Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Начало см. в № 10, 12/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, а с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут методические приемы и формы работы педагога-экспериментатора, кандидата педагогических наук Марины АРОМШТАМ.

Приключения со звуками-бабочками

Приключение четвертое.

Как дед Данила делил дыню

Надо учить ребенка «верить своим ушам». Сколько раз я сталкивалась с тем, что на вопрос, с какого звука начинается слово «кит», «просвещенный» родителями ребенок бойко отвечает: «На букву «К»!» Он прав. Он уже заглядывал в азбуку. Но необходимо сформировать представление о различии звука и буквы как знака для звука. Если научиться читать можно и в обход этого различения, то овладеть грамотным письмом — вряд ли. Но и касательно обучения чтению можно заметить (это отмечают многие практики), что ребенок, умеющий различать звуки, выделять их в слове, начинает читать вдруг, сам собой, без особых усилий со стороны взрослого.

Давным-давно жил да был дед. Дед Данила. Добрый-предобрый. Добыл Данила дыню и давай делить.
— Дед Данила делил дыню.

Тоненьким-тоненьким голоском говорим и делаем округлый жест руками — показываем: дынька совсем маленькая.

— Дуне дал.

Голос становится покрепче, а жест — пошире.

— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал.

Голос еще грубее, жест — широкий.

— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал, Демьяну дал.

Говорим «великанским» голосом и показываем огромную-преогромную дыню:

— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал, Демьяну дал, Дарье дал.
— Какие согласные звуки все время выпрыгивали из слов?
— [Д] и [д’].
— Со звука [Д] начинаются замечательные слова: добро, душа, доблесть. А со звука [Д’] начинается доброе слово «делиться». Дед Данила делил дыню, а мы с вами будем делить... Доброе утро! На всех.
— Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки-ладошки!

Берем Доброе утро осторожно и, как птичку, пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем-передаем по кругу и тихонько приговариваем: «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко — мое. Я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!

— Доброе утро! Это мы все вместе кричим, громко и радостно!

Приключение пятое.

Про страшный звук [Р], про сломанный топор и про курицу

Старуха ворчит,
ТигР Рычит,
ВеРблюд фыРчит,
МотоР уРчит.

Какой звук все время из слова высовывался?

ТР-Р-Р-Р-удный-пРетР-Р-Рудный звук [Р]. А каким стРашным он может быть! Встали на коленки, руки — наши передние лапы, А-а-а-а! (страшным голосом). Мы с вами не дети, а кРовожадные тигР-Р-Ры! А тигры как заРычат! Кто Рычит гРомче всех? Кто Рычит страшнее всех? Кто Рычит кошмаРнее всех? А пРохожие? Разбегаются в Разные стоРоны! Откуда же в гоРоде тигРы? Об этом стоит подумать! (А заодно — поменять позу.)

Я долго думал, откуда
На улице взялся тигр.
Думал-думал, думал-думал,
Вдруг внезапно ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
На улице взялся тигр.

Д.Хармс

Так что о тиграх можно на время забыть, а вот со звуком [Р] расставаться пока еще жаль. Потому что... можно на нем покататься. По этой же самой улице.

Будто бы есть у нас волшебный мотороллер. Мотор у него не на бензине, а на звуке [Р]. Пока ты «рычишь» — произносишь звук [Р], можно ехать, устал рычать — мотороллер сразу же останавливается. Попробуем его завести! Руки Работают Рывками, деРгаем за Рычаг: «Р-р-р!» ТРонулись! ПРокатимся с ветеРком!

А теперь устраиваем гонки. Чей мотороллер проедет дальше? В каждом заезде участвуют четыре (или три, или пять — как удобнее) машины. Гонщики каждой четверки соревнуются между собой. По сигналу «заводите мотор» и трогайтесь с места. «Рычите» громче! Как «рычание» заглохнет, ехать нельзя: мотор выключился.

Ну и гонщики у нас! Так далеко уехали всего на одной заправке звуком [Р]!

А теперь едем все вместе, без дорог, куда глаза глядят. Только, чур, не сталкиваться!

Стоп! Куда это мы с вами попали? В какую-то непРоходимую чащу! Как же обратно выбираться? Придется доРогу обРатно пРоРубать! Доставайте свои топоРы, будем деревья Рубить!

На дворе — трава,
На траве — дрова,
Не руби дрова
На траве двора.

(На дворе — нельзя, а в чаще — можно.) Рубим сильнее, машем топором:

Раз — дрова! Два — дрова! Три — дрова!
Ох, тяжелая Работа! Пот гРадом катит. Оттираем пот со лба.

— А у меня топор сломался!

— Дай-ка взгляну. Точно, топоР с топорища слетел. (Это незапланированный пассаж.) А дорога еще не расчищена. Придется пилы доставать. Давайте пилить!

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.

Экспромт, поэтому звуков [Р] маловато. Зато прямо на глазах рождается социальное упражнение:

— Посмотрите, как мы с Машей пилим! У нас пила двуручная. У моего дедушки такая на даче есть!

— Ой, ребята, как они здорово придумали! (Я бы сама никогда не додумалась!) Один пилу на себя тянет, другой на него толкает. Это очень непросто — двуручной пилой пилить. Давайте все попробуем! Разбейтесь на пары.

Пилим. Вдвоем всегда веселее. Дорога наконец-то расчищена. Можно обратно возвращаться.

А где же наши мотороллеры? Исчезли! С волшебными вещами всегда так: когда хотят — появляются, когда хотят — исчезают. Ну и ладно! Прокатимся-ка мы с вами как-нибудь по-другому: смешно и без рева. В этом нам поможет мягкий звук — звук [P’]! Потому что обратно мы с вами отправимся... на куРИце.

Стучит-бРЕнчит по улице,
Фома едет на куРИце!

Садимся на курицу верхом и, переваливаясь, не торопясь, едем домой! Смеемся, довольны:

— Давайте всегда так ездить: туда — на машине, а обратно — на курице!

Продолжение следует.

 

Рейтинг@Mail.ru