Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2007

РОДИТЕЛЬСКИЙ МОСТИК

Строим снежный лабиринт

Когда-то, в давние времена, о которых даже древние греки знали только по мифам, боги наказали великого царя Миноса страшным наказанием: его жена Пасифая родила чудовище — существо гигантского роста и силы, с телом человека и головой быка. Чудовище получило имя Минотавр. Для своего сына-монстра Минос решил построить специальный дворец и поручил это великому мастеру Дедалу. Дворец был спроектирован такими запутанными ходами, что вошедший в него не мог отыскать выход. Дедал назвал дворец Лабиринтом. Там и поселили Минотавра. Выйти из лабиринта удалось лишь герою Тесею — и то благодаря вмешательству божественных сил.
С той поры прошло много-много лет.
И редко кто вспоминает чудовище Минотавра. А вот игры в лабиринты — нарисованные и построенные — стали одним из любимых занятий детей.

Помоги снеговику добраться до мороженого.

Помоги снеговику добраться до мороженого.

Статья опубликована при поддержке студии "Wild Cam Photography". Профессиональная фотосъёмка в Москве в студии, на природе, модельное и актёрское портфолио, съёмка новорожденных, беременных, семейные фотосъёмки. Любые образы и идеи - яркие впечатления! А также доступные цены. Посмотреть портфолио студии и информацию о проведении фотосъёмок Вы сможете на сайте: http://wildcam.ru/.

Зимы за Уралом снежные. Как-то раз в Енисейске выпало особенно много снега.
И дети детского сада на прогулке придумали себе занятие — стали рыть в снегу пещерки. Вроде интересное, даже полезное занятие. Но, решили воспитатели, не совсем безопасное: крыша у пещерок получается тонкая. Того и гляди, обрушится и накроет ребенка. Вроде бы лучше крышу убрать. Без нее спокойнее. Только тогда детское строительство теряет смысл. Дети же хотели себе тайнички вырыть, чтобы там прятаться можно было. Воспитательница собрала детей. Стали вместе думать, как быть. И тут дети подсказали решение. Шестилетки — они же умные головы! Сначала каждый что-то свое предлагал. А потом вдруг решили: надо крышу сломать, а стенки нарастить — чтобы высоко было, чтобы можно было прятаться.
Сказано — сделано. Разбились на группки и стали копать в разные стороны. Копали, куда копалось. Начали работу человек шесть. А потом остальные прибежали. Коллективное строительство, да еще «настоящее», чтобы лабиринт получился, — дело заразительное.
Но копать — дело трудоемкое. Сколько бы энтузиазма не было, а все равно силенки детские. Однако что-то нарыли. Тоннели метра два длиной. На три стороны расходятся. Только тут прогулка кончилась. Пора обедать идти.
Еле до вечера дожили, чтобы продолжить работу.
А вечером пришла помощь — «тяжелая артиллерия» в виде отцовского состава группы.
Приходит папа за малышом, а ему: «Мы лабиринт роем. Пойдем, покажу. И можно, я еще немножко поиграю? Ну, пожалуйста!» — «Ну, пойдем, посмотрим, что вы там строите». Только какая же мужская душа против такого дела устоит? Папе вроде надо солидность соблюсти, а поиграть еще сильнее хочется. Внутренний ребенок у этого папы уже зашевелился, уже лопату просит. А если несколько пап за работу берутся, это уже не просто игра. Это игра с инженерным подходом: «Как бы это поинтереснее сделать? Да поумнее?»
С помощью пап строительство тоннелей заметно продвинулось. И занятие это так увлекло взрослых, что на следующий день они чуть ли не планы готовые принесли: как еще можно усовершенствовать лабиринт, куда прорыть, как пересекающиеся линии построить. Где надо, нарастили стенки. Сделали их прочными и толстыми.
В тупиках проделали окошечки, чтобы можно было с одной дорожки на другую перелезать. Раскопали лабиринт сотки на две: играй — не хочу.
И дети стали играть. Игры возникали сами собой. От воспитателя всего и требовалось, что немножко направить. Но вовремя данный совет, нужное слово, интересная идея и питают детскую ролевую игру. Самой популярной, вспоминают воспитатели, оказалась игра в Службу спасения. Петя с Ваней играют рядом. Оглядываются — нет Миши. Куда Миша делся? Надо срочно Мишу искать, собирать спасательный отряд. А спасательному отряду нужны продукты, одежда, аптечка. В ход идут льдышки, веточки, камушки, формочки, лопатки, ведерки — все, что попадется под руку. Любые заменители. Могут и лыжи пригодиться — чтобы из них носилки делать.
Отряд отправляется на поиски. Лабиринт — он на то и лабиринт, чтобы отыскать кого-нибудь в нем непросто было. Поэтому и игра усложняется: высылают разведчиков, пережидают бураны и лавины. И вот, наконец, добрались до Миши. Миша и не подозревает, что его ищут. Копает себе ямку где-нибудь в уголке. А тут к нему с аптечкой, с носилками: «Мишка! Да ты живой! Хорошо-то как!» Если Мише яма уже наскучила, он, пожалуй, примет условия игры «спасателей» и позволит на лыжах себя по лабиринту волочить. И уколы делать. И льдышками понарошку кормить.

Если же свое дело интересней, можно попробовать «перепрофилировать» «спасателей». Может, кому-то уже надоело спасать, и он с удовольствием переключится на раскопки «костей мамонтов» (палок в снегу).
Но это сложные, развернутые игры. Что называется, высший пилотаж. С наглядной диагностикой готовности к школьному обучению.
А можно и что-нибудь попроще придумать: салочки-догонялочки, прятки. Дочки-матери, наконец.
Главное ведь что?
Главное, чтобы выпал снег, и воспитатели были внимательны к детям. Педагогический талант в этом и заключается — придумать, как заменить опасное безопасным, но не менее интересным: пещерку в «аварийном состоянии» на полный игровых возможностей снежный лабиринт.

По материалам беседы
с Зинаидой МАКАРОВОЙ,
заведующей детским садом,
и Татьяной АНТИПОВОЙ,
старшим воспитателем детского сада № 10,
г. Енисейск Красноярского края

 

Рейтинг@Mail.ru