Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало в № 3, 4, 5/2007

Готовы ли дети читать?

Методика психолого-педагогической диагностики

Сколько бы споров о сроках обучения грамоте не велось, но систематическая, целенаправленная работа по обучению чтению начинается тогда, когда дети достигают пяти-шести лет.
Однако и в этом возрасте не все из них готовы осваивать этот сложный навык.
Творческий коллектив под руководством доктора психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ и психолога Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ разработал специальную психолого-педагогическую диагностику для выявления готовности (и, соответственно, неготовности) детей к обучению грамоте.
Диагностика достаточно проста в проведении и в обработке и под силу не только профессионалу-психологу, но и педагогу, работающему в подготовительных группах или в группах предшкольной подготовки. Она основана на играх, и дети с удовольствием включаются в выполнение заданий.
В диагностике же заложен и ключ к коррекционной работе с детьми, продемонстрировавшими неготовность к обучению чтению.
Диагностика включает игровые тесты на определение уровня развития речи, на способность к звуковому анализу, на внимание и уровень развития моторики.

Рисунок к рассказу

Ребенку читают (или рассказывают, что предпочтительней) короткий рассказ — например, из «Рассказов для детей» Л.Н. Толстого («Косточка», «Лев и собачка» и т.д.), и просят нарисовать к этому рассказу картинку. После рисования предлагают прокомментировать рисунок. Рассказ ребенка дословно записывается.
Примечание. Рассказ должен быть незнаком ребенку. Если дети хорошо знают «Рассказы для детей» Толстого, нужно выбрать что-нибудь другое. Если книжка, в которой напечатан рассказ, снабжена иллюстрациями, нужно переписать текст на листочек и читать по нему, чтобы не «сбить» ребенка готовой иллюстрацией.
Пяти-шестилетние дети обычно с удовольствием слушают чтение вслух, рисуют картинки и рассказывают, что они изобразили. Настораживать должны следующие ситуации: ребенок, прослушав рассказ, начинает рисовать что-то не относящееся к тексту, — принцессу, домик, лошадь и т.д. То есть то, что он умеет и любит рисовать. Это свидетельствует о том, что ребенок не принял задания рисовать по прочитанному рассказу. Он воспринимает ситуацию не целостно, а фрагментарно, частично.
У ребенка могут возникать трудности с рассказом по картинке. Причина трудностей связана либо с построением собственной активной речи, либо с личностными особенностями — неуверенностью в себе, застенчивостью, с привычкой молчать и пассивно пережидать требования взрослого.

Играем с матрешкой

Для выполнения задания необходима шестисоставная матрешка или заменяющий ее набор пластмассовых вкладышей-бочек. Можно специально подобрать или изготовить набор из шести вкладывающихся одна в другую коробочек с плотно закрывающимися крышками. (На крышки наклеивают разные интересные картинки.)
Ребенка просят разобрать матрешку (или заменяющее ее пособие) и сложить каждую куклу в отдельности — соединить нижнюю и верхнюю половинки.
В протоколе фиксируется характер движений ребенка: уверенность, целенаправленность, точность, достаточность прилагаемых усилий, преобладание активности правой или левой руки.
Например: «Левой рукой держит нижнюю половинку, правой уверенно, с поворотом, снимает верхнюю и ставит на стол». Или: «Тянет части матрешки двумя руками в разные стороны, но прилагаемых усилий недостаточно, чтобы матрешка открылась».
Затем ребенка просят поставить матрешек в ряд по порядку, начиная с самой большой и кончая самой маленькой. Фиксируют уверенность этих действий, быстроту выполнения задания, наличие или отсутствие ошибок, самостоятельное их исправление и помощь, оказанную взрослым: наводящие вопросы, привлечение внимания к ошибке невербальными средствами и т.д.
Когда матрешки расставлены в ряд по росту, ребенка попросят их сосчитать. Если ребенок называет неправильное число, ему помогают пересчитать кукол и отмечают это в протоколе.
Затем просят ребенка зажмуриться и в это время быстро убирают одну матрешку, а остальные сдвигают так, чтобы между ними не оставалось пустого пространства. Предлагают ребенку открыть глаза и снова сосчитать матрешек. Вопрос: сколько матрешек спряталось? (Можно показать, где именно прячутся матрешки: например, под платком или за стопкой книг.) Если ребенок дает правильный ответ, ему возвращают спрятанную матрешку и просят поставить ее на прежнее место. Выполнение задания фиксируют в протоколе.
Если вопрос слишком труден для ребенка, нужно показать спрятанную матрешку и попросить поставить ее на место. После этого ребенок должен отодвинуть в сторону две матрешки и сосчитать оставшиеся. Потом ему опять предлагают зажмуриться и прячут одну матрешку — но уже не из шести, а из четырех. Ребенок открывает глаза и говорит, сколько матрешек спрятано. Если этот вариант задания дается ребенку очень легко, можно повторить попытку, спрятав две или даже три матрешки. Все пробы нужно тщательно фиксировать в протоколе.

Разложи колечки

Для выполнения этого задания необходима пирамидка, состоящая из десяти колец.
Ребенка просят разобрать пирамидку, разложить кольца по порядку — от самого маленького к самому большому, отложить в сторону четыре кольца и сосчитать оставшиеся. Затем требуется снова соединить все кольца вместе, а потом разделить их пополам, на две группы — так, чтобы в них было поровну колец. В протоколе фиксируют, как ребенок будет выполнять это задание: смутит ли его разный размер колец, будет ли он стараться положить в обе группы и большие кольца, и маленькие или разделит все подряд и даже положит в одну «половину» четыре кольца побольше, а во вторую — шесть поменьше? Когда кольца будут разложены, пусть ребенок объяснит, почему он разделил их именно так.
Обычно около трети детей легко, «играючи» выполняют задания с матрешками и кольцами. Чуть больше трети справляются с заданием, испытывая трудности. Они ошибаются, действуют и отвечают с паузами, иногда нуждаются в помощи взрослого. И, наконец, примерно четверть детей испытывает при выполнении задания значительные трудности.
Именно для них предназначены облегченные варианты заданий.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru