В гостях у сказки
Занятие по обучению грамоте с
использованием сказочного сюжета в
разновозрастной группе
Некоторые
задачи: продолжать знакомство детей со
звуковым анализом слова, закреплять
дифференциацию свистящих ([с] — [з]) и шипящих
звуков, закреплять знания о гласных звуках,
твердых и мягких согласных, упражнять детей в
умении пересказывать текст, используя
выразительные интонации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня
придет сказка... Хотите узнать, какая? Название
сказки состоит из трех слов. Старшие дети сейчас
прочтут их для нас.
Дети читают название сказки.
Воспитатель: Теперь выложите перед собой
столько квадратов, сколько звуков в каждом слове
названия сказки. Первое слово вам нужно сложить
из желтых квадратов, второе — из синих, третье —
из красных.
Задание для всех детей
(В слове «медведь» звуков на один
меньше, чем букв. Мягкий знак не несет звуковую
нагрузку.)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какая же сказка пришла к нам в
гости? Правильно, сказка «Маша и медведь».
Кто хочет быть Машей? Маша. Кто хочет быть
медведем? Отыщи карточку с изображением звука, с
которого начинается слово медведь. Какое
слово начинается с твердого звука, а какое — с
мягкого?
Задание вызванных детей
Выходят двое детей. Один ребенок выбирает
карточку с изображением М на синем фоне и
рассказывает, что в слове Маша звук [м].
Другой ребенок выбирает карточку с изображением
М на зеленом фоне, потому что слово медведь
начинается с мягкого звука.
Воспитатель: Кто хочет быть подружками Маши
— Олей, Аленкой и Ирой?
Педагог выбирает трех девочек — из малышей.
Девочки-подружки выходят к столу.
Воспитатель (обращаясь к каждой девочке
по очереди): Какой первый звук в твоем имени?
Найди карточку с его изображением и покажи нам.
Дети, кто хочет быть дедом и бабой?
Задание для старших детей
По картинам-схемам слов дед и баба дети
делают звуковой анализ слова. В слове дед
первый звук [д’] — согласный. Это мягкий звук,
поэтому на схеме он обозначен зеленым
квадратиком. Второй звук — гласный (этот звук не
называется, так как буква е содержит сразу
два звука, а в слове указывает на звук [э] и
мягкость предшествующего согласного). Гласный
звук обозначен красным. Третий звук [д] —
согласный, твердый. Он обозначен синим.
Воспитатель: «Жили-были дед да баба. Была у
них внучка Машенька. Пришли как-то подружки,
стали звать Машу в лес...» Выходите, артисты,
начинаем сказку!
Артисты выходят и становятся перед другими
детьми.
Подружки: Маша, пойдем в лес за грибами, за
ягодами!
Маша: Дедушка, бабушка, можно я с подружками
в лес пойду?
Дед: Иди, внученька, да только будь
осторожна: в лесу от подружек не отставай!
Воспитатель: Пошли подружки в лес. А там
грибов видимо-невидимо! Разбрелись подружки.
Одна Маша на полянке осталась. Ну-ка, помогите ей
разложить грибы в корзинки.
Задание для старших детей
Предлагаются карточки, на которых нарисованы
подберезовик, лисичка, сыроежка, подосиновик,
свинушка, груздь.
В четыре корзинки, на которых на цветовой
подложке нарисованы буквы с, з, ш, ж, нужно
разложить грибы особым образом. Название гриба
должно содержать звук, на который указано на
корзинке.
Воспитатель: Грибы-то Маша собрала, а от
подружек отстала. Стали подружки Машу кликать:
«Ау-ау!» Ну-ка, подружки, соберите эти слова!
Задание для малышей
Нужно собрать из разложенных на столе карточек
слово ау и прочитать его.
Воспитатель: Заблудилась Маша в лесу и
попала в лесную избушку. Определите-ка, кто в
избушке живет.
Задание для всех детей
Нужно отыскать изображение медведя на
зашумованной картинке.
Физкультминутка
Девочки и мальчики!
Вы — медведи, а не зайчики!
Так что не дрожите,
Громко зарычите!
Вверх потянитесь,
Быстро покружитесь!
За ушком почешите,
Вверх подскачите!
Воспитатель: Смотрите-ка,
вот он, медведь! В избушку из леса возвращается.
Медведь: Кто в моей избушке приют нашел?
Маша: Это я, девочка Маша. Я в лесу
заблудилась.
Медведь: Будешь у меня жить, печку топить,
кашу варить, дом прибирать.
Воспитатель: Стала Маша у медведя жить, по
хозяйству служить. Медведь Машеньку не обижал. Да
стала она тосковать по дому, скучать по дедушке и
бабушке.
Маша: Отпусти меня, Мишенька, домой! Отнесу
гостинцы дедушке и бабушке!
Медведь: Нет, не отпущу. Лучше сам отнесу
твои гостинцы в деревню.
Воспитатель: Напекла Маша пирожков для
бабушки и дедушки.
Помогите-ка Маше сложить их в кузовок! На
пирожках слоги написаны, если правильно слог
прочтете, пирожок в кузовок кладете. А если нет,
дома у медведя оставляете!
Задание для малышей
Малышам предлагается прочитать слоги на
пирожках.
ма мы му мо
Воспитатель: Забралась Машенька в кузовок,
а пирожки сверху положила. Взвалил медведь
кузовок на спину и пошел. Увидел он пенек.
Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!
Маша: Не садись на пенек, не ешь пирожок,
неси бабушке, неси дедушке!
Медведь: Вот какая глазастая! Высоко сидит,
далеко глядит!
Воспитатель: И пошел медведь дальше. Видит,
дым поднимается над лесом.
Задание для старших детей
Детям предлагается провести звуковой анализ
слова дым и ответить на вопрос: какое слово
получится, если заменить гласный звук [ы] на
гласный звук [о]?
Воспитатель: Видите: достаточно заменить в
слове один звук, и получится новое слово! Это
слово дом, дом, в котором, возможно, живут
Машины бабушка и дедушка! Но в деревне много
домов, а где дом Маши, медведь не знает. Помогите
ему, ребята!
Задание для старших детей
Дом, где живут дедушка, бабушка и Маша,
зашифрован цифрами, нужно запись расшифровать и
нужный дом отыскать.
Воспитатель: Нашел медведь избушку, где
Маша живет, но собаки его учуяли, залаяли.
А что дальше было? Вышли бабушка и дедушка,
увидели кузовок, открыли. А там Машенька сидит,
пирожками прикрыта.
Обрадовались дедушка и бабушка, стали Машеньку
целовать, обнимать. Как называть?
Все дети: Умницей!
Воспитатель: И вы молодцы да умницы. Мы с
вами сегодня в гостях у сказки побывали. Сказку
друг другу и гостям рассказали.
Елена МЕЛЕШКО,
воспитатель детского сада № 1262,
Москва
|