Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2006

КНИЖНЫЙ ШКАФ

В гости к Винни-Пуху

Все началось с медведей.
Вернее, с конференции по музейной педагогике в Саратове, на которую отправилась маленькая «делегация» из Государственного биологического музея г. Москвы. В состав «делегации» входила Соня Пантюлина — начинающий искусствовед, одна из самых юных музейных сотрудниц. Среди различных музеев славного города на Волге москвичи открыли один маленький музей, получивший в их условной рейтинговой таблице статус «самого замечательного», — мемориальный Дом-музей художника Павла Кузнецова. Усадьба живописца была полностью разрушена. Как написала местная газета, ее «из бревен и опилок» возродил к жизни молодой саратовский филолог Игорь Сорокин.
Как бы сложно ни жилось восстановленному из пепла Дому, его сотрудники решили: с первого дня своего существования он должен функционировать в качестве музея.
Поэтому, пока шли строительно-восстановительные работы, выставки устраивались там, где это было возможно, — на заборе. В назначенное время у музейной усадьбы собирались саратовские художники, развешивали на заборе свои работы, а сами выстраивались рядом. Приезжали представители прессы, щелкали художников на фоне их произведений и давали коротенькие заметки в местные газеты. Оказавшиеся рядом прохожие становились случайными свидетелями этого мимолетного события культурной жизни. Потом выставка разбиралась, и художники расходились по домам. Музейные работники Дома Кузнецова дали своему проекту условное название «Самая короткая выставка в мире». Но, кроме этих краткосрочных выставок, на расчищенных пространствах нового музея стали появляться экспозиции с более долгой жизнью. Например, рождественская выставка игрушечных медведей под названием «Потому что он хороший…».

Этнографы и историки культуры могут рассказать увлекательнейшие истории о Медведе — Хозяине Леса, которому приносились жертвы, о Медведе — родоначальнике племен и покровителе охоты, зубы которого считались самым сильным оберегом и украшали грудь вождей. Но с течением времени могущественный мифологический Зверь превратился в игрушечного Мишку и перекочевал из шаманских обрядов в детскую, став доверенным лицом ребячьих секретов и горестей, мягким и пушистым существом, которое спит рядом с ребенком в кроватке и помогает дождаться прихода мамы с работы. Плюшевый медведь — символ детства для нескольких поколений наших соотечественников, переживших слова Агнии Барто «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» на собственном опыте.
И вот дети ближайших к музею домов понесли туда своих любимых мишек из синтетического меха. А их мамы и папы понесли плюшевых мишек времен пятидесятых и шестидесятых. И бабушки понесли в музей своих медведей. Мишки некоторых бабушек пережили войну (кое-кто — две войны) и были не плюшевые, а тряпичные, сшитые из лоскутков. А некоторые «дарители» принесли не игрушки, а старые черно-белые фотографии, на которых дети начала прошлого века сидели на высоких стульчиках в обнимку с любимыми медведями. Всю эту медвежью братию рассадили вдоль стен и по уголкам музейных комнат. И эти медвежьи ряды поражали воображение и будили самые острые детские переживания.

Соня Пантюлина смотрела-смотрела на этих медведей, медведиц и медвежат, медвежьих бабушек и медвежьих дедушек и вдруг подумала: «А как же Винни-Пух?»
Почему она подумала именно так, неизвестно. Наверное, почувствовала себя в тот момент маленькой девочкой (с кем не бывает!), и ей захотелось увидеть в ряду детских любимцев своего собственного медвежонка. Самым любимым медвежонком Сони в детстве был Винни-Пух. Когда Соня выросла и стала серьезным сотрудником биологического музея, Винни-Пух не перестал быть ее любимым медвежонком — несмотря на очевидное биологическое разнообразие медведей и всех остальных. Наверное, поэтому она и подумала: «А как же Винни-Пух?»
И, когда вернулась в Москву, все продолжала про это думать.

А тут вдруг оказалось (вот ведь совпадение!), что в декабре 2005 года исполнилось 80 лет с того дня, когда в маленькой лондонской газетке перед самым Рождеством появился первый рассказ тогда еще никому не известного англичанина Алана Милна про медвежонка с опилками в голове. И пройдет не больше полутора лет от нынешнего момента, как нужно будет отмечать пятидесятилетие со дня первого явления Винни-Пуха тем, кто читает на русском языке. Правда, тут есть одно обстоятельство, мешающее вести отсчет времени.
В 1958 году в журнале «Мурзилка» действительно была впервые опубликована одна из историй об игрушечном медвежонке в переводе Бориса Заходера. Только звали медвежонка, согласно архивам «Мурзилки», вовсе не Винни-Пух, а мишка Плюх. Но Заходер, начав переводить повесть Милна, все черкал и черкал свою рукопись, все менял и менял в ней слова. И в конце концов из-под его пера «выскочило» замечательное словцо-имя «Винни-Пух», которое появилось на обложке книжки в 1960 г. — и с тех пор внесено в негласный список имен самых популярных и любимых детских литературных героев.

Рассказ о выставке медведей и о грядущих датах, связанных с именем знаменитого медвежонка, Соня изложила директору музея и своим коллегам по музейной педагогике. Оказалось, в своей слабости к плюшевому медвежонку она не одинока.
И коллеги признали за Винни-Пухом право на выставку в биологическом музее, несмотря на опилки, которыми он, в соответствии со сказочной версией, был набит.
Поэтому в декабре 2005 года в одном из лучших залов музея была открыта выставка «ИСКпедиция в Страну Винни-Пуха». А в мае, во время VIII Всероссийского фестиваля музеев «Интермузей-2006», конкурсное жюри присудило ей приз «За самый оригинальный проект».

В выставочных витринах самым чудесным образом переплетаются история создания повести, биологические реалии и сказочные мотивы. А главное пространство выставки занято домиками сказочных персонажей в «натуральную величину».
Замысел сказки, как рассказывает в книге воспоминаний сын Алана Милна Кристофер, давший имя одному из главных персонажей, был во многом навеян духом усадьбы Милнов, которую семья купила в 1925 году, окруженной старым лесом. География сказки, включая три сосны, в которых во время одной из прогулок заблудились Винни-Пух и Пятачок, почти полностью повторяет реальную географию английского поместья. А еще в лесу водились кролики. Ввиду этого обстоятельства один из персонажей сказки просто не мог не оказаться кроликом. И его статус, со значением отмечает Соня Пантюлина, несколько отличается от статуса других героев.
Все они, за исключением Кристофера Робина, — игрушечные животные. Винни-Пух изначально заявлен как игрушечный медвежонок. А «игрушечная природа» других персонажей время от времени «вылезает наружу». Иа-иа, к примеру, теряет свой веревочный хвост, который Кристофер Робин возвращает на законное место с помощью молотка и гвоздика.
Только Кролик — животное не игрушечное. Он «просто» кролик, который живет в норе — как и полагается добропорядочным английским кроликам — и отличается от других обитателей волшебного леса самостоятельностью и нудной, а порой каверзной рассудительностью. Подобными достоинствами может похвастаться еще Сова. Ее «прототипы» в изобилии населяли лес вокруг милновского дома. Правда, по воспоминаниям Кристофера Милна, сов в лесу никто из обитателей милновской усадьбы лично не видел. Но в лесу, как раз на маршруте постоянных прогулок маленького Кристофера с няней, росло одно высокое дерево с горизонтально отходящей от ствола верхней веткой. На эту ветку маленький Милн очень любил залезать — несмотря на весь риск предприятия: ветка располагалась довольно высоко, совсем близко к небу. Однажды Алан Милн, глядя снизу вверх на сидящего в ветвях маленького сына, подумал: ведь он мог залезть туда не просто так, а с особой, сказочной целью — заглянуть к кому-нибудь в гости! Но кто бы мог жить так высоко? Вот тогда все вместе — папа, мама и сын — придумали Сову. И за ней закрепилось сказочное место на этом высоком суку.

Все остальные персонажи попали в повесть «другими путями». Первым появился медвежонок. Его подарили Кристоферу на день рождения, когда ему исполнился год. Рассказывают, будто медвежонок был куплен в одном из самых знаменитых магазинов Лондона. («Очень похожие медведи — свалянная шерстка и вышитый нос, — рассказывает Соня, — продаются в этом магазине до сих пор. Их считают «фирменными» игрушками, появившимися на прилавках с открытия магазина в начале ХХ века».) Ослика мальчик получил в подарок на Рождество. Видимо, изначально ослику отводилась роль вертепного персонажа, охраняющего сон Младенца в яслях. Но об этом нигде не упоминается,
и отразилось разве что на сказочном характере Иа-иа, чрезмерно задумчивом и унылом.
Третьим появился Поросенок — в качестве подарка от соседки, которую родители мальчика, видимо, втянули в орбиту сказочных событий, происходящих с игрушечными зверюшками.
Сказочная компания была укомплектована «неизвестным свирепым животным» под именем Кенга с крошкой Ру в кармане и необузданным и импульсивным Тигрой. Родители Милны приобретали зверюшек под благовидным предлогом подарков сыну, но к этому времени они уже затеяли с игрушками свою игру, которая впоследствии обернулась известной всему миру сказкой.

Довольно скоро после выхода в свет книги Алана Милна игрушки стали знаменитыми. По воле одного из американских издательств детской литературы они отправились в заграничное турне по Штатам, демонстрируя почитателям «Винни-Пуха» потертости на своих плюшевых телах и жирные пятна на шкурках — свидетельства былой английской трапезы и своей действительной причастности к детству Кристофера Милна (Кристофера Робина). В их компании не было Кролика и Совы (как уже было сказано, их прототипы были настоящими животными), а также крошки Ру. Крошка Ру, судя по дневниковым записям Кристофера, полюбился не только всем человеческим обитателям усадьбы, но и соседскому песику. Песик постоянно похищал крошку для своих собачьих игр, и бедную игрушку обнаруживали то под корнями дерева, то в какой-нибудь непривлекательной ямке. Эти похищения давали пищу писательскому воображению, но в один прекрасный день крошка Ру исчез и больше не нашелся. Совсем не так, как в книжке, где самые страшные истории в результате оказываются просто недоразумениями.

Эти истории разыскала и раскопала музейный работник Соня Пантюлина. Искала, где только возможно: и в Ленинской библиотеке, и на англоязычных сайтах Интернета, и у Галины Сергеевны Заходер, вдовы писателя Заходера. Совсем недавно она даже отправилась в Англию, в Лес Винни-Пуха — Ashdown Forest, чтобы «набрать там палок» для расширяющейся экспозиции. А все помнят, что каждая палка в очарованном лесу имеет шанс стать Осью, по которой всегда узнают Северный полюс.
К тому же для детей, посещающих выставку, палка-ось — гораздо более ценный экспонат, чем какие-то документальные истории, фотографии и перечеркнутые листки рукописей. Для детей важнее всего домики — та часть выставки, где их ждут маленькие приключения и интересные
задания.

«Мы все думали: как оформить переход из внешнего мира к сказочному, чтобы все это чувствовали?
И всем нам почти одновременно пришла на память фраза из сказки: «Широкая тропа — пожалуй, ее можно было даже назвать дорогой — вела из Внешнего Мира в Лес, но перед тем как попасть в Лес, ей надо было перебраться через эту Реку. И там, где Река и Дорога встречались, был деревянный мостик, почти такой же ширины, как сама дорога, с деревянными перилами по обеим сторонам».
В результате посетители музея, желающие побывать в сказочном лесу, проходят в выставочный зал по горбатому деревянному мостику. Это маленькое путешествие очень нравится детям. Спустился с мостика — и ты на лесной полянке, вдоль которой расставлены домики обитателей сказки.

Домики очень красивы. А сделаны из картона, покрытого монтажной пеной. По мнению Натальи Соколовой, художника музея, нет лучше способа имитировать кору дерева. Поэтому посетители выставки попадают в пространство, построенное по сценическим законам. В таких условиях чувствуешь себя не праздным зевакой, а активным участником событий. Так и хочется постучаться в какой-нибудь домик, заглянуть в окошко. И для этого предоставляются все возможности. Где-то надо позвонить в колокольчик, где-то взобраться на лесенку. По размерам домики не больше маленьких подвесных шкафчиков, за дверцами которых спрятаны карточки с заданиями и вопросами на знание истории создания сказки и ее текста. В отдельный блок выделены вопросы о знаменитых мультфильмах про Винни-Пуха — отечественных и американских. Ответы каждый гость Леса заносит в «Листок-путеводитель», зарабатывая себе очки. Самое трудное задание ожидает путешественников в норе Кролика. Мало того, что в эту тесную нору нужно залезть, так еще и по отпечаткам следов требуется угадать, кто недавно побывал у Кролика в гостях.
В конце экскурсии-путешествия каждому, набравшему достаточное количество очков, вручается бумажная медаль. Медаль немного напоминает Орден Винни-Пуха, который когда-то придумал для своих друзей Борис Заходер. К ордену прилагалась бумага, на которой корявым почерком «Савы» было выведено: «Вам вручается Орден Винни-Пуха за то, что вы такая хорошая (такой хороший)!» Только математику Колмогорову Орден выдали за то, что «у него настоящие мозги». И Заходер немного опасался за последствия: вдруг Колмогоров обидится, что он «не такой хороший»! Но математик с «настоящими мозгами» ничуть не обиделся, а очень Орденом гордился и всем его показывал.
Орден, благодаря участию Галины Сергеевны Заходер, тоже выставлен в музейной витрине. Правда, оценить его по-настоящему могут только взрослые.
Для детей же музейные работники собираются объявить специальный конкурс — на лучший подарок Винни-Пуху и его друзьям. Ведь день рождения книги по-настоящему будут праздновать в октябре 2006 года. Самое время делать подарки!

Марина АРОМШТАМ

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Каталог фирм и предприятий AllFirm.com - это источник информации о компаниях России и стран СНГ, который содержит в себе не только контактные данные организаций, но и описание их направлений деятельности. Компании сгруппированы в зависимости от характера бизнеса, что позволяет быстро найти потенциальных деловых партнеров, дистрибьюторов, дилеров и поставщиков. А так же к Вашим услугам представлена возможность зарегистрировать в каталоге компаний Вашу собственную организацию.

Внимание: конкурс!

Уважаемые читатели!
Газета «Дошкольное образование» приглашает вас принять участие в конкурсе «Лучший подарок Винни-Пуху и его друзьям».
Конкурс проводится в честь дня их общего рождения, по случаю 80-летия выхода в свет знаменитой книги Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Участвовать в конкурсе вы можете по следующим номинациям:

«Самый красивый подарок»,
«Самый умный подарок»,
«Самый неожиданный подарок»,
«Самый душевный подарок»,
«Самый оригинальный подарок».

Подарки могут быть материальными и виртуальными.
Присылайте их на адрес редакции.
О ваших идеях мы расскажем другим.

 

Рейтинг@Mail.ru