура воды, как в пятницу.

Завершается весь комплекс интенсивным растиранием всего тела ребенка. Дети надевают обувь и идут в группу на полдник.

Примечание: Занятия в летне-оздоровительном комплексе не рекомендуются детям с заболеваниями почек. Детям с другими диагнозами комплекс закаливающих процедур назначается по индивидуальным показаниям.

Приложение № 1

Схема размещения оборудования для проведения закаливающих процедур
на закрытой прогулочной веранде

Приложение № 2

Схема размещения оборудования для проведения закаливающих процедур на участке на открытом воздухе

Насаждение акации и ильма

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРК ПО ПРОБЛЕМЕ: «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: ХОЖДЕНИЕ БОСИКОМ ПО РОСИСТОЙ ТРАВЕ И ОБЛИВАНИЯ ПОД ДУШЕМ»

День ДРК по проблеме: «Оценка эффективности организации и проведения закаливания на свежем воздухе: хождение босиком по росистой траве и обливание под душем»

Цель: Эффективность данного вида закаливания.

Задачи:

1. Определить правильность выбора методов и приемов при организации и проведении нетрадиционного вида закаливания в летний период.

2. Оценить факторы и условия, способствующие соблюдению основных принципов закаливания (систематичность, постепенность, учет возрастных особенностей, дифференцированный подход к каждому ребенку).

3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на качество проведения закаливающих процедур.

Объект исследования: Нетрадиционный вид закаливания как элемент оздоровления детского организма.

Предмет исследования: Содержание деятельности воспитателя, инструктора по физической культуре, медсестры и детей, условия организации закаливающей процедуры.

Гипотеза: Нетрадиционные методы закаливания в детском саду обеспечивают положительную динамику показателей, характеризующих здоровье, физическое развитие, адаптацию детского организма к воздействию интенсивных факторов закаливания. Если:

  • соблюдаются санитарно-гигиенические требования к организации закаливания;

  • учитываются индивидуальные особенности детей при проведении процедуры;

  • на территории летне-оздоровительного комплекса «Крепыш» создана и востребована физкультурно-игровая, предметно-пространственная среда, способствующая сохранению и укреплению здоровья детей;

  • соблюдаются принципы закаливания;

  • медико-педагогический персонал компетентен в вопросах организации и проведения закаливания;

  • достигнута положительная эмоциональная реакция детей на закаливающие процедуры.

Методы исследования: Наблюдение, собеседование, анализ заболеваемости детей, обработка результатов исследования, опрос родителей в форме анкетирования, мини-совещание по проблеме, педсовет, анализ учета проведения закаливающих процедур, анализ заболеваемости детей, анализ рекомендаций врача по назначению индивидуального вида закаливания, педагогический анализ планирования процедуры инструктором физкультуры, анализ учета документации, наблюдение, собеседование, обработка результатов исследования, опрос родителей в форме анкетирования.

Содержание ДРК

Программа проведения Дня ДРК

Тема: «Организация и эффективность проведения закаливания на свежем воздухе»

Распределение функциональных обязанностей членов экспертной группы

Заведующая ДОУ — осуществляет контроль за соблюдением «Инструкции по охране жизни и здоровья детей во время проведения закаливающих процедур», координирует действия всех членов экспертной группы, при необходимости осуществляет помощь в оценке действий участников ДРК.

Принимает участие в обработке результатов проведения Дня ДРК, анализирует полученную информацию.

Руководит принятием управленческих решений по результатам работы экспертной группы.

Старшая медицинская сестра — оценивает соблюдение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей». Определяет, насколько оптимально созданы условия для проведения закаливания; на каком уровне находится материальное оснащение процесса закаливания, как организован оздоровительный маршрут детей; соответствует ли процесс закаливания санитарно-гигиеническим требованиям; происходит ли соблюдение принципов закаливания. Соблюдаются ли медицинские методические рекомендации, выдержана ли длительность наблюдаемого процесса и его частей; на каком уровне находятся практические навыки детей (разные виды ходьбы; выполнение ОРУ; растирание тела полотенцем). Определяет реакцию детей на закаливающие процедуры.

Осуществляет контроль за ведением необходимой документации по учету закаливающих процедур. Занимается обработкой результатов проведения Дня ДРК, анализирует полученную информацию, заполняет оценочную шкалу; составляет диаграмму заболеваемости; участвует в принятии управленческих решений по результатам работы экспертной группы.

Старший воспитатель — осуществляет контроль за тем, как инструктор по физической культуре и воспитатели соблюдают «Инструкцию по охране жизни и здоровья детей». Дает оценку соблюдению принципов закаливания, методическому обеспечению проведения закаливающих процедур: разнообразию методических принципов, используемых инструктором по физической культуре и воспитателем; соблюдению структуры гимнастики; соответствует ли подбор упражнений возрасту детей; соблюдается ли дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Оценивает длительность процесса закаливания и его частей, насколько рационально распределены обязанности между участниками процесса закаливания; насколько комфортны условия на участке; как происходит стимулирование интереса детей к закаливанию. На каком уровне находятся практические навыки детей, какова реакция детей на закаливающие процедуры, насколько дети осознают значимость и полезность закаливающих процедур. Занимается обработкой результатов проведения Дня ДРК, анализирует полученную информацию. Заполняет оценочную шкалу, составляет общую таблицу результативности, участвует в принятии управленческих решений по результатам работы экспертной группы.

Организация и эффективность проведения закаливания на свежем воздухе



Каждый параметр оценивается по шкале трех значений:

Аналитическая справка по итогам проведения Дня ДРК в Центре развития ребенка — детском саду № 12 «Родничок»

Тема: «Организация и эффективность проведения нетрадиционного вида закаливания на свежем воздухе». Хождение босиком по росистой траве и обливание под душем.

Проверка проводилась: 28.07.2004 г.

Экспертная группа:

1. М.А. Сошнина — заведующая ДОУ.
2. О.П. Яричевская — старшая медицинская сестра.
3. М.В. Попова — старший воспитатель.

Цель проверки: Выявить рациональность организации и эффективность проведения закаливающих процедур в летне-оздоровительном комплексе «Крепыш».

В ходе ДРК установлено, что в процессе закаливания приняли участие 29 детей. Создание условий для проведения процедуры, материальное оснащение и его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям признаны на высоком уровне. Организация закаливания проводилась согласно рекомендациям врача, с учетом медицинских отводов, погодных условий, самочувствия детей. Полностью соблюдены принципы закаливания.

Проведению закаливания на достаточно высоком уровне способствуют наличие методического обеспечения, знание и применение разнообразных методических приемов со стороны инструктора по физической культуре, правильная структура гимнастики, подбор упражнений согласно возрасту детей. Все структурные части закаливания выдержаны по времени. Музыкальное сопровождение; не громкая, спокойная, доброжелательная речь взрослых, использование педагогами методов одобрения и поощрения способствуют созданию комфортных условий на участке, помогают большинству детей получать удовольствие от закаливающих процедур.

На основе изучения результатов опроса родителей получены данные, что родители отмечают оптимальность подбора водного воздействия — обливание под душем — погодным условиям сухого, жаркого лета этого года. Четверо из родителей проявили равнодушие и не готовы конструктивно отвечать на вопросы анкеты. Также следует отметить, что у 3 из 29 детей систематичность нарушалась по вине родителей (Мунгалова Аня, Седунов Марк, Алексеева Саша).

Учет проведения закаливания был односторонним. Посещение детьми лечебно-оздоровительного комплекса фиксировалось только медицинскими работниками, воспитатели такого учета не вели, что сказывалось отрицательно на согласованности в действиях воспитателей и недостаточной информированности родителей.

Не отработана очередность обливания частей тела согласно рекомендациям врача, недостаточны навыки детей.

С 1 по 15 июня при температуре воздуха в данном сезоне + 27°C проводился подготовительный этап — обливание ног, что сокращало сезон проведения закаливания на свежем воздухе, т.е. не было оптимального использования природных факторов конкретного сезона. При беседе с детьми выявлено, что не все дети осознанно относятся к закаливанию, а просто получают радость и удовольствие от него.

Выводы и предложения: Хождение босиком по росистой траве и обливание под душем — этот вид закаливания прочно вошел в систему оздоровления детей нашего дошкольного учреждения в летне-оздоровительном периоде. Метод достаточно изучен педагогами и медиками, со стороны родителей имеет поддержку, дети получают радость и удовольствие.

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин сантехники TopHop.ru предлагает широкий выбор сантехнических устройств и строительных материалов. В ассортименте представлены мебель для ванных комнат, унитазы, биде, смесители, ванны, раковины и аксессуары к ним. И, конечно же, душевые кабины, всевозможной геометрии и функциональности. Хотите ли вы недорого купить гидромассажную душевую кабину или вас интересует нечто более оригинальное, как душевая кабина из ценных пород дерева или кабина для двоих – вы всегда сможете подобрать в TopHop кабину необходимого вам размера и дизайна.

Рейтинг@Mail.ru