Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2006

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Мы работаем с «особыми» детьми

В № 19/2005 газета объявила книжную лотерею, в которой разыгрывается книга Рубена Гальего «Белое на черном». В розыгрыше книги имели право принять участие педагоги и специалисты коррекционных детских садов и групп «Особый ребенок», приславшие в редакцию описание своих пособий и разработок.
Сегодня мы знакомим читателей с победителями лотереи.

Украсим коврики

В г. Салават Республики Башкортостан есть детский сад для детей со сниженным интеллектом. Среди воспитанников садика есть даже ребенок-дауненок. Работать с такими малышами непросто. Нужны такт и большое терпение. В детском саду детей называют только ласковыми именами: «Олежка, Настена…». Воспитатели все время что-то придумывают для них, украшают группы, создают пособия.
Здесь создана целая коллекция сенсорных ковриков.

Коврик «Домик с палисадником»

Задания:

Войди в домик — расстегни и застегни молнию-дверцу.
Сделай так, чтобы распустился цветочек — приколи венчик к пуговице на стебельке.
Построй заборчик — заткни трубочки для коктейля за матерчатые поперечины плетня.
Ну, а теперь заплети солнышку косички: ему так нравится светить над домиком и хочется быть аккуратным.

Коврик «Летний сад»

В саду цветут цветочки, зреют фрукты на деревьях, порхают бабочки.
Фрукты крепятся к веточкам на крючках, цветочные головки пристегнуты к стебелькам с помощью пуговиц. Бабочки крепятся с помощью липучек.
Можно снять все цветы-фрукты с коврика, а потом заново его украсить, попутно пересчитывая яблоки и бабочек.

Коврик «Добрый ослик»

Этот коврик устроен точно по такому же принципу, что и коврик «Летний сад».
А это сенсорные рукавички. Педагоги используют их на занятиях: в рукавичках удобно прятать маленькие сюрпризики.
Чтобы рукавичка «согласилась» выдать свой секрет, кто-то из детей должен завязать на ней бантик или заплести косичку.
Рисование на подносиках с манкой — известное пособие монтессорианской педагогики. Используют его и салаватские воспитатели. На манке можно упражняться в проведении разных линий, в рисовании фигур и узоров, а также букв и цифр.

По материалам Ирины ПЕТУХОВОЙ,
старшего воспитателя сада

Разные дети — радости общие

Детский сад «Журавлик» г. Чистополя посещают как здоровые дети, так и дети с особенностями в развитии и с проблемами здоровья. Для таких малышей в садике открыты три специализированные группы. В группы поступают дети с неоднородной патологией и большим диапазоном интеллектуального развития. Здесь есть дети со сниженным слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой развития речи и психического развития. Но наряду с малышами, сильно отстающими по своим показателям от возрастных нормативов, встречаются ребята яркие, с развитой речью, с явно выраженными лидерскими наклонностями.
Одна из важнейших педагогических задач сотрудников садика — помочь личностному развитию детей, формированию их адекватной самооценки.
Для этого, кроме атмосферы приятия и эмоциональной поддержки, в саду разрабатываются методики по обучению детей навыкам общения и самообслуживания.
Эффективный путь решения этой задачи коллектив видит в интеграции детей с проблемами здоровья в сообщество здоровых сверстников. Этой проблемой в садике занимаются уже одиннадцать лет. Дети коррекционных групп «ходят в гости» в соседние группы для обычных детей, принимают участие в общих праздниках и творческих конкурсах.
Конечно, много сил отдается созданию развивающей среды с учетом проблем воспитанников коррекционных групп.
Гордостью сада является зал по лечебной физкультуре. Тренажеры в зале разработаны врачом С.И. Лепиловой совместно с массажистом садика и инструктором по физическому воспитанию.

По материалам Ирины ФУГИНОЙ,
заведующей детским садом № 22 «Журавлик»
г. Чистополя, Республика Татарстан

Закрутим гайки покрепче!

Детский сад № 46 г. Сарова посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У некоторых из них диагноз «ДЦП». В силу ограниченности двигательных возможностей такие малыши всегда испытывают недостаток в сенсорных ощущениях. Их опыт манипуляции с предметами беден. Педагоги детского сада по мере сил стараются компенсировать своим воспитанникам этот дефицит.
Емкости с сыпучими материалами, экраны с разного рода задвижками, защелками и замочками, доски со штырьками для «рисования» фигур с помощью резинок — все служит этой цели.
Для детей с парезом руки родители изготовили на заводе винтовую доску.
Пять гаек разного диаметра и веса накручиваются на винтовые штыри, укрепленные на деревянной подставке. Для каждой гайки предусмотрено гнездо, где она может «отдыхать» от работы на винте. Так что доска-основа еще и играет роль рамки для вкладышей-гаек.
В комплекте с доской существует набор тактильных дощечек, обтянутых материалами разной фактуры — от мягкой и нежной до грубой и шершавой на ощупь. Работа с тяжелыми гайками требует напряжения мышц руки. Поглаживание поверхностей дощечек позволяет это напряжение снять.

По материалам Натальи ЕВСЕЕВОЙ,
воспитателя детского сада № 46 г. Сарова, Нижегородская область

 

Рейтинг@Mail.ru