Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Выготский и дошкольное образование:
умеем ли мы читать?

В прошлом номере мы начали
разговор об основоположнике
отечественной психологии
Льве Семеновиче Выготском
Продолжение разговора посвящено
вкладу Выготского в дошкольную
психологию и педагогику и поиску
нового понимания его идей.
Мы беседуем с директором
Института психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ,
доктором психологических наук
Еленой КРАВЦОВОЙ.

Кор.: Елена Евгеньевна! Мы вправе считать, что Выготский заложил основы дошкольной психологии?

Е.Е.: Выготский не занимался именно дошкольной психологией и дошкольным образованием. Его интересовало, как развивается человек в целом. Но именно целостный подход к проблеме заставил его изучать и младенца, и ребенка раннего возраста, и дошкольника. А серьезных психологических работ, посвященных этим возрастам, в то время, действительно, почти не было. Параллельно с Выготским изучением маленьких детей занимался Пиаже. (Кстати, Пиаже и Выготский — одногодки. Пиаже родился 9 августа, и в этом году исполняется 110 лет не только со дня рождения Выготского, но и со дня рождения Пиаже.) Выготский вел с ним очень интересную заочную полемику. Заочную — потому что с критикой Выготского Пиаже смог познакомиться только после смерти Льва Семеновича. Главным предметом спора являлось отношение к обучению. Согласно представлениям Пиаже, маленького ребенка бесполезно чему-либо обучать до определенного момента психического развития. Маленький ребенок эгоцентричен и закрыт для понимания многих вещей. С точки зрения Выготского, в жизни человека нет такого периода, когда его нельзя обучать. Весь вопрос в том, что понимать под обучением. Если обучение дошкольника, например, понимать как сидение на занятиях, как некую копию школьного обучения, только в сокращенных временных рамках, ничего хорошего из такого обучения не получится.

Кор.: И Пиаже с его тезисом о невозможности обучать малышей до определенного возраста окажется прав.

Е.Е.: Но Выготский говорил совершенно о другом. Одна моя аспирантка в какой-то момент откопала интересную этимологию слова «занятие». Оказывается, слово «занятие» происходит не от слова «занят», а от слова «занятно»! Ребенку должно быть «занятно». Тогда его можно будет обучать в любом возрасте.

Кор.: Вот сейчас, в связи с новыми веяниями, и стали говорить: ведущая деятельность дошкольника — игра. Давайте обучать детей через игру, в игре, и все будет хорошо. Решим все свои задачи.

Е.Е.: Это как раз тот случай, когда Выготского цитируют, совершенно не утруждая себя тем, чтобы над его словами поразмыслить. Ведь что такое ведущая деятельность?

Кор.: Считается, что это главная деятельность ребенка определенного возраста. Деятельность, которой он готов уделять сколь угодно много времени.

Е.Е.: Нет. Это деятельность, которая для данного возрастного периода является новообразованием. Деятельность, которая только становится в данном возрасте и, как становящаяся, ведет за собой развитие. Определяет его. Что значит «игра — ведущая деятельность»? Это значит, что к концу дошкольного периода ребенок должен научиться играть.

Кор.: Вы хотите сказать, что маленький ребенок не умеет играть, а только этому учится?

Е.Е.: Да. Маленький ребенок играть не умеет. С точки зрения Выготского. С точки зрения его представлений об игре. Игра, по Выготскому, обязательно предполагает наличие мнимой ситуации и умения играющего находиться одновременно в двух позициях — внутри игрового сюжета (как участник, как актер) и над сюжетом (как режиссер). Это достаточно сложное умение, требующее определенной ступени развития воображения, некоторого опыта общения с окружающими, некоторого запаса образов социальных ситуаций в памяти. Если ребенок действительно, по-настоящему играет, игра отнимает у него очень много сил, поглощает его целиком. Случается, что ребенок от усталости засыпает среди игрушек.

Кор.: То есть игра сравнима с творческой деятельностью? Взрослый примерно так же себя чувствует, когда что-то пишет, рисует, придумывает…

Е.Е.: Да. Но это значит, что ребенок не может все время играть. Это слишком утомительно. Но, кроме ведущей деятельности, для каждого возрастного периода существует другая деятельность — преобладающая. Это как раз то, чем ребенок может заниматься большую часть своего времени. Для ребенка-дошкольника такой является предметная деятельность.

Кор.: То есть когда ребенок складывает мозаику или собирает конструктор, это не игра, а предметная деятельность, и поэтому он может довольно долго и с удовольствием этим заниматься?

Е.Е.: Само по себе занятие с конструктором — не игра. В его основе — манипуляции с предметами. Предметная деятельность была ведущей у ребенка раннего возраста — когда эти манипуляции только осваивались, ребенок этому учился. А в дошкольном возрасте предметная деятельность становится преобладающей. Это и есть та деятельность, которой ребенок может заниматься достаточно долго. Предметная деятельность при правильном развитии может перерастать в игру. Например, построенная из конструктора машинка не просто ездит туда-сюда по столу, а едет в деревню, построенный дом заселяется куколками, и новоселье становится сюжетом игры. И это правильное направление развития детской деятельности. Так должно быть. Это надо поощрять и этому надо учить. Если же фиксировать ребенка исключительно на работе с конструктором, да еще и на работе со схемами, ничего хорошего из этого не выйдет. В моей консультативной практике был случай, когда меня попросили посмотреть второклассника, у которого вдруг начался логоневроз (заикание). Со слов мамы, ее сын очень любил собирать разные модели и рисовал исключительно схемы. Как оказалось, в дошкольном возрасте мама в качестве игрушек покупала ребенку исключительно конструкторы, потому что только такие игрушки «прибавляют ума». Обследование показало, что у мальчика очень низкий уровень развития игровой деятельности и, как следствие, не сложившаяся школьная зрелость. Логоневроз был результатом столкновения этого неглупого, но не готового к школе ребенка со школьными требованиями и правилами. Не в последнюю очередь потому, что мама не давала ему играть, а поощряла только предметную деятельность. Пусть и на достаточно высоком уровне.

Кор.: Получается, что игра, являясь новообразованием дошкольного возраста, должна стать преобладающей деятельностью в начальной школе?

Е.Е.: Конечно. Выготский использовал понятие ведущей деятельности только по отношению к дошкольникам и только по отношению к игре. Понятие об учебной деятельности как о ведущей ввел Василий Васильевич Давыдов. И он как раз подчеркивал, что учебной деятельностью как таковой дети овладевают к окончанию начальной школы. В начальной школе они учатся учиться. Вот почему это для них ведущая деятельность. Но в свободное от школы время они должны играть. А когда их такой возможности лишают, начинаются проблемы: неврозы, болезни, нежелание ходить в школу.

Кор.: Вы считаете, что тезис «Обучать дошкольников в игре» не состоятелен, потому что дошкольников нужно не обучать в игре, а обучать игре? Это и есть задача дошкольного возраста?

Е.Е.: Безусловно. После того как ребенок освоил предметную деятельность, можно делать ее основой для игры. Как в примере с домиком из конструктора. Чтобы игра могла стать средством обучения, ребенок должен сначала ее освоить. То есть получить это средство в свое распоряжение.
Ведущая деятельность — та, которой ребенок, выражаясь образным языком, занимается, привстав на цыпочки. А преобладающая — такая, которой он занимается, крепко стоя на ножках.

Кор.: Все-таки это не просто понять. Понятно, что стоит за словами «обучение грамоте» или «обучение счету». Но что стоит за словами «обучение игре»?

Е.Е.: Для того чтобы обучать игре, нужен носитель игровой культуры. Сегодня, когда детская субкультура практически перестала существовать, эта роль отводится взрослому — воспитателю и родителю. От родителей многого ждать не приходится: они считают ниже своего достоинства взять в руки куколку и протопать ею по столу, сказать что-то кукольным голосом. Значит, можно уповать только на воспитателя. На то, что он научится наполнять свою совместную деятельность с детьми образами, из которых рождается игра.

Кор.: Елена Евгеньевна! Вы рассказали об игре. О том, как, с вашей точки зрения, нужно понимать ее в свете идей Выготского. Прозвучало все это ошеломляюще, потому что мало соотносится с теми подходами, которые считаются привычными. Есть ли, с вашей точки зрения, похожие ситуации с другими понятиями, которые являются в теории дошкольного образования устоявшимися и незыблемыми?

Е.Е.: Точно такая же путаница, как и с игрой, происходит по отношению к понятию «произвольность». 99% всех учебников по дошкольной педагогике сообщают своим читателям, что главным итогом развития в дошкольном возрасте является произвольность. При этом ссылаются на Выготского. Но смысл в это понятие вкладывается совершенно не тот, что придавал ему Лев Семенович. Обычно объясняют, что произвольность — это способность подчиняться нормам и правилам окружающего социума. Но позвольте! Если вы ребенка двух лет приводите в ясли, он пару дней поплачет, а потом перестанет и будет делать то, что говорит ему воспитательница. Ну, может, улыбаться станет немного реже. Это означает, что у него сформировалась произвольность? Ведь он подчиняется нормам и правилам? А если не подчиняется, его будут наказывать и через некоторое время все равно заставят подчиняться. К произвольности это не имеет никакого отношения.
И если ребенок тихо сидит на уроке и поднимает руку, когда этого требует учительница, но чуть она за порог, начинает кричать и кидаться портфелями, это тоже к произвольности не имеет никакого отношения. Это послушание, а не произвольность. Как говорил один мой коллега, мы прекрасно учим шестилеток. С дисциплиной проблем нет: и сидят с прямой спинкой, и ручки, как надо, поднимают. Только глазки у них стеклянные.
Произвольность — это когда я подчиняюсь не просто нормам и правилам, навязанным мне извне, а нормам и правилам, которые стали моими.

Кор.: То есть когда я действую не по соображениям морали, а по соображениям нравственности?

Е.Е.: Когда я могу придать происходящему смысл. У Выготского есть две малоизвестные педагогам-дошкольникам работы: «Воображение и развитие в детском возрасте» и «Воля и развитие в детском возрасте». Оказывается, что воля, ее развитие, напрямую связана с развитием воображения. Потому что воображение позволяет привносить в происходящее смысл. И Выготский считал развитие воображения ребенка чуть ли не главной педагогической задачей в дошкольном возрасте. Но об этом у нас предпочитают не говорить.

Кор.: Наверное, потому что это очень трудно — развивать воображение.

Е.Е.: У нас вообще туго с ситуацией смысла, осмысления чего бы то ни было. Но установка на поиск смысла — возможно, одна из ключевых позиций наследия Выготского. И отказавшись от нее, мы закрываем себе путь к его пониманию.

 

Рейтинг@Mail.ru