Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

На волшебном
острове слов

Вторая вариация
на тему детского чтения

Начало см. в № 3/2007

Желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством — две ветки одного дерева. Их корень — интерес ребенка к живой жизни слова.
Чем является для ребенка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребенок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами, подобно тому как Танечка и Ванечка Корнея Чуковского играли с Тяни-Толкаем.
Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая ребенку пополнить арсенал словесных игр и превращений.

А я придумал слово,
Смешное слово «плим»!
Вот прыгает и скачет
плим, плим, плим,
И ничего не значит
плим, плим, плим!

Ирина Токмакова

Как играть словами?

Чтоб словами поиграть,
Надо научиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Это нам еще в детстве объяснили Мишка с Толиком из рассказа «Фантазеры», который должен был бы стать введением во все учебники по детской психологии. Те самые враки, в которых упражнялись герои Н.Носова, по природе своей родственны серьезному сочинительству настоящих писателей и поэтов. И если мы всегда предпочитаем иметь дело с тем, что понимаем, необходимо учесть, что в процессе «пустяшной» деятельности по придумыванию врак ребенок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их изнутри.

В фольклоре для этого существует более точное слово — «небывальщина»:

По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.

На этом принципе построен целый пласт детской поэзии, в который внесли свой вклад и Корней Чуковский (вспомните знаменитую «Путаницу»), и Юнна Мориц, и Роман Сеф, и Борис Заходер, и многие другие.

Для начала все это надо откопать, прочитать и выучить с ребенком наизусть.

А потом предложить ему игру с не очень благозвучным названием: «Кто кого переврет?» (Можете предложить ребенку более пристойное, но менее понятное название: «Кто кого перенелепит?» — на выбор.)

Играющих может быть двое, а может быть две команды но 3—4 человека. Сначала (очередность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:

— А я видел, как кошка но небу летала!

Игрок другой команды подхватывает:

— А я видел, как самолет на тучу лаял!

И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится фантазия.

Ребенок очень быстро понимает, что придумывать — совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные «враки». Но это никогда не спасает от поражения. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.

Попробуйте сыграть в небывальщину на двоих со своим малышом. После двух-трех туров вы обречены на хроническое поражение. Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре. Если они, конечно, не поэты.

«Лошаденок»

Помните, как замечательно Корней Чуковский описал природную способность ребенка к словотворчеству в своей книге «От двух до пяти»?

Внимательный и заинтересованный родитель, вы, конечно, записываете за ребенком его забавные словечки и выражения. Это ваша памятная коллекция. Возможно, со временем ею заинтересуется какой-нибудь детский журнал.

Но некоторые из «продуктов словотворчества» можно заставить поработать на своего создателя уже сейчас.

Представьте себе, что в стандартной ситуации, когда ваш малыш должен запомнить названия детенышей животных (у лисицы — лисенок, у волчицы — волчонок, у тигрицы — тигренок, у зайчихи — зайчонок), в его речи появляется... лошаденок. С точки зрения официальной методики по подготовке к школе будущих отличников, этот лошаденок подлежит полному и немедленному искоренению. Так пусть же дрогнет ваша рука. Вспомните, что любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком (а может быть, и Пегасом?). Иными словами, перефразируя Винни-Пуха, никогда не знаешь точно, чем кончится дело, если имеешь дело с подобными словечками.

Конечно, ребенок должен узнать настоящее название детеныша лошади, но почему бы и за лошаденком не оставить право на существование? Может, поселить его вместе с коровенком, овчонком, свиненком и им подобными на каком-нибудь подходящем волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать.
А это уже огромный совместный труд (ваш и ребенка) по созданию энциклопедического словаря неизвестных науке животных.

«Висит груша — нельзя скушать»

Замечательное, до сих пор неоцененное по достоинству занятие — загадывание загадок.

Между прочим, слово гадать изначально означало думать: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.

Сначала загадывайте ребенку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.

Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека какому-нибудь сообществу, в его посвященности, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки — он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны, значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.

Когда ребенок запомнит достаточно много загадок с отгадками, можно устраивать «загадочные» состязания: сначала один загадывает загадку, потом — другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап — самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:

— Я задумал(а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.

Ребенок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.

По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: «Хищник серо-зеленого цвета, издалека похожий на бревно. Живет по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоемов». Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования их обширных знаний об экзотических животных, полученных из различных телепередач и видеофильмов!

А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет разгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна — чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:

— Он плоский?

— Он красного цвета?

— Он из дерева?

Остальные игроки имеют право отвечать либо «Да», либо «Нет». Чтобы участвовать в такой игре, нужно владеть достаточно широким набором свойств для характеристики предметов. Эта игра сильно развивает ребенка, если играть в нее в разновозрастной группе.

Имейте в виду, что текст таких загадок включает условие, вопрос и ответ, а также требует решения на основе непростой деятельности по сравнению и сопоставлению получаемых данных. Поэтому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач.

«Запретные слова»

Самый известный вариант игры в запретные слова — «Черное с белым не берите, «да» и «нет» не говорите!». Это диалог, в котором ведущий задает вопросы, хитроумно пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов черное, белое, да, нет.

— Вы поедете на бал?

— Поеду.

— И, конечно, наденете ослепительно-белое платье? — И так далее.

Через некоторое время ребенок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить. Хотя задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Существуют различные варианты подобной игры. При желании вы легко придумаете их сами. Например, условьтесь с ребенком в течение часа не употреблять слово «Я». В этом случае говорящие вынуждены пользоваться другими речевыми конструкциями: вместо «Я хочу» — «Мне хочется» или «Мне бы хотелось».

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru