Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Наш марафон растянулся на пять лет...

В течение пяти лет Издательский дом «Первое сентября» совместно с Департаментом образования г. Москвы проводит Педагогический марафон учебных предметов. За эти годы марафон стал для Издательского дома и всех его газет традицией. «Дошкольное образование» ежегодно принимает в Московском городском доме учителя педагогов столицы и других городов. В последние два года лекции и семинары Дня дошкольного образования посетили более 3000 человек. Это становится хорошей традицией — дарить педагогам праздник повышения профессионального мастерства. Зачем это было нужно, почему событие назвали марафоном и что из этого получилось, рассказывает глава Издательского дома «Первое сентября», автор идеи марафона Артем СОЛОВЕЙЧИК.

— Сам наш Издательский дом — явление уникальное. В нем выпускаются двадцать предметных газет (одна из них — «Дошкольное образование») по всем направлениям образования.

В 2002 году Издательскому дому исполнилось десять лет. Естественно, встал вопрос, как отметить этот юбилей, чтобы праздник почувствовали редакция каждой газеты и ее читатели.

Ни в один, ни в два, ни даже в три дня праздник уместить было невозможно. Но дело не только в этом. За годы существования Издательского дома стало ясно, что педагоги, несмотря на то что все они работают в одной области, на самом деле разделены на своеобразные «касты». Есть «каста» физиков — со своим взглядом на мир, со своими проблемами и специфическими решениями этих проблем. Есть химики, есть музыкальные работники детских садов, детские психологи и т.п.

Нам хотелось, чтобы все они получили именно то, что им нужно.

И вот тогда возникла идея осуществить очень смелый поступок: растянуть праздник во времени и выделить для каждого сообщества свой день. Почему мы посчитали этот поступок смелым, почти авантюрным? Во-первых, предполагаемый праздник сразу растянулся на двадцать дней, а во-вторых, подготовить за короткий срок программы каждого из этих двадцати дней в соответствии с его предметной областью казалось почти невозможным.

Но мы на это решились. Эта череда предметных дней вызывала прямую ассоциацию с бегом на длинную дистанцию. Поэтому мы назвали наше растянутое празднование юбилея марафоном — педагогическим марафоном.

Мы не знали, что из этого выйдет. Но результат превзошел наши ожидания. К нам «в гости» пришли люди, для которых мы в день их предмета смогли устроить лекции, организовать семинары и мастерские. Эта акция была в своем роде беспрецедентной: вход в Дом учителя был свободным. Читали лекции и вели семинары лучшие ученые, методисты и известнейшие педагоги страны. Их можно было увидеть «живьем», задать интересующие вопросы — и при этом совершенно бесплатно. В программе марафона на одно и то же время было заявлено несколько занятий, и участники могли выбирать то, что их больше всего интересовало. Выбор и бесплатность стали основными принципами нашего праздника. Кроме того, мы смогли организовать широкую продажу методической литературы, представленной разными издательствами. Это тоже было нашим вкладом в повышение квалификации педагогов.

Первый же марафон оказался настолько успешным и востребованным, что мы решили сделать его традиционным. Мы перестали связывать его исключительно с нашим юбилеем — это превратилось в историю. Марафон позволил объединить на своих площадках усилия самых разных людей и организаций и стал силой, влияющей на общую культуру педагогической среды Москвы.

С первого года на марафон собирались не только педагоги столицы и ближайших к ней областей, но и учителя и воспитатели со всей страны. Иногда из очень далеких регионов. На последнем марафоне представители региональной педагогики составили около трех тысяч человек.

Эти люди, как правило, высоко оценивали и содержательную, и организационную структуру марафона и интересовались, возможно ли организовать подобное в их городах. Например, в областных или региональных центрах. Мы задумались, а потом решили попробовать. Разработали положение и финансовую смету и стали искать союзников. Один региональный марафон мы помогли организовать в Нижнем Новгороде и два — в Элисте, столице Республики Калмыкия.

Конечно, мы не могли развернуть марафон с тем же размахом, что и в Москве. Это было бы слишком дорого, да и в региональных городах количество педагогического населения не сопоставимо с московским, школ и детских садов тоже значительно меньше.

Поэтому мы предложили уменьшенный формат марафона, по времени рассчитанный на два–четыре дня. И проходит он не на одной площадке, как в Москве, а сразу на нескольких, например, на базе трех-четырех школ и детских садов.

Регион (или город) выбирает направления (предметные области), которые считает для себя наиболее актуальными. Например, русский язык, информатику, английский, психологию, начальное и дошкольное образование. Издательский дом предоставляет организаторам акции программы всех предшествующих марафонов, и они выбирают двух-трех специалистов, которые приезжают к ним в условленные сроки. Лекции и другие занятия специалистов оплачивает Издательский дом «Первое сентября», а дорогу и проживание лекторов — регион. Под любой бюджет можно составить программу марафона.

Педагоги городов, в которых проходили региональные марафоны, встретили это событие с энтузиазмом и благодарностью. Это, как я уже говорил, всегда воспринимается как профессиональный праздник. Но для городского или регионального начальства организация марафона конечно же сопряжена с расходами.

Не могу сказать, что эти расходы мизерные. Но речь идет о том, насколько эффективными для развития местного образования являются подобные вложения. В Элисте марафон включал семнадцать направлений и проходил в течение недели на четырех площадках. Из Москвы в столицу Калмыкии прилетели 34 специалиста. Общее количество учителей, посетивших занятия марафона, составило более 2000 человек — представителей абсолютно всех школ региона. Для Калмыкии это большая цифра.

В общей сложности праздник для учителей обошелся региону в сумму около 14 000 у.е. То есть обучение каждого посетившего марафон в эти дни стоило 7 у.е., или 210 рублей. А читали лекции, как я уже говорил, звезды отечественной науки.

Вообще собрать все звезды на одном небосклоне в одно и то же время довольно трудно. Но Издательский дом это умеет — за счет давних связей и развернутого и разнопланового сотрудничества: как правило, все лекторы являются авторами газет. И в этом мы можем оказать реальную помощь тем, кто решился бы на организацию подобного события у себя в регионе.

Вопрос от редакции:

Можно ли организовать в городе марафон по дошкольному образованию?

Можно. Самый простой путь — проанализировать подшивку газет с программами марафонов за пять лет и выбрать то, что кажется наиболее значимым. Мы со своей стороны готовы связаться с интересующими регион лекторами и организовать их приезд в регион. Мы уверены, что это дало бы хороший импульс для развития дошкольного образования на местах.

 

Рейтинг@Mail.ru