Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Марина Анатольевна ГАБОВА,
к. п. н., доцент кафедры ПМДО,
Коми государственный педагогический институт

Путешествия с Линиточкой, Квадругом и Шарубиком по стране Графика

Технология развития основ графической грамоты у детей 6–7 лет

Исследователями доказано, что дошкольное детство – это особый период в развитии личности человека. Именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходят процессы возникновения, становления и развития многообразных представлений и понятий об окружающем мире. Дети овладевают различными умениями, совершенствуют их в практической деятельности. Важное место среди представлений об окружающем мире занимают пространственные и геометрические представления. Пространственные образы-представления находят свое отражение в графических изображениях, выполненных, как правило, на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве. При оперировании графическими изображениями необходимо уметь кодировать и декодировать графическую информацию, а это предполагает владение достаточным уровнем графической грамотности. В большинстве программ (кроме программы «Радуга») не заложена целенаправленная работа по развитию чертежно-графических навыков. Между тем умение оперировать графическими изображениями является основой развития пространственно-геометрических представлений не только на предметно-манипулятивном уровне, но и способствует их переводу во внутренний план, на теоретический уровень. Это особенно важно в аспекте осуществления преемственных связей между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, поскольку успешное обучение в школе возможно при наличии у ребенка определенных графических умений, формирование которых в начальной школе не предусмотрено.

Какие же умения составляют содержание графической грамоты?

  • Умение анализировать форму и пространственное расположение реальных предметов и их частей (на основе наблюдения, глазомера);

  • умения оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений:

а) умение определять вид графического изображения (рисунок, чертеж, наглядное изображение, эскиз, развертка, географическая карта, топографический план, схема, график, диаграмма и т.д.);

б) умение декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму изображенных объектов, графический состав изображений (какие линии используются для построения изображения);

в) умение кодировать графическую информацию (создавать графические изображения): выполнять измерение, основные геометрические построения, осуществлять графические операции (строить изображения при помощи определенных линий и точек);

г) умение перекодировать графическую информацию (осуществлять преобразования графических изображений);

  • умения конструировать и моделировать объекты с опорой на их графические изображения:

а) умение конструировать по графическому изображению;

б) умение создавать графические изображения заданной конструкции, модели;

в) умение преобразовывать графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей;

г) умение преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменениями графических изображений;

  • умения и навыки рационального использования чертежных инструментов:

а) знание назначения чертежных инструментов;

б) умение правильно использовать чертежные инструменты в графической деятельности, развитие мелкой моторики руки.

Разработанная и предлагаемая нами технология направлена на развитие основ графической грамотности и пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста. Она может найти применение и в работе с детьми младшего школьного возраста. Содержание курса строится на основе интеграции знаний из области математики, графики, конструирования, искусства, техники, истории. При построении содержания учитывались закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста и положения дошкольной дидактики. Таким образом, данная технология удовлетворяет критерию концептуальности.

Цикл занятий (встреч) строится в форме путешествия по стране Графика, в ходе которого дети знакомятся с ее жителями, помогают им решать различные проблемные ситуации, экспериментируют, конструируют, моделируют, наблюдают, сравнивают, обобщают. Большая роль отводится самостоятельной деятельности детей, творческим работам. Технология строится по линейно-концентрическому принципу, предполагающему возвращение к рассмотрению материала на более высоком уровне и дальнейшее продвижение вперед. На текущих занятиях закладываются основы знаний и умений, применяемых на последующих занятиях. От наблюдений в процессе экспериментирования и практической деятельности дети переходят к обобщениям, проверяя их правильность в дальнейшей творческой деятельности. Это позволяет утверждать, что данная технология удовлетворяет критерию системности. Этому свидетельствует и поэтапная организация работы по реализации представленной технологии.

Цель первого (вводного) этапа: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.

Задачи: 1) Обобщать и систематизировать представления детей о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях. 2) Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве по основным пространственным направлениям. 3) Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики. 4) Развивать умения детей декодировать графические изображения, анализировать их графический состав. 5) Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.

Дети знакомятся со страной Графика и ее жителями – Точками и Линиями, устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Обобщенный образ – Линиточка – сопровождает детей в путешествии по стране Графика. Линиточка знакомит детей со своими помощниками – чертежно-графическими инструментами: Линейкой, Циркулем, Шаблонами, Трафаретами, Карандашами, Мелом, Фломастерами, – а также с правилами работы с ними и правилами техники безопасности. Дети знакомятся с фигурами, которые можно создать при помощи линий и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольники. Линиточка помогает выделить основные элементы фигур.

Цель второго этапа: Обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах.

Задачи: 1) Совершенствовать умения детей ориентироваться в двухмерном пространстве по основным пространственным направлениям. 2) Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах. 3) Способствовать освоению детьми способов построения графических изображений геометрических фигур. 4) Совершенствовать умения детей читать графические изображения объектов, выделять форму и пространственное расположение предметов и их частей. 5) Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

На этом этапе обобщенным образом, сопровождающим детей на занятиях, является Квадруг. Дети знакомятся с принципом переносной и поворотной симметрии, используют его при чтении и создании изображений; анализируют геометрическую форму и графический состав изображений, классифицируют геометрические фигуры по форме, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество; анализируют количественный состав изображений и их частей, пространственное расположение частей изображения, создают свои изображения по образцу и по собственному замыслу; создают паркеты из правильных многоугольников (в технике аппликации), рассматривают различные мозаики; решают разнообразные задачи-головоломки с геометрическими фигурами.

Цель третьего этапа: Содействовать освоению детьми способов декодирования, кодирования и преобразования графической информации о трехмерных объектах. Развивать самостоятельность и творческую активность детей в совместной деятельности по декодированию, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности.

Задачи: 1) Формировать у детей представления о геометрических телах, их элементах и свойствах. 2) Совершенствовать представления о трехмерности объектов в практической деятельности. 3) Способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения трехмерных объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование, моделирование). 4) Формировать представления о проекциях объемных предметов, обеспечивать освоение детьми способов изображения геометрических тел и трехмерных объектов в одной, двух и трех плоскостях проекций. 5) Развивать умения детей преобразовывать графические изображения в соответствии с изменением конструкций, моделей. 6) Развивать умения детей преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменением графических изображений. 7) Содействовать развитию самостоятельности и творческой активности детей в деятельности с графическими изображениями объектов.

На этом этапе детей сопровождают Светик и Шарубик. Рассматривая модели геометрических тел, дети выделяют их элементы – вершины, ребра, грани, боковую поверхность и основания; читают и учатся строить изображения геометрических тел способом обведения граней на плоскости; конструируют разные геометрические тела из разверток и палочек по графическим изображениям; преобразовывают графические изображения и конструкции.

Таким образом, каждый этап работы включает определенное содержание из разделов, представленных в общей программе. Введение конкретных образов (сказочных героев, состоящих из геометрических фигур) позволяет объединить занятия на каждом этапе в единую систему, стимулирует интерес детей, их познавательную и творческую активность. Нами разработано содержание представлений и умений, которые осваиваются детьми на каждом этапе на специальных занятиях по графике. Также предложены основные направления последующей работы на других занятиях (математика, конструирование, изодеятельность) и вне занятий (наблюдения в природе, экспериментирование в свободной игровой деятельности).

Цель этапа

Содержание представлений

Графические умения

Последующая работа

1

Развитие интереса детей к деятельности
с графическими изображениями

Точки и линии – составляющие графических изображений. Типы линий: по форме – прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые, пересекающиеся и непересекающиеся; по начертанию – сплошные основные и тонкие, штриховые, штрихпунктирные, вертикальные, горизонтальные и наклонные; по назначению – линии контура, невидимые, линии сгиба и т.д.

Форма изображенных объектов. Плоские и объемные предметы. Разнообразие графических изображений: наглядные изображения, карты, планы, схемы, чертежи, рисунки.

Графические инструменты – помощники в создании и чтении графических изображений. Карандаш, линейка, циркуль, трафареты, шаблоны

Декодирование графической информации:

анализ графического состава изображений: нахождение точек и линий, определение типа линий;

– определение формы изображенных объектов;

– выполнение основных графических операций. Кодирование графической информации:

построение изображений различных линий: от руки и с применением графических инструментов

На занятиях:

Математика – упражнения в соотнесении формы объектов с соответствующими геометрическими фигурами; в выделении фигур в окружающей обстановке и на изображениях; в определении взаимного расположения фигур и объектов на плоскости; в классификации фигур по различным признакам.

Конструирование использование плоских и объемных фигур для
создания конструкций по образцам и по замыслу. Изодеятельность упражнения в передаче на изображении формы предметов; совершенствование формообразующих движений; развитие навыков и умений владения инструментами.

Наблюдения, экспериментирование построение точек и линий разных видов в разнообразных сочетаниях от руки и с помощью графических инструментов; соотнесение изображений с объектами; выявление формы объектов окружающего мира; поиск объектов заданной формы, определение возможности их конструирования из предложенных материалов

2

Обогащение практического опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах

Геометрические фигуры, их элементы и основные свойства. Способы изображения геометрических фигур. Разбиение фигур на части. Воссоздание фигур из частей. Конструирование из геометрических фигур. Симметрия зеркальная и поворотная на плоскости. Паркеты, орнаменты, мозаики. Преобразования плоских фигур и их изображений

Декодирование графической информации:

определение формы и пространственного расположения изображенных фигур, нахождение их элементов; – конструирование из геометрических фигур с опорой на графическое изображение (расчлененное и нерасчлененное);

– определение симметричности изображенных объектов;

– анализ изображений паркетов, мозаик, орнаментов, выделение составных частей (мотивов), определение их формы.

Кодирование графической информации:

построение изображений различных геометрических фигур и объектов, состоящих из фигур (паркетов, мозаик, орнаментов), симметричных объектов на нелинованной и клетчатой бумаге, от руки и с помощью графических инструментов;

– графическое разбиение изображений на части;

– построение изображений, воссозданных из частей. Преобразование графической информации:

внесение изменений в графические изображения в соответствии с изменениями изображенных объектов;

– внесение изменений в объекты на основе изменений графических изображений

На занятиях:

Математика упражнения в выделении геометрических фигур в окружающей обстановке и на изображениях; в выделении элементов и свойств фигур; в разбиении фигур на части и воссоздании их из частей; в преобразовании фигур по заданным условиям; в нахождении симметричных фигур и объектов окружающего мира. Конструирование – упражнения в конструировании объектов из плоских элементов по расчлененным и нерасчлененным образцам; в построении паркетов, орнаментов. Конструирование с использованием разнообразных конструкторов-мозаик

Преобразование конструкций по заданным условиям.

Изодеятельность – совершенствование умений передавать в изображении форму объектов; составлять композицию рисунка с учетом пространственного расположения объектов. Развитие умений изображать симметричные предметы.

Аппликация – использование симметрии для вырезания элементов аппликаций.

Наблюдения, экспериментирование – опыты с целью выявления свойств фигур, определения симметричности и несимметричности фигур. Практическая проверка предположений об изменяемости формы конструкций в зависимости от изменений графических изображений.

Головоломки типа «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Волшебный квадрат Квадруга»

3

Освоение детьми способов декодирования, кодирования и преобразования графической информации о трехмерных объектах. Развитие самостоятельности и творческой активности детей в совместной деятельности по декодированию, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности

Геометрические тела, их элементы и свойства. Способы изображения геометрических тел. Развертки геометрических тел

Конструирование геометрических тел с опорой на графические изображения. Преобразование формы и пространственного расположения геометрических тел. Проекции. Планы. Чертежи. Симметрия и асимметрия в природе и творчестве человека. Графический дизайн

Декодирование графической информации:

анализ формы изображенных объектов и их пространственного расположения;

– чтение планов и ориентирование по ним в реальном пространстве;

– установление соответствия между объектами и их различными изображениями;

– конструирование геометрических тел из разных материалов по графическим изображениям

Кодирование графической информации:

построение изображений геометрических тел и их сочетаний по образцу и без образца;

– построение планов группы, комнаты, участка. Перекодирование графической информации:

– преобразование формы и пространственного расположения объектов в соответствии с изменениями графических изображений.

Создание конструкций, моделей по замыслу с последующим построением их изображений.

Самостоятельное построение изображений конструкций и моделей по замыслу, их реализация.

Применение принципов симметрии в собственных конструкциях.

Творческое преобразование графических изображений

На занятиях:

Математика – упражнения в определении формы трехмерных объектов; в выделении геометрических тел в окружающей обстановке и на изображениях; в определении пространственного расположения фигур и их частей в пространстве; в выделении элементов и свойств геометрических тел; в преобразовании фигур; в классификации геометрических тел

Конструирование – изготовление объектов из разверток; создание объемных объектов из бумаги, картона (бумажная пластика, оригами); совершенствование умений конструировать по графическим изображениям, читать условные обозначения; развитие умений строить изображение конструкции; преобразовывать объекты и изображения.

Внесение элементов архитектурного дизайна в конструкции.

Наблюдения, экспериментирование — определение формы объектов; игры со светом (получение проекций и теней); поиск объектов по плану; выделение симметричных и несимметричных объектов в природе; выявление элементов архитектурного дизайна в окружающих объектах; внесение дизайнерских изменений в объекты окружающего мира.

Создание собственных головоломок, игр и материала для них

Для эффективной реализации предлагаемой технологии необходимо наличие комплекса дидактических средств: наглядного материала (графических изображений, моделей геометрических фигур, предметов быта, объектов природы, искусства) – демонстрационного и раздаточного; чертежно-графических инструментов, материалов для конструирования и моделирования. Для их размещения целесообразно организовать в группе специальный уголок со свободным доступом для детей. В процессе организации работы педагогу необходимо уделять особое внимание развитию у детей навыков контроля и самоконтроля, а также таких приемов учебной деятельности, как умение выполнять указания и четко следовать им для достижения нужного результата наиболее рациональным путем, умение планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, анализируя полученные результаты и причины возможных ошибок. Эти умения необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Для выявления графических умений и особенностей пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста нами разработана методика диагностики, что позволяет реализовать критерий управляемости технологии.

Методика диагностики особенностей пространственного мышления и графических умений детей старшего дошкольного возраста включает 15 заданий комплексного характера. Все задания строятся на основе деятельности по оперированию графической информацией, как в плане реальных практических действий, так и во внутреннем, мысленном плане. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерными), так и объемными (трехмерными) объектами и их изображениями. Каждое задание предполагает решение двух типов исследовательских задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей старшего дошкольного возраста. Оценивание результата ведется по каждому типу задач отдельно. Задания предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. Все задания объединяются общим сюжетом. При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений. Задания выполняются детьми на специальных рабочих листах. По среднему оценочному баллу определяется уровень развития пространственного мышления и развития графических умений каждого ребенка в соответствии с представленными критериями. При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С. Якиманской, И.Я. Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.

Об эффективности и воспроизводимости данной технологии свидетельствуют результаты апробации ее в ДОУ Республики Коми (городов Сыктывкара, Печоры, Ухты, Инты).

Варианты организации занятий на первом этапе

На первом занятии дети знакомятся со страной Графика и ее жителями – Точками и Линиями, устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объемных объектов), выделяют в них точки и линии.

Обобщенный образ – Линиточка – сопровождает детей в путешествии по стране Графика. Она рассказывает о разных линиях (по форме, по начертанию, по назначению), дети ищут такие линии на графических изображениях.

Линиточка знакомит детей со своими помощниками – чертежно-графическими инструментами: Линейкой, Циркулем, Шаблонами, Трафаретами, Карандашами, Мелом, Фломастерами, – а также с правилами работы с ними и правилами техники безопасности.

Дети пробуют применить в деятельности графические инструменты, создают графические изображения по замыслу.

На втором занятии после упражнений в различении пространственных направлений Линиточка учит детей построению различных линий от руки и при помощи графических инструментов на нелинованной бумаге. Затем дети осваивают понятия «клетка», «сторона клетки», «диагональ» и учатся строить линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости листа.

Путешествуя по лабиринтам, дети строят прямые, кривые, ломаные линии.

Линиточка-фокусница раскрывает детям секрет графов – линий, которые можно и нельзя построить одним росчерком. Дети самостоятельно строят графы-загадки.

На третьем занятии дети знакомятся с фигурами, которые можно создать при помощи линий и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольники. Линиточка помогает выделить основные элементы фигур.

Дети анализируют графические изображения фигур, выделяют фигуры и их части на графических изображениях плоскостных объектов.

Из деталей геометрического конструктора (например, «Танграма») дети выкладывают различные изображения по расчлененному образцу и по замыслу.

На четвертом занятии Линиточка знакомит детей с Игровизором и Геоконтом. Дети осваивают технику работы с Игровизором, создают графические изображения по образцу. При работе с Геоконтом дети читают графические изображения и создают «линии» из резинок, соединяя их «точками» –
гвоздиками.

Продолжается работа с различными геометрическими конструкторами («Танграм», «Соты», «Пифагор»), выкладываются изображения по расчлененному и частично расчлененному образцу.

Варианты организации занятий на втором этапе

На этом этапе обобщенным образом, сопровождающим детей на занятиях, является Квадруг.

На первом занятии, знакомясь с Квадругом, дети читают его графическое изображение, выделяя составные части – геометрические фигуры, их элементы и свойства, повторяя геометрическую терминологию. Квадруг побуждает вспомнить основные способы построения изображений геометрических фигур. Изображая нового друга, дети создают графическое изображение из частей – геометрических фигур. Сначала выкладывают образ их геометрического конструктора. Полезно использовать при создании изображения графические инструменты (трафареты). Возможно применение Игровизора. Рассматривая традиционные орнаменты коми, дети знакомятся с принципом переносной симметрии, используют его при чтении и создании изображений.

На втором занятии, знакомясь с жителями геометрической тайги, дети вспоминают обитателей северного леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графический состав изображений, классифицируют геометрические фигуры по форме, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество. При встрече с «шутниками» дети знакомятся с идеей преобразований (изменения целого на основе замены формы частей). При построении изображений используется бумага в клетку, возможно применение Игровизора. Дети знакомятся с принципом поворотной симметрии, используют его при чтении и создании графических изображений.

На третьем занятии, путешествуя по геометрической тайге, ребята разгадывают тайны лесных жителей: на «загадочных картинках», состоящих из различных треугольников и четырехугольников, выделяют изображение животного из фона. Более трудным является задание на составление собственной «загадочной картинки», поскольку для его выполнения требуется умение создавать образ и фон из частей, изображать различные виды геометрических фигур. Свои тайны есть и у обитателей квадратной поляны и треугольного леса. Дети анализируют количественный состав изображений и их частей, пространственное расположение частей изображения, создают свои изображения по образцу и по собственному замыслу. В прямоугольном лесу, помогая лесным жителям, дети дорисовывают изображения.

На четвертом занятии, продолжая путешествие по геометрической тайге, дети помогают зайчишкам, найдя двух одинаковых зайцев и преобразовав их в разных способах увеличения изображения по клеткам. Создавая изображение по описанию геометрической формы частей тела, дети знакомятся с лесными злодеями – ведьмой Ёмой-Бабой, лешим Вэрсой и водяным Васой, образы которых запечатлены в традиционном фольклоре народа коми.

На пятом занятии, помогая расколдовать обитателей геометрической тайги, дети знакомятся с понятием зеркальной симметрии и учатся практически создавать симметричные изображения с одной и двумя осями симметрии (следами зеркальных плоскостей симметрии). Полезно перед непосредственным построением изображений провести опыты с вырезанными из бумаги изображениями симметричных предметов и с зеркалом. Дети находят зеркально симметричные предметы в окружающей обстановке, на рисунках. Необходимо обратить внимание детей на то, что в предмете может быть не одна ось симметрии. Среди геометрических фигур дети выделяют зеркально-симметричные.

На шестом занятии дети знакомятся с новыми героями фольклора коми – Марпидой-царевной и охотником Перой-богатырем. Спасая Марпиду от злых чар Ёмы-Бабы, ребята следуют по карте, читают ее, выбирая направление. Разделив на указанные части «Волшебный квадрат Квадруга», ребята составляют из них своих помощников на основе расчлененного и нерасчлененного образца (изображенных на платке Марпиды-царевны) и по представлению. Обязательным условием является использование одновременно всех частей «Волшебного квадрата».

На седьмом занятии, чтобы спасти Марпиду-царевну от колдовских чар Ёмы-Бабы, нужно применить знания о симметрии и умение строить симметричные относительно оси изображения. Выделенный мотив повторяется, отражается от вертикальной или горизонтальной осей. Представлены традиционные коми-орнаменты, основанные на разных принципах симметрии. Чтобы выложить изображение Перы-богатыря, потребуются два «Волшебных квадрата Квадруга».

На восьмом занятии из двух или трех «Волшебных квадратов» дети выкладывают по представлению дворец для Марпиды и Перы и строят его изображение. Затем дети создают паркеты из правильных многоугольников (в технике аппликации), рассматривают различные мозаики. На основе паркета из многоугольников строят свои мозаики. Решают разнообразные задачи-головоломки с геометрическими фигурами.

Варианты организации занятий на третьем этапе

На первом занятии дети рассматривают карту Страны Графика, выделяют на ней Область Плани –
родину Квадруга и других плоских геометрических фигур. Эта область граничит с Областью Стерео, где живут другие фигуры, не плоские, и их графические изображения. Эта область, в свою очередь, делится на Владения Многогранников и Владения Круглых Тел. Дети знакомятся с их жителями, выделяют черты их сходства и различия. Рассматривая модели геометрических тел, дети выделяют их элементы – вершины, ребра, грани, боковую поверхность и основания. Отмечают, что гранями многогранников являются различные многоугольники. Экспериментально выводятся некоторые свойства геометрических тел – устойчивость и неустойчивость.

Дети рассматривают форму природных многогранников – кристаллов. Предпочтительно подобрать те горные породы, которые встречаются в Республике Коми.

На втором занятии дети узнают, что на границе между Областью Плани и Областью Стерео располагается Земля Оборотней – фигур, превращающихся из плоских в объемные и наоборот. Дети знакомятся с одним из ее обитателей – Двухцветным Квадратом, наблюдают за его превращениями, читают схемы преобразований. После этого дети сами превращают полоски и листы бумаги в объемные фигуры (способом складывания и соединения частей), пользуясь схемами. Для чтения схем необходимо вспомнить виды линий по их начертанию и назначению.

На третьем занятии дети получают письмо от Шарубика – короля Области Стерео. По «фотографии» воссоздают и словесно описывают облик Шарубика, читая его графическое изображение. Шарубик сообщает, что злой Яг-Морт стер изображения всех жителей Области Стерео и хочет захватить власть. Чтобы этого не произошло, необходимо восстановить изображения всех жителей, сконструировать самих жителей и построить им дома. Шарубик просит помощи и посылает своего верного друга – Светика.

Светик показывает, как с помощью лучей света можно получить на плоскости изображение в виде тени.

На четвертом занятии дети читают на плане «следы» жителей Области Стерео и учатся строить изображения геометрических тел способом обведения граней на плоскости. Экспериментальным путем дети выясняют, что одной проекции недостаточно для однозначного определения формы трехмерного предмета, и устанавливают необходимое их количество.

Дети составляют «паспорта» жителей Области Стерео в виде чертежей в трех проекциях.

На пятом занятии дети знакомятся с чертенком Омэлем, который открывает им тайну разверток. Дети находят развертку одного из многогранников и склеивают его модель. Вместе с Омэлем дети ищут способ построения развертки любого геометрического тела. Из построенных разверток конструируются разные геометрические тела.

Яг-Морт украл картон, из которого строили развертки. Но у Омэля есть палочки и пластилин. Дети моделируют многогранники из этих материалов.

Светик напоминает, что грани многогранников – многоугольники, и знакомит детей с новым геометрическим конструктором (многоугольники с клапанами и резинки для их соединения), из которого дети создают модели различных многогранников, опираясь на их изображения.

На шестом занятии дети создают дома для жителей Области Стерео, пользуясь графическими изображениями. Перед этим рассматривают изображения архитектурных сооружений Республики Коми, определяют их форму. Яг-Морт усложняет детям задачу по построению конструкций, изменяя графические изображения.

Построенные дома дети изображают на чертежах. Яг-Морт изменяет конструкции домов, и дети вносят эти изменения в свои чертежи.

Дети в группах строят планы различных городов Области Стерео, опираясь на свои конструкции. Затем обмениваются планами, после чего другие группы создают по ним города.

На седьмом занятии Омэль вспоминает, где прячется Яг-Морт, и дети строят план этой местности по словесному описанию. Шарубик сообщает детям, что для того, чтобы добраться до самого Яг-Морта, нужно по частям собрать его Керку в форме куба (используется набор «Кубики для всех» с постепенным усложнением, работа ведется по схемам – расчлененным и нерасчлененным). Затем из «Кубиков Хамелеон» создают по замыслу изображение Яг-Морта. Главным условием победы над Яг-Мортом является симметричность построенного графического изображения и обнаружение возможно большего количества симметричных объектов в окружающем пространстве.

Приложение 1

СТРАНА ГРАФИКА И ЕЕ ЖИТЕЛИ

Встреча первая

Жители страны Графика

На первом занятии дети знакомятся со страной Графика и ее жителями – Точками и Линиями, устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объемных объектов), выделяют в них точки и линии.

Обобщенный образ – Линиточка – сопровождает детей в путешествии по стране Графика. Она рассказывает о разных линиях (по форме, по начертанию, по назначению), дети ищут такие линии на графических изображениях.

Линиточка знакомит детей со своими помощниками – чертежно-графическими инструментами: Линейкой, Циркулем, Шаблонами, Трафаретами, Карандашами, Мелом, Фломастерами, – а также с правилами работы с ними и правилами техники безопасности.

Дети пробуют применить в деятельности графические инструменты, создают графические изображения по замыслу на нелинованной бумаге.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по замечательной стране Графика. Как вы думаете, кто живет в этой стране?

Многие жители страны Графика вам уже знакомы. Посмотрите на них. Узнаете? (В кабинете необходимо вывесить образцы различных графических изображений.)

Да, мы видим здесь рисунки, схемы, чертежи, карты, планы... (Соотносятся изображения и их названия.) Все жители страны Графика – графические изображения.

У всех жителей страны Графика есть общие черты. Как вы думаете, что общего у всех графических изображений? Из каких элементов состоят все графические изображения?

Все графические изображения состоят из точек и линий. Точки и линии – составные элементы всех графических изображений. Можете ли вы доказать это? Найдите точки и линии на этих графических изображениях. Чей это тоненький голосок слышится?

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашей стране Графика! Меня зовут Линиточка. Кто сможет расшифровать мое имя? Правильно, линия и точка. Я буду сопровождать вас в путешествии по нашей замечательной стране и знакомить с моими друзьями.

Это Линиточка

У меня, Линиточки, есть много сестричек-линий. Посмотрите, какие они все разные!

Есть линии прямые и кривые. Обведи прямые линии красным карандашом, а кривые – синим. (Возможно использовать «Игровизор».)

Линии могут быть ломаными, состоящими из отрезков прямых линий, так что конец одного отрезка является началом следующего отрезка. Найди среди этих линий ломаные линии, обведи их зеленым карандашом.

Линии могут быть замкнутые и незамкнутые. Как ты думаешь, чем они отличаются? Да, у замкнутых линий начало и конец совпадают.

Мои сестрички-линии хотят задать тебе очень трудный вопрос. Как ты думаешь, могут ли быть замкнутыми кривые линии? А ломаные линии? А прямые линии? Проверь свои предположения!

Построй сам какую-нибудь замкнутую линию.

Линии могут отличаться не только по форме, но и по толщине, и по начертанию. На этих графических изображениях можно увидеть линии сплошные, штриховые, пунктирные, штрихпунктирные. Толстыми сплошными линиями изображают контур предмета. Контуры, которые невидимы, изображают штриховыми линиями. Линии сгиба обозначаются штрихпунктирными линиями. Вот как выглядят различные по начертанию линии. Обведи их.

Удобно ли тебе было обводить линии карандашом?

В нашей стране Графика живут мои замечательные помощники, которые помогают мне и моим сестрам быть всегда ровными, сохранять свою форму и толщину. С некоторыми из них ты, наверно, уже знаком.

Мой главный помощник –
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Верно, это карандаш. А все ли вы умеете правильно держать карандаш?

А эта помощница незаменима при построении прямых линий. Что это?

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.

Верно, это линейка. Посмотрите, какие разные бывают линейки. А как пользоваться линейкой для проведения прямых линий? Какой рукой нужно придерживать линейку? Возьми карандаш и линейку и построй несколько прямых линий.

А кто это такой?

У меня две ноги,
Я рисую круги.
В одной ноге моей игла,
А карандаш – в другой.
Я точки на твоем листе
Соединю дугой.

Это циркуль. С его помощью можно строить окружности, круги, дуги. Циркули тоже бывают разные. Будь осторожен в работе с ними. Как построить окружность? Нужно выбрать на листе точку –
это будет центр окружности. Выбери расстояние между ножками циркуля (говорят — «раствор циркуля»). В выбранную точку поставь иглу циркуля. Старайся держать циркуль ровно, не наклоняя. Держи циркуль за головку и круговым движением проведи линию. У тебя может получиться окружность – замкнутая кривая линия, или дуга – незамкнутая кривая линия.

Построй разные окружности. Как ты думаешь, от чего зависит размер полученной окружности? Да, от выбранного раствора циркуля.

У меня есть и другие помощники – трафареты и шаблоны. С их помощью можно быстро построить изображения разных фигур. А для чего еще могут пригодиться шаблоны? Построй какое-нибудь изображение с помощью шаблонов и трафаретов.

ПУТЕШЕСТВИЯ С КВАДРУГОМ

Встреча первая

Знакомство с Квадругом

Знакомясь с Квадругом, дети читают его графическое изображение, выделяя составные части –
геометрические фигуры, повторяя геометрическую терминологию. Изображая нового друга, создают графическое изображение из частей – геометрических фигур. В случае затруднений при изображении можно сначала выложить образ из геометрического конструктора. Лучше использовать бумагу в клетку: при построении фигур по сторонам клеточек развивается мелкая моторика рук, глазомер. Можно строить изображение сначала на Игровизоре маркером, а затем на бумаге карандашом. Полезно использовать при создании изображения графические инструменты (трафареты). Необходимо подобрать изображения коми-орнаментов, предметы, иллюстрации, где наглядно представлен принцип переносной симметрии.

Привет! Я – Квадруг. Почему меня так странно зовут? Приглядись-ка повнимательнее! Заметил? Правильно, я состою из геометрических фигур. А какие это фигуры? Квадрат и круг. Вот и получается – Квад-руг. Или Ква-друг. Поэтому я еще немного похож на лягушонка.

А какими линиями меня изображают? Верно, прямыми и кривыми. Покажи прямые линии. Какие прямые линии ты видишь? Обведи синим карандашом горизонтальные прямые линии, а красным карандашом – вертикальные прямые линии. Есть ли на изображении наклонные прямые? Что ты можешь сказать о кривых линиях? Да, кривые линии замкнутые. Обведи их зеленым карандашом.

Изобрази мой портрет. Точки и пунктирные линии помогут тебе построить мое изображение.

На этой полосе в клетку построй мое изображение. Туловище – квадрат со стороной 3 клетки.
В квадрат впиши круг – это мое лицо. Ручки и ножки – круги – впиши каждый в 1 клеточку. Отступи от полученного изображения 2 клетки вправо и построй еще столько изображений, сколько влезет, соблюдая интервал 2 клетки.

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

Ты заметил, что мой портрет как бы переносится вдоль полосы? Это явление называется переносная симметрия. Один и тот же предмет, рисунок, мотив повторяется вдоль какой-то линии без изменений.

Где можно встретиться с явлением переносной симметрии? Посмотри вокруг – на дома, заборы, деревья вдоль дороги...

На этих узорах – их называют орнаменты, бордюры – тоже можно увидеть проявление переносной симметрии.

Попроси родителей помочь тебе в поиске предметов, орнаментов с переносной симметрией. Попробуй сам построить орнамент.

Я, Квадруг, очень люблю путешествовать. И ты тоже? Вот замечательно! Тогда, я думаю, ты не откажешься отправиться со мной в путешествие по северному лесу... Вот только забыл, как же его называют?.. Точно, тайга! Но не простая тайга, а геометрическая, и находится она в стране Графика.

Но одному мне в пути скучно, да и страшновато. А вот если с другом вышел в путь, то, как поется в известной детской песенке, веселей дорога, и не так страшно. Ведь в тайге, хоть и геометрической
и немного сказочной, могут жить хищные животные или даже Леший и Баба Яга. Нарисуй мне попутчика. А чтобы мы с ним подружились, он должен быть чем-то похож на меня. Как ты думаешь, чем? Верно, он тоже должен состоять из геометрических фигур, изображаться прямыми и кривыми линиями и иметь интересное имя. Чтобы аккуратнее и точнее выполнить работу, позови помощников –
линейки, трафареты или циркуль.

Удачи тебе! Будь готов к путешествию по геометрической тайге!

Встреча вторая

Жители геометрической тайги

Знакомясь с жителями геометрической тайги, дети вспоминают обитателей северного леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графический состав изображений, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество. При встрече с «шутниками» дети знакомятся с идеей преобразований (изменения целого на основе замены формы частей).

Привет! Я – Квадруг. Я готов отправиться в путешествие по геометрической тайге. А ты готов? А где же мой попутчик? Давай знакомиться! Как его зовут? Из каких фигур он состоит? А какими линиями его изображают? Как ты строил его изображение? Кто тебе помогал?

Геометрическая тайга – не простой лес. Как ты думаешь, что за зверята там живут? Наверное, те же, что и в обычной северной тайге: зайцы, белки... Помоги мне, назови еще жителей северного леса!

Молодец! Как много обитателей тайги ты назвал! Но мы отправляемся не в простую тайгу, а в геометрическую. Значит, и жители ее состоят из геометрических фигур. А поскольку геометрическая тайга находится в стране Графика, то и жители ее изображаются при помощи точек и линий.

Некоторые жители геометрической тайги прислали мне свои фотографии с приглашением в гости, но забыли их подписать. Я никак не могу разобраться, кто есть кто. Помоги мне, пожалуйста, подпиши фотографии.

Ты догадался, чьи это фотографии? Подпиши их, раскрась. Подумай, сколько фигур и каких нужно, чтобы сложить каждое животное из геометрической мозаики.

Из каких фигур состоит изображение медведя? Какими линиями они изображаются? Фотографии каких зверят состоят из похожих фигур?

Я думаю, что всех зверят можно изобразить горизонтальными и вертикальными прямыми. Правильно ли я думаю? Да, верно, изображения птицы и лисы нельзя построить только горизонтальными и вертикальными прямыми. Нужно провести наклонные линии. Почему, догадаешься? Из каких фигур состоят изображения лисы и птицы? А можно ли изобразить треугольник только горизонтальными и вертикальными линиями? Попробуй, построй разные треугольники. Тебе поможет линейка или трафареты.

Ты, наверное, тоже хочешь иметь фотографии зверят? Тогда возьми лист бумаги в клетку и изобрази на нем наших зверят или придумай своих жителей геометрической тайги.

Зверята шутят

Мы продолжаем наше путешествие по геометрической тайге. Смотри, как много здесь разных жителей! Но что это произошло? Был медвежонок – стал зайчонок. Что случилось? Что изменилось? Какие фигуры изменили свою форму, размеры или расположение?

Это зверята так шутят, превращаются друг в друга. Ведь геометрическая тайга – необычная, волшебная, и жители ее тоже волшебные.

Была лиса – стал волк. Что изменилось? Как это получилось?

А как шутят твои зверята? Изобрази своих шутников.

Лесные зверята любят играть, бегать, кувыркаться. Посмотри, этот зайчонок хочет сделать на ветке, как на перекладине турника, «солнышко» – перевернуться вниз головой. Изобрази зайчонка в верхнем положении. Тебе помогут штриховые линии. А медвежонка изобрази сам по клеточкам.

Приложение 2

ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6–7 лет

Цель: Выявление особенностей пространственного мышления и графических умений у детей 6–7 лет.

Задачи:

  • Выявить особенности умений ориентироваться в двухмерном и трехмерном реальном и воображаемом пространстве, различать основные пространственные направления и пространственные отношения между объектами.

  • Выявить особенности представлений о геометрических фигурах и их свойствах, умений различать и называть фигуры независимо от их пространственного расположения; обобщать, классифицировать фигуры по их существенным признакам.

  • Выявить особенности умений преобразовывать форму и пространственное расположение объектов в реальном и воображаемом плане: воссоздавать образ из частей, расчленять образ на части в соответствии с заданными условиями, выполнять преобразования симметрии (зеркальной, поворотной, переносной).

  • Выявить особенности умений декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму и пространственное расположение изображенных объектов и их частей, определять графический состав изображений.

  • Выявить особенности умений кодировать графическую информацию (создавать графические изображения): передавать в изображении форму и пространственное расположение объектов и их частей, выполнять графические операции.

  • Выявить особенности умений перекодировать графическую информацию (преобразовывать графические изображения).

  • Выявить особенности умений применять в деятельности чертежно-графические инструменты.

Общая характеристика методики

Методика диагностики особенностей пространственного мышления и графических умений детей 6–7 лет включает 15 заданий комплексного характера. Все задания строятся на основе деятельности по оперированию графической информацией, как в плане реальных практических действий, так и во внутреннем, мысленном плане. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерными), так и объемными (трехмерными) объектами и их изображениями.

Каждое задание предполагает решение двух типов исследовательских задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей старшего дошкольного возраста. Оценивание результата ведется по каждому типу задач отдельно.

Задания предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. Все задания объединяются общим сюжетом.

При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений.

Задания выполняются детьми на специальных рабочих листах. Ответы детей фиксируются в специальных бланках-протоколах. Результаты выполнения заданий детьми сводятся в общую таблицу. По среднему оценочному баллу определяется уровень развития пространственного мышления и развития графических умений каждого ребенка в соответствии с представленными критериями.

При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С. Якиманской, И.Я. Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.

Программа диагностики

Объекты

Пространственное расположение

Геометрические фигуры

Основная задача

Графические умения

1

Изображения геометрических фигур – плоских и объемных

Фигуры расположены в ряд, некоторые фигуры повернуты относительно привычного расположения на изображениях

Квадрат Треугольник

Овал

Куб Прямоугольник

Ромб Шестиугольник

Определение и называние формы

Чтение графического изображения

2

Изображения геометрических фигур – плоских и объемных

Отношения «слева от», «справа от»

Треугольник

Куб Четырехугольник

Квадрат Прямоугольник

Определение расположения, обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

3

Изображения плоских геометрических фигур

Фигуры в ряд

Треугольник Овал Шестиугольник Многоугольник

Обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

4

Изображения геометрических фигур – плоских и объемных

Фигуры в ряд

Квадрат Треугольник Овал

Куб Прямоугольник

Ромб Шестиугольник

Обобщение по форме, классификация

Чтение графического изображения

5

Образы геометрических фигур и их изображения

Отношения «справа», «выше» «ниже», «между», «под»

Круг

Квадрат Прямоугольник

Овал Треугольник Пятиугольник

Изображение геометрических фигур в заданных пространственных отношениях

Построение графического изображения (от руки или с помощью графических инструментов)

6

Образы геометрических фигур и их изображения

 

Квадрат и его части: квадраты, прямоугольники, треугольники

Расчленение образа фигуры на части, их определение, называние и изображение

Построение графического изображения, графическое деление на части

7

Изображения плоских геометрических фигур

Поворотная симметрия по часовой стрелке

Круги, разделенные на 4 сектора, окрашенных по-разному

Выделение закономерности, выбор фигуры и ее изображение

Чтение графического изображения, построение по образцу

8

Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры

Зеркальная симметрия (вертикальная ось)

Прямоугольник

Квадрат Четырехугольник

Создание образа по его половине (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение

Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов)

9

Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры

Зеркальная симметрия (вертикальная и горизонтальная оси)

Треугольник Квадрат

Ромб Четырехугольник

Создание образа по его четверти (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение

Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов)

10

Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур

Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около»

Четырехугольник

Квадрат Прямоугольник

Трапеция

Выделение на чертеже фигур заданной обобщенной формы, определение их числа

Чтение графического изображения по заданному условию

11

Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур разного размера

Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около»

Треугольник Четырехугольник

Выделение на чертеже заданного количества фигур

Чтение графического изображения по заданному условию

12

Реальный трехмерный объект (геометрическое тело), его изображение (чертеж в трех видах)

Направления: «сверху», «снизу», «справа», «слева», «спереди», «сзади», «горизонтально», «вертикально», «наклонно»

Прямоугольный параллелепипед, прямоугольник, линия

Соотнесение объекта с его изображением, штриховка в заданном направлении

Чтение графического изображения, построение линий штриховки

13

Изображения трехмерного объекта (конструкции из двух геометрических тел): наглядное изображение, чертеж в трех видах

Направления: «сверху», «спереди», «сбоку»

Куб

Пирамида четырехугольная

Конус

Квадрат Треугольник Круг

Установление соответствия между чертежом и наглядным изображением объекта

Чтение графического изображения, создание изображения по образцу

14

Изображения плоских геометрических фигур в трехмерном пространстве

Отношения: «сверху», «снизу», «под»

Треугольник Квадрат

Овал

Перевод контурного изображения фигур из двухмерного пространства в трехмерное, раскрашивание по условию

Чтение и преобразование графического изображения

15

Изображение плоского объекта (бордюр)

Направления: «вверх», «вниз», «влево», «вправо» переносная симметрия

Линия

Клетка

Построение бордюра на клетчатой бумаге по условию, его продолжение (на основе принципа переносной симметрии)

Создание графического изображения

Задание 1

Задача 1. Выявить особенности представлений детей о геометрических фигурах, умения воспринимать, различать и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь на существенные признаки и их связь с геометрической терминологией.

Задача 2. Выявить особенности умений детей декодировать графическую информацию, читать графические изображения двухмерных и трехмерных объектов, соотносить изображение фигуры с ее названием.

Содержание: Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется дать название каждой фигуре.

Инструкция: «Ты помнишь сказку о Белоснежке и ее друзьях-гномах? Сколько их было? Каждый гном построил себе дом, но не простой, а в виде какой-либо геометрической фигуры. Все эти дома изображены на этом листе. Каждый дом имеет свой номер. Назови форму каждого дома, дай название каждой фигуре».

Верный ответ: 1 – квадрат, 2 – треугольник, 3 – овал, 4 – куб, 5 – прямоугольник, 6 – ромб (допускается ответ «четырехугольник»), 7 – шестиугольник (допускается ответ «многоугольник»).

Оценка результатов-1: Верно названы до 2 фигур – 1 балл. Верно названы 3–5 фигур – 2 балла. Верно названы 6–7 фигур – 3 балла.

Оценка результатов-2: Изображение не декодировано – 1 балл. Изображение декодировано с ошибками – 2 балла. Изображение декодировано верно, без ошибок – 3 балла.

Примечание: Фигуры № 2 (треугольник) и № 5 (прямоугольник) изображены в непривычном пространственном расположении, повернуты. Это позволяет выявить подверженность ребенка стереотипам в изображении фигур на плоскости.

Задание 2

Задача 1. Выявить особенности умений детей различать пространственные отношения между объектами на плоскости; выделять и обобщать существенные признаки фигур; доказывать или опровергать истинность высказывания.

Задача 2. Выявить особенности умений читать графическую информацию о плоских и объемных объектах, соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое изображение для доказательства истинности высказывания.

Содержание: Ребенку предлагается лист с изображениями 7 геометрических фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется определить истинность высказывания: «Слева от треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».

Инструкция: «Белоснежка считает, что слева от домика в форме треугольника и справа от домика в форме куба располагаются домики, имеющие форму четырехугольника. (Повторить: «Слева от треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».) Права ли Белоснежка? Как ты рассуждал?»

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru