Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Истоки дошкольного детства

Программа «Истоки», без сомнения, одна из самых популярных и востребованных в государственных дошкольных учреждениях страны. Об основных принципах и подходах к воспитанию детей, на которых строится программа, мы беседуем с доктором педагогических наук, директором Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Ларисой ПАРАМОНОВОЙ.

Лариса Парамонова

— Лариса Алексеевна! Некоторое время назад в издательствах стали выходить методические пособия к программе «Истоки», а совсем недавно — и книги «Развивающие занятия с детьми». Раньше такого приложения программа не имела. Это вызывало удивление и вопросы региональных педагогов. Но, мне кажется, это было принципиальной позицией разработчиков?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать несколько слов об исходных позициях программы. Программа «Истоки» разрабатывалась в начале 90-х. Это был особый период и в развитии страны в целом, и в развитии дошкольного образования. Как вы помните, в ту пору появилось довольно много самых разнообразных программ. Как правило, в большинстве из них делался упор на познавательное развитие ребенка.

Я бы даже сказала, что в некоторых программах на первое место выступало не познавательное развитие, а степень информированности. И эрудиция малыша оказывалась главным показателем его развития. Особенно грешили этим в обилии появившиеся предметные программы — «Физика для малышей», «Экономика для малышей», «Астрономия для малышей».

— Предметные программы — это крайний случай. Конечно, все они по-своему забавны, и предлагаемое в них содержание может быть интересно детям. Но переход в области дошкольного образования от комплексных программ к предметным неизбежно ведет c собой увеличение объема информации, обрушивающегося на ребенка, увеличение количества занятий. Программа разбухает. И дело здесь не в том, что детям, как утверждают, «по силам взять этот материал». Дело в том, зачем это надо. Зачем это надо ребенку? Что такое разбухание дает ему с точки зрения личностного развития? А для нас при разработке программы был важен именно принцип личностного развития. Мы стремились к тому, чтобы наша программа обеспечивала ребенку базисное развитие.

Сегодня тоже много говорят о базисных программах. Но при этом имеют в виду, что базис — это некий образовательный минимум, за который берет на себя ответственность государство. А вы, судя по всему, под понятием «базисное развитие» понимаете нечто иное.

— Базисное развитие — это не минимум. Базисное развитие — это фундамент, на котором строится личность человека. Как говорил Александр Владимирович Запорожец, в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества человека, которые войдут в «золотой фонд зрелой личности». И в этом состоит непреходящее значение дошкольного детства.

То есть базисное развитие — это на самом деле личностный максимум, которому предстоит разворачиваться в последующие годы становления человека?

— Именно. И мы, разрабатывая программу «Истоки», стремились к тому, чтобы в ней были заложены целостные подходы к воспитанию и образованию. Сначала мы разработали концепцию программы. Наша концепция основывалась на фундаментальных положениях отечественной психологической и педагогической школы. Во-первых, принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С. Выготским. Согласно этому принципу, познавательное развитие ребенка базируется на его эмоциональном развитии и связано с развитием эмоциональной сферы, с участием эмоций в познавательном процессе и с развитием воображения. А воображение появляется и развивается именно в дошкольном возрасте.

И относится к «золотому фонду» личности?

— Вне всяких сомнений. Воображение и образное мышление — основа познавательных процессов в будущем. На их развитии в дошкольном возрасте должен делаться специальный акцент. А именно это, как правило, упускается из виду.

Воображение слишком «не материалистично». Его развитие плохо поддается отслеживанию. И как его измерить? А ведь дошкольное образование сегодня во многом старается угодить «заказчику» — родителю. Родитель же нуждается в наглядных успехах своего ребенка: не умел считать — научился, не знал буквы — теперь знает, не умел проводить линию по линейке, а теперь не только линейкой, но и циркулем пользоваться умеет.

— Конечно, это непросто. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, нужно приводить наглядные примеры «полезности» воображения для развития ребенка.

Рассказывать, как важно воображение для будущих художников и дизайнеров?

— Да. Но не только. Дизайнер, художник — эти перспективы будущего ребенка заботят немногих родителей.

Хотя дизайнер сегодня — весьма прибыльная профессия.

— Зато указание на то, что без развитого воображения ребенку в старших классах будет плохо даваться геометрия, как правило, убеждает. А значит, надо уделять время не только тому, что воспринимается родителями (и, к сожалению, многими педагогами) в качестве важных занятий, готовящих ребенка к школе, — обучению грамоте или подготовке руки к письму, но и лепке, аппликации, конструированию. Игре, конечно же. Без этого развитие воображения невозможно.

В начале разговора вы отметили, что большая часть новых программ начала 90-х делала упор именно на познавательном развитии детей. Вы по-другому расставляете акценты. Но это не значит, что вы — противник познавательного развития?

— Конечно, нет. Мы выступали против предметности, то есть против переноса школьных принципов обучения в дошкольную сферу, за интегративность познавательного развития. Знание же как таковое, познавательное развитие мы хулить не можем. Речь идет о том, что знание субъектно. Оно является результатом присвоения субъектом (ребенком) той или иной информации. А маленький ребенок узнает что-то не только тогда, когда ему о чем-то рассказывают, но и когда слышимое и видимое эмоционально окрашено, вызывает в нем положительные эмоции, когда он использует это в своей деятельности. В этом и заключается действие принципа единства аффекта и интеллекта.
Следующее фундаментальное положение классической педагогики связано с теорией амплификации А.В. Запорожца. В свое время Запорожец резко выступал против интенсификации обучения детей, следствием которой неизбежно становится упрощение развития и упрощение представлений о развитии — симплификация. Теория амплификации же говорит о сложности становления человека и о необходимости работать на обогащение развития. Сегодня все кому не лень говорят о самоценности детства. Но спроси, что за этим стоит, — не ответят. А стоит за этим представление о самоценных видах детской деятельности, характерных именно для дошкольного периода развития, благодаря которым ребенок проживает полноценно и интересно этот период своей жизни.

Это те самые игра, лепка, рисование, аппликация, конструирование, о которых вы уже упоминали в связи с развитием воображения?

— Да. Наряду с принципом единства аффекта и интеллекта и теорией амплификации, для разработчиков программ «Истоки» и созданной вслед за ней «Примерной общеобразовательной программы…» как свода основных задач развития ребенка, фундаментальными являются теория деятельности А.Н. Леонтьева и теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина. Что это для нас значит? Да, ребенок развивается в деятельности. Но не в любой, а в деятельности, которая сама обладает свойством развития. Перечисленные выше виды деятельности могут обладать как раз таким свойством. Ребенок двух лет играет в кубики одним образом. Ребенок пяти лет — совершенно другим. Его деятельность усложняется, в нее включаются элементы планирования действий, прогнозирования результатов, соотнесения результата с задуманным образом и т.п., что говорит о переходе игры в конструирование. Конструирование как деятельность усложняется, отвечая на новые познавательные запросы ребенка, предоставляя ему новые и новые возможности для решения творческих задач. Вот такими видами деятельности мы постарались насытить разработанные в Центре программы и пособия. Но для нас так же важно, чтобы все виды занятий с детьми были включены в единый эмоционально-познавательный контекст, перетекали одно в другое, поддерживали друг друга, продолжали заданную тему. Большая часть предлагаемых нами занятий носит интегративный характер. Кроме того, мы уделяем большое внимание развитию социальных навыков детей. К примеру, развитию толерантности, терпимости по отношению к другим детям. Однако, с нашей точки зрения, было бы неправильно все время ставить ребенка в положение, когда он должен демонстрировать терпимость. Цивилизованные формы выражения несогласия не менее важны для его развития. А значит — этому тоже надо учить. Каким образом? Мы ориентируем педагогов активно использовать -командные и групповые формы работы детей, когда они вынуждены договариваться друг с другом, решать спорные вопросы, планировать совместные действия.

Но это же сложно!

— Сложно. И интегративные занятия готовить сложно. И социальные формы работы организовывать сложно. И главное — выстраивать все это в систему очень сложно. В связи с этим я хочу вернуться к вопросу, который вы задали в самом начале: о том, что первоначально мы не планировали снабжать программы разработанными конспектами занятий. Мы хотели, чтобы воспитатели в своей работе шли именно от программ, от тех принципов, которые я постаралась вам изложить; чтобы они вчитывались, вдумывались и выстраивали работу с опорой на программы, но исходя из региональных и местных особенностей той области, где они живут, из конкретных проблем и потребностей своих воспитанников, наконец, из своих собственных особенностей и пристрастий. Нам казалось, составить конспекты занятий несложно. Это навык, которому обучают будущих воспитателей в педучилищах. Они должны это уметь.

Оказалось, что это не так?

— Оказалось, что самой насущной потребностью для большинства воспитателей являются не программные задачи и принципы, не методические подходы, а именно конспекты, прописанные от а до я. Нам стали говорить, что воспитателям сложно работать по программе без подробных инструкций. Что сейчас в детских садах много педагогов, не имеющих специального образования и не владеющих навыками составления конспектов в системе.

Это понятно. Педагоги, получившие специальное образование, не идут работать в детские сады из-за низкой зарплаты. Сейчас снова наметилась тенденция устраиваться работать воспитателем (или младшим воспитателем) из-за ребенка, чтобы его взяли в детский сад. При кадровом дефиците, с одной стороны, и огромных очередях, с другой, в детских садах наблюдается процесс вымывания педагогических кадров и замена их людьми с инженерно-техническим, экономическим, любым другим образованием, а также сильная текучесть педсостава. Так что конспекты писать действительно некогда учиться. Да и программу осваивать некогда.

— Нам пришлось прислушаться к потребностям времени. Тем более что любая программа требует выстраивания системы занятий, а это педагогу в одиночку сделать почти невозможно.

Но раньше-то было под силу? Вы же на что-то рассчитывали?

— Раньше мы рассчитывали на то, что воспитатель сможет получить квалифицированную помощь в лице методиста детского сада, специально обученного этому, подготовленного к работе по планированию, по выстраиванию системы. Но сейчас на это рассчитывать не приходится. Методисты общаются не с нами, с разработчиками программы, а со своими региональными или местными методическими службами. А там часто предпочитают ориентироваться на собственный научный ресурс и на собственное понимание целей, задач и способов дошкольного воспитания. Поэтому сотрудники нашего центра подготовили несколько объемных книг, в которых подробно спланировали каждый год жизни ребенка и дали систему конспектов развивающих занятий, снабдили каждую книгу текстовыми приложениями, которые рекомендуется использовать в ходе занятий, чтобы педагогам не нужно было специально их искать. (Книги выходят в издательстве «Олма».) Мы постарались облегчить труд воспитателей, сделать его более результативным. Правда, сохранили возможности вариативных решений при планировании жизни конкретной группы детского сада. Например, весна у нас в стране везде наступает в разные сроки. И мы делаем специальную отметку, как строить наблюдения за сезонными изменениями в зависимости от региона и места проживания. Даем советы, как использовать местные природные возможности для работы. В конце каждой недели обязательно запланировано свободное занятие, которое педагог использует в соответствии с собственными задачами и замыслами.
Хотя я до сих пор думаю, что идти только по пути готовых конспектов не очень хорошо. Получая конспекты, педагоги не чувствуют потребности знакомиться с программой, вчитываться в нее, вникать в ее основы, строить систему ее реализации.

Все-таки, я думаю, некоторый процент думающих творческих педагогов всегда был и остается в дошкольном образовании, педагогов высокой профессиональной культуры. За ними вы оставляете право работать с программой, а не с конспектами?

— Оставляем. Если они считают, что им по силам системный подход. Но теперь и для них наши пособия могут стать некоторым ориентиром в выстраивании собственной практики.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru