Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2007

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Восторжествует ли справедливость?

Андрей Фурсенко о перспективах развития дошкольного образования

23 октября 2006 года министр науки и образования Российской Федерации провел пресс-конференцию с посетителями интернет-сайта http://rost.ru.
Главной темой конференции стали первые итоги реализации национального проекта в образовании.
Средства, выделяемые в рамках национального проекта, достаются только лучшим.
Андрей ФурсенкоНо это, по словам самого министра, позволяет стимулировать развитие образования в целом и к тому же привлекает внимание общественности к происходящему. Ведь в отборе лучших образовательных учреждений принимают участие общественные организации.
Однако детские сады и педагоги дошкольного образования, как знают наши читатели, оказались вообще вне сферы действия национального проекта.
Это позволяет заподозрить министерство в недооценке роли дошкольных учреждений в общей системе образования. И идеи предшколы в этом контексте оборачиваются стремлением редуцировать дошкольное образование до одного-двух лет подготовки детей к школе, которое — опять-таки — контролируется школой.
Поэтому обида педагогов-дошкольников вполне правомочна.
Во время интернет-конференции Андрею Александровичу был задан вопрос на эту тему. Ответ министра проливает некоторый свет на перспективы развития образования в ближайшем будущем. Знакомством читателей с этими перспективами мы и открываем новый журналистский год.

Ольга Шолохова, редактор раздела «Образование» сайта http://rost.ru, ведущая конференции:

Первый вопрос от Симоновой Марины из Республики Удмуртия: «Уважаемый Андрей Александрович, вот уже полгода прошло с начала реализации национального проекта «Образование». Как вы сами оцениваете результаты? Многое ли удалось сделать? И что бы вы сделали по-другому, если говорить о продолжении в 2007 году?»

Андрей Фурсенко:

…Я считаю, что мы обеспечили достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании. Я хотел бы назвать три из них.

Публикация статьи произведена при поддержке гида по вкладам «Vkladrf.ru». Рейтинг компаний, вклады и инвестиции под проценты, полезные статьи – как убедиться в надёжности банка РФ; кредит без залога; вклады под проценты пенсионерам; микрофинансовые компании; как быть, если банк не отдаёт вклад; что делать, если сумма вклада превышает страховку; могут ли банки изменить ставку по открытому вкладу и другое. Для детальной информации перейдите по следующей ссылке: http://vkladrf.ru/.

Первое. Это открытость системы образования перед обществом. Гораздо более активное участие общественных институтов, институтов гражданского общества, профессиональных союзов в развитии образования. На сегодняшний день общественность реально участвует в изменениях в системе образования.
Второе. Благодаря нацпроекту нам удалось существенно продвинуться по определению критериев — что хорошо и что плохо в системе образования. Что хорошо и что плохо, что такое хороший учитель, что такое хорошая программа развития образовательного учреждения. Эти критерии удалось определить с участием образовательного сообщества, и сегодня они могут быть применены не только в рамках национального проекта.
И третье. В рамках нацпроекта удалось опробовать не только новые подходы к организации системы образования, но и к финансированию в системе образования. Это и подход к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги выделяются не в связи с исторически сложившейся схемой, не пропорционально количеству учителей и школ, а исходя из количества учеников. Причем учитывается и норматив по сельской местности, который удваивается. Впервые за последние 20 лет в системе оплаты учителей было подчеркнуто, что оплачиваться должно не только количество часов, а существенная доплата должна производиться за воспитательную работу, за классное руководство. Кроме этого, в рамках нацпроекта была однозначно сделана ставка на лидеров, на тех, кто способен на практике реализовывать системные изменения в системе образования. Это было сделано и, я повторяю, приносит свои плоды не только в рамках национальных проектов.
А что надо делать по-другому? Я думаю, что мы должны улучшать вопросы информационного обеспечения системы образования и нацпроекта, и эта встреча направлена как раз на такое улучшение.

Ольга Шолохова:

Следующий вопрос от Иванова Л.И., Республика Саха (Якутия). Будут ли изменения в проведении аттестации педагогов в связи с изменением оплаты труда работников бюджетной сферы? То есть, будет ли переаттестация?

Андрей Фурсенко:

Система аттестации, конечно, будет меняться. Мы сейчас предлагаем новые подходы к оплате труда, и абсолютно очевидно, что эти новые подходы потребуют существенно менее формальных критериев в аттестации педагогов. Я не хочу сказать, что они сейчас абсолютно везде формальны. Но, я думаю, мы должны вводить и новые критерии. Часть новых критериев уже отработана при проведении конкурса на награждение денежной премией лучших учителей. Поэтому сейчас очень важно, чтобы образовательное сообщество, сами учителя, активно участвовали в обсуждении того, какие критерии они считают важными, какие подходы к аттестации они считают правильными.
В рамках нацпроекта мы начали достаточно серьезное общественное обсуждение всех вопросов, связанных с образованием. Я думаю, что было бы очень здорово, чтобы и в вопросах аттестации общественность принимала максимально активное участие. Это касается и родителей, и представителей тех общественных институтов, которые сейчас включились в нацпроект «Образование». Изменения в аттестации будут, и, я думаю, уже в 2007 году мы должны начать их потихонечку внедрять.

Ольга Шолохова:

Следующий вопрос от Пономаревой Лидии Ивановны из Хабаровска. Кстати, этот вопрос часто повторяется. «Скажите, пожалуйста, почему нацпроект так несправедлив по отношению к дошкольным работникам? Работая зачастую по 12 часов без младших воспитателей, а иногда и без второго воспитателя, мы имеем нагрузку гораздо большую, чем учителя. Мы выполняем работу по воспитанию и обучению детей, зачастую — и их родителей. Кроме того, воспитателей катастрофически не хватает. Что планируется сделать для восстановления справедливого отношения к дошкольным учреждениям?»

Андрей Фурсенко:

Я уже говорил, но могу повторить еще раз: нацпроект не есть подмена всей системы поддержки образования в стране. Это небольшая ее часть. Вопросы о том, какие проблемы сегодня являются ключевыми для образования и на что надо обратить первоочередное внимание, достаточно активно обсуждались, в том числе и с представителями образовательного сообщества. В результате этих обсуждений и были выбраны те направления, которые сегодня включены в нацпроект. Но вопрос поддержки дошкольного образования тоже обсуждался. Я не исключаю, что, например, в 2008 году дошкольное образование станет одним из направлений национального проекта. Но уже сегодня некоторые регионы своими средствами — как, собственно говоря, это и должно быть по законодательству — стали, одновременно с развитием нацпроекта, поддерживать сферу дошкольного образования. Причем это касается как младших ребят, как развития детских садов, так и создания новых программ развития образования детей старшего дошкольного возраста. Я имею в виду то, что называется «предшкольным образованием». А оно может не зависеть от наличия или отсутствия детских садов. В данный момент в нацпроект это направление не включено. Но при этом я хочу сказать, что, например, министерство в рамках федеральной программы развития образования ведет работу по развитию, по поддержке системы дошкольного воспитания ребят.
Еще раз хочу повторить, что значительное количество регионов вкладывают свои достаточно существенные деньги в это направление. Мы со своей стороны готовы обеспечивать нормативную поддержку развитию дошкольного образования в стране, и ряд работ в этом направлении уже делается.

Ольга Шолохова:

Андрей Александрович, у нас готовится модернизация комплексных проектов региональных систем образования. Регионы ведь могут включить в эти проекты дошкольное образование?

Андрей Фурсенко:

Во-первых, регионы могут включить дошкольное образование в свои проекты. Во-вторых, я хотел бы напомнить, что сейчас правительство принимает новую программу — программу по улучшению демографической ситуации в стране. В этой программе предусмотрена поддержка родителей, которые отдают детей в дошкольные учреждения, — частичная оплата стоимости содержания ребенка в детском саду за счет государства. Таким образом, через заказчика — через родителей будет оказываться поддержка дошкольным учреждениям, так как со стороны родителей увеличивается платежеспособный спрос на детские сады. Поэтому, хотя непосредственно в национальном проекте «Образование» нет прямого указания на поддержку дошкольного уровня, косвенно она присутствует. В рамках демографического проекта такая поддержка тоже есть.
Я абсолютно убежден, что изменения и улучшения системы образования в России возможны только в том случае, если в этот процесс включатся все: и регионы, и муниципалитеты. Никакие реформы, никакие системы модернизации в такой чувствительной сфере, как система образования, исключительно сверху реализовать невозможно.
За два года я посетил 36 регионов. С того момента, как началась реализация национального проекта, — как минимум 15. Причем это самые разные регионы по уровню развития промышленности и благосостояния граждан. Работа в регионах ведется достаточно активно. И я абсолютно убежден: в регионах чувствуют необходимость изменения системы образования, и им по силам осуществить нужные изменения.

От редакции

Итак, судя по ответам министра образования и науки Андрея Фурсенко, дошкольное образование пока не попадает в поле зрения федерального министерства. Поэтому и ясного ответа на вопрос о его перспективах пока нет.
Расспросить подробнее о волнующих нас вопросах мы решили чиновников Департамента образования. О том, что они нам ответили, наши читатели смогут узнать в третьем номере газеты.

 

Рейтинг@Mail.ru