Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2007

КЛАДЕЗЬ

Мария Монтессори: актуальная педагогика

Из истории открытия первого «Дома ребенка» в Риме

Начало см. в № 8/2007 г.

Мария МонтессориВ прошлом номере, обсуждая проблемы томских детских садов и ситуацию с очередями в разных городах России, мы высказали идею перестройки системы дошкольных учреждений в направлении увеличения разнообразных форм и размеров садиков. А заодно позволили себе ретроспективный взгляд: с чего, собственно, начинались детские сады?
В качестве примера мы привели историю возникновения «домов ребенка» Марии Монтессори в Риме. «Дома ребенка» возникли как подпроект социальной помощи бедным слоям населения в организации присмотра за маленькими детьми и их воспитания внутри большого проектапо созданию дешевых доходных домов в итальянской столице в начале ХХ века. Сегодня наши читатели познакомятся с продолжением этой истории.

«Детский дом» — не просто пассивный приют, но настоящая школа для воспитания. При школе заведена ванная, где детям устраивают теплое или холодное купание, а также учат умывать руки, лицо, шею, уши. Где возможно, отгораживается клочок земли, на котором дети учатся разводить полезные овощи.

Кому знакомы главные проблемы школы, тот знает, как много уделяется в настоящее время внимания идее единения семьи и школы в достижении воспитательных целей. Но семья всегда довольно далека от школы и почти всегда недружелюбно настроена к ее идеалам. Теперь же мы поместили школу в дом. Мы сделали ее в доме общим достоянием коллектива.

Родители знают, что «Дом ребенка» их собственность, что он содержится долею вносимой ими квартирной платы. Матери в любой части дня могут ходить сюда наблюдать, любоваться кипящей здесь жизнью, задумываться над нею.

«Дом ребенка» знаменует первый шаг к социализации дома. Обитатели под собственной кровлей оставляют своих малюток в месте не только надежном, но и таком, где они получают всяческий уход. Все матери в этом доме пользуются этой привилегией и с легкой душой уходят на свою работу.

Прежде только богатые женщины пользовались подобным преимуществом и могли уходить для разных дел и забав, оставляя детей на руках няньки или гувернантки. В наши дни социальная и экономическая эволюция повелевает работнице занять место среди кормильцев семьи. Мать так или иначе должна оставлять своего ребенка, нередко с мучительным сознанием, что он брошен без призора. Выгоды учреждений вроде нашего не ограничиваются рабочим классом, но простираются и на средние классы, представители которых живут умственным трудом. Учительницы и воспитательницы часто вынуждены давать частные уроки после школы, и нередко поручают своих детей попечениям грубой и невежественной прислуги. Недаром после первого же объявления о «Детском доме» на нас посыпался целый град писем от лиц среднего класса с просьбами распространить эти благодетельные реформы и на их жилища.

Следовательно, мы социализируем «функцию матери», женственный долг на дому. Что станется с домом, спрашивают иные, если женщина уйдет из него? Дом будет преобразован и возьмет на себя обязанности женщины.

Я верю, что в будущем обществе социализация получит новые формы.

Регламент «Дома ребенка»

  • Римский «Институт дешевых квартир» настоящим учреждает в своем доме №... «Дом ребенка», в котором вольны собираться все дети ниже обычного школьного возраста, принадлежащие семьям жильцов.

  • Главная задача «Дома ребенка» — безвозмездное предоставление детям родителей, вынужденных уходить на работу, личного попечения, которого родители не могут им дать.

  • В «Доме ребенка» обращается внимание на воспитание, гигиену, физическое и нравственное развитие детей путем упражнений, соответствующих их возрасту.

  • При «Доме ребенка» состоят директриса, врач и смотритель.

  • Расписание занятий «Дома ребенка» устанавливается директрисой.

  • В «Дом ребенка» принимаются все дети жильцов возрастом от трех до семи лет.

  • Родители, желающие воспользоваться преимуществами «Дома ребенка», не платят ничего. Однако они принимают на себя следующие обязательства:

a) Посылать своих детей в «Дом ребенка» в урочное время чисто вымытыми и в опрятной одежде с передником.
б) Оказывать всяческое уважение и почтение директрисе и всем лицам, состоящим при «Доме ребенка», и участвовать заодно с директрисой в воспитании детей. Не менее раза в неделю матери обязуются иметь беседу с директрисой, сообщать ей сведения касательно домашней жизни ребенка и получать от нее полезные для детей советы.

  • Из «Дома ребенка» исключаются:

a) Дети, являющиеся неумытыми или в грязной одежде.
б) Дети, оказавшиеся неисправимыми.
в) Дети, родители коих не оказывают должного уважения лицам, состоящим при «Доме ребенка», или которые своим дурным поведением подрывают воспитательную работу учреждения.

  • При назначении годовых премий за наилучшее содержание квартир будет приниматься в расчет мера содействия родителей работе директрисы по воспитанию их детей.

Из книги Марии Монтессори «Дом ребенка».
Перевод с итальянского С.Г. Займовского. М., 1915.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru