Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Пополним «предшкольный» багаж

Своим опытом по формированию первоначальных математических представлений у старших дошкольников делится кандидат педагогических наук Ольга ПАСТЮК. Ольга Пастюк несколько лет заведовала детским садом в г. Магадане. В своей работе она и педагоги ее коллектива, в частности, творчески использовали методы и приемы, разработанные
Евгением ШУЛЕШКО.
Вот некоторые игры и задания, которые Ольга Пастюк считает эффективными.

Математика повсюду

Мы считаем все вокруг

Если педагог действительно хочет дать детям полноценные знания по математике, необходимо, чтобы она присутствовала с ними постоянно. Для достижения цели можно использовать следующие формы и методы работы с дошкольниками (идеальный вариант, когда задания дети выполняют
командой по 3–6 человек):

— подсчитай — сколько детей пришло сегодня в группу;
— подсчитай — сколько девочек и сколько мальчиков в группе;
— пройди пять шагов влево, поверни направо и сделай три шага, снова поверни влево и сделай еще два шага, протяни руку вперед и возьми то, что ты увидел (игрушку, книгу, геометрическую фигуру и т.п.).

Теперь опиши словами то, что ты держишь в руках (развитие речи + математика + ориентировка в пространстве);

— осмотри внимательно помещение группы и назови все предметы, имеющие круглую (треугольную, квадратную….) форму (развитие речи + математика);
— подсчитай — сколько всего рук у детей нашей группы;
— подсчитай — сколько шкафчиков для одежды в раздевалке.

Другими словами, считать можно все, что окружает детей в детском саду, группе, на прогулке, а помимо этого, можно не только подсчитать, но и сравнить, чего и на сколько больше или меньше. Интересно строится работа в том случае, если дошкольники работают в командах и команды самостоятельно сравнивают полученные результаты.

Сравни предметы

Для знакомства с относительным положением предметов также в свободной деятельности дошкольникам можно предложить задания на расширение словарного запаса и ориентировку в пространстве:

— назови те предметы, которые расположены выше твоего роста (НАД тобой);
— назови предметы, которые расположены ниже тебя (ПОД тобой);
— назови все, что находится ОКОЛО двери группы;
— назови все, что находится СПРАВА от окна.

Постепенно задания могут усложняться:

— назови все предметы красного цвета, расположенные НАД шкафами;
— назови все предметы ПЕРЕД тобой, которые имеют геометрическую форму.

Геометрические диктанты для детской команды

Большой интерес у детей 6–7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.

Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.

Дети делятся на команды и становятся возле заранее подготовленных взрослыми столов так, чтобы они стояли лицом друг к другу (в случае, если команд 3 или 4, столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат — для 4 команд или треугольник — 3 команды).

К каждому столу заранее прикрепляется лист ватмана, и именно на этом листе дошкольники должны расположить яркие геометрические фигуры таким образом, как диктует воспитатель. Удобно в этом случае работать с математическим набором С.В. Капелько и Т.В. Тарунтаевой.

Воспитатель диктует детям:

— В правом верхнем углу положите синий квадрат;
— В левом нижнем углу горизонтально положите синий прямоугольник;
— Над прямоугольником расположите зеленый треугольник так, чтобы два его угла находились над одной из сторон прямоугольника;
— и т.д.

Необходимым условием является возможность детей в команде обсудить, как правильно расположить фигуру, а капитану принять самостоятельное решение в случае возникновения спорной ситуации.

После окончания диктанта дошкольники, сравнивая полученные результаты, увидят: несмотря на то что всем диктовался один и тот же диктант, результаты у каждой команды получились разными. То, что для одних было верх листа, для другой команды — низ.

 

Рейтинг@Mail.ru