Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

В гостях у сказки

Занятие по обучению грамоте с использованием сказочного сюжета в разновозрастной группе

Некоторые задачи: продолжать знакомство детей со звуковым анализом слова, закреплять дифференциацию свистящих ([с] — [з]) и шипящих звуков, закреплять знания о гласных звуках, твердых и мягких согласных, упражнять детей в умении пересказывать текст, используя выразительные интонации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня придет сказка... Хотите узнать, какая? Название сказки состоит из трех слов. Старшие дети сейчас прочтут их для нас.

Дети читают название сказки.

Воспитатель: Теперь выложите перед собой столько квадратов, сколько звуков в каждом слове названия сказки. Первое слово вам нужно сложить из желтых квадратов, второе — из синих, третье — из красных.

Задание для всех детей

(В слове «медведь» звуков на один меньше, чем букв. Мягкий знак не несет звуковую нагрузку.)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какая же сказка пришла к нам в гости? Правильно, сказка «Маша и медведь».
Кто хочет быть Машей? Маша. Кто хочет быть медведем? Отыщи карточку с изображением звука, с которого начинается слово медведь. Какое слово начинается с твердого звука, а какое — с мягкого?

Задание вызванных детей

Выходят двое детей. Один ребенок выбирает карточку с изображением М на синем фоне и рассказывает, что в слове Маша звук [м]. Другой ребенок выбирает карточку с изображением М на зеленом фоне, потому что слово медведь начинается с мягкого звука.

Воспитатель: Кто хочет быть подружками Маши — Олей, Аленкой и Ирой?

Педагог выбирает трех девочек — из малышей. Девочки-подружки выходят к столу.

Воспитатель (обращаясь к каждой девочке по очереди): Какой первый звук в твоем имени? Найди карточку с его изображением и покажи нам. Дети, кто хочет быть дедом и бабой?

 Задание для старших детей

По картинам-схемам слов дед и баба дети делают звуковой анализ слова. В слове дед первый звук [д’] — согласный. Это мягкий звук, поэтому на схеме он обозначен зеленым квадратиком. Второй звук — гласный (этот звук не называется, так как буква е содержит сразу два звука, а в слове указывает на звук [э] и мягкость предшествующего согласного). Гласный звук обозначен красным. Третий звук [д] — согласный, твердый. Он обозначен синим.

Воспитатель: «Жили-были дед да баба. Была у них внучка Машенька. Пришли как-то подружки, стали звать Машу в лес...» Выходите, артисты, начинаем сказку!

Артисты выходят и становятся перед другими детьми.

Подружки: Маша, пойдем в лес за грибами, за ягодами!

Маша: Дедушка, бабушка, можно я с подружками в лес пойду?

Дед: Иди, внученька, да только будь осторожна: в лесу от подружек не отставай!

Воспитатель: Пошли подружки в лес. А там грибов видимо-невидимо! Разбрелись подружки. Одна Маша на полянке осталась. Ну-ка, помогите ей разложить грибы в корзинки.

Задание для старших детей

Предлагаются карточки, на которых нарисованы подберезовик, лисичка, сыроежка, подосиновик, свинушка, груздь.
В четыре корзинки, на которых на цветовой подложке нарисованы буквы с, з, ш, ж, нужно разложить грибы особым образом. Название гриба должно содержать звук, на который указано на корзинке.

Воспитатель: Грибы-то Маша собрала, а от подружек отстала. Стали подружки Машу кликать: «Ау-ау!» Ну-ка, подружки, соберите эти слова!

Задание для малышей

Нужно собрать из разложенных на столе карточек слово ау и прочитать его.

Воспитатель: Заблудилась Маша в лесу и попала в лесную избушку. Определите-ка, кто в избушке живет.

Задание для всех детей

Нужно отыскать изображение медведя на зашумованной картинке.

Физкультминутка

Девочки и мальчики!
Вы — медведи, а не зайчики!
Так что не дрожите,
Громко зарычите!
Вверх потянитесь,
Быстро покружитесь!
За ушком почешите,
Вверх подскачите!

Воспитатель: Смотрите-ка, вот он, медведь! В избушку из леса возвращается.

Медведь: Кто в моей избушке приют нашел?

Маша: Это я, девочка Маша. Я в лесу заблудилась.

Медведь: Будешь у меня жить, печку топить, кашу варить, дом прибирать.

Воспитатель: Стала Маша у медведя жить, по хозяйству служить. Медведь Машеньку не обижал. Да стала она тосковать по дому, скучать по дедушке и бабушке.

Маша: Отпусти меня, Мишенька, домой! Отнесу гостинцы дедушке и бабушке!

Медведь: Нет, не отпущу. Лучше сам отнесу твои гостинцы в деревню.

Воспитатель: Напекла Маша пирожков для бабушки и дедушки.

Помогите-ка Маше сложить их в кузовок! На пирожках слоги написаны, если правильно слог прочтете, пирожок в кузовок кладете. А если нет, дома у медведя оставляете!

Задание для малышей

Малышам предлагается прочитать слоги на пирожках.

ма мы му мо

Воспитатель: Забралась Машенька в кузовок, а пирожки сверху положила. Взвалил медведь кузовок на спину и пошел. Увидел он пенек.

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Маша: Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке!

Медведь: Вот какая глазастая! Высоко сидит, далеко глядит!

Воспитатель: И пошел медведь дальше. Видит, дым поднимается над лесом.

Задание для старших детей

Детям предлагается провести звуковой анализ слова дым и ответить на вопрос: какое слово получится, если заменить гласный звук [ы] на гласный звук [о]?

Воспитатель: Видите: достаточно заменить в слове один звук, и получится новое слово! Это слово дом, дом, в котором, возможно, живут Машины бабушка и дедушка! Но в деревне много домов, а где дом Маши, медведь не знает. Помогите ему, ребята!

Задание для старших детей

Дом, где живут дедушка, бабушка и Маша, зашифрован цифрами, нужно запись расшифровать и нужный дом отыскать.

Воспитатель: Нашел медведь избушку, где Маша живет, но собаки его учуяли, залаяли.
А что дальше было? Вышли бабушка и дедушка, увидели кузовок, открыли. А там Машенька сидит, пирожками прикрыта.

Обрадовались дедушка и бабушка, стали Машеньку целовать, обнимать. Как называть?

Все дети: Умницей!

Воспитатель: И вы молодцы да умницы. Мы с вами сегодня в гостях у сказки побывали. Сказку друг другу и гостям рассказали.

Елена МЕЛЕШКО,
воспитатель детского сада № 1262,
Москва

 

Рейтинг@Mail.ru