Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

ДЕТСКИЙ МИР

Пустите папу в детский сад

О проблемах половой идентификации детей

Фото Кристины Сидоренко. Детский сад «Гнездышко», г. Новый Уренгой. Конкурс «Поймай мгновенье в объектив»

Фото Кристины Сидоренко. Детский сад «Гнездышко», г. Новый Уренгой.
Конкурс «Поймай мгновенье в объектив»

Согласно печальной статистике, все больше детей сегодня растет в неполных семьях. Психологи же настаивают на том, что фигура отца крайне значима для ребенка. По исследованиям канадских ученых, дети из семей, в которых есть папа и мама, в течение всего периода развития и взросления отличаются более адекватной самооценкой, увереннее вписываются в коллектив и в массе демонстрируют более высокие показатели школьной успеваемости.

Правда, это слишком обобщенное высказывание. Из него не ясно, насколько менее социально успешными являются дети, родители которых развелись, но отец принимает участие в судьбе ребенка, присутствует в его жизни.
К тому же известны случаи, когда матери-одиночки растили очень талантливых детей, делавших впоследствии блестящую карьеру.

Тем не менее дело государственной политики — поддерживать и поощрять «ответственное отцовство». С этой целью во многих странах вслед за Соединенными Штатами Америки введен специальный праздник — День отца. Примерно пять-шесть лет назад такой праздник был учрежден и в некоторых регионах России. Сначала его стали отмечать в Республике Саха, потом — в Волгоградской, Ульяновской и других областях.

Сегодня этот праздник приобретает все большую популярность.

Но педагоги должны понимать, что фатальным является не столько отсутствие конкретного отца в конкретной семье, сколько феминизация воспитания в целом, когда ребенок в своей жизни сталкивается исключительно с женщинами, с женскими образцами поведения и с женскими способами решения проблем.

В большинстве культур на протяжении всей истории человечества ребенок до пяти лет воспитывался на «женской половине», под присмотром матери и нянек. После пяти лет мальчики переходили в мужскую часть дома или передавались под покровительство мужчин-наставников.

Современная семья устроена по-другому.
В нашем мире нет ни «мужских половин», ни мужских наставников. И воспитатели детских садов, и учителя начальных классов (за редчайшим исключением) — женщины.

Однако психологическая наука утверждает, что и современный ребенок в возрасте пяти лет переживает период половой идентификации, начинает ощущать себя мальчиком или девочкой. От того, насколько правильно прожит этот временной отрезок, зависит, к примеру, половая ориентация человека в будущем, его личностное самоощущение, его способность к социализации.

Почему-то эти важнейшие аспекты развития не акцентируются в принятых программах дошкольного воспитания и образования. И педагоги, как правило, действуют интуитивно и не всегда грамотно решают связанные с данным возрастом проблемы. А для пятилеток свойственно вдруг начать интересоваться «глупостями», подглядывать в туалетах друг за другом, играть в «целовальные» игры. К этому же времени относится всплеск детского онанизма во время дневного сна в детском саду.

Чаще всего, столкнувшись с подобными явлениями, воспитатели испытывают неловкость, смешанную со стыдом, и, как следствие, — гнев и раздражение. То есть совершенно типичные реакции в ситуации, когда затронуто наше моральное чувство, но мы не знаем, как реагировать.

Здесь можно дать несколько советов.

Во-первых, удерживаться от первых инстинктивных импульсов. Это даст возможность собраться с мыслями и контролировать собственное поведение.

Во-вторых, нужно вспомнить, что в поведении детей, даже если оно выходит «за рамки приличия», нет ничего патологического: они ведут себя в соответствии с возрастом. И подсматривание за девочками в туалете, и уговаривание ребенка противоположного пола снять в укромном уголочке трусы вовсе не означает, что инициатор подобных действий «порочный, конченый человек» и в перспективе — развратник. Если честно порыться в воспоминаниях собственного детства, можно обнаружить там нечто похожее. А ведь нормальные люди выросли. Воспитателями в детском саду работают!

Значит, нечего пугаться и раздражаться.

Нужно спокойно, уверенно и бескомпромиссно озвучить запрет, избегая эмоциональных оценок и рисования мрачных перспектив: «У нас так делать нельзя. В нашей группе мальчики и девочки ходят в туалет по очереди. Вот знак, который означает, что в данный момент мальчикам (или девочкам) в туалет вход запрещен». Или: «Мы не разрешаем мальчикам и девочкам снимать трусы в присутствии друг друга. Вы сами понимаете, что это стыдно. Ведь не случайно вы для этого спрятались?»

Но одних запретов недостаточно. Запреты — это непосредственная реакция на конкретную ситуацию.

Нужны действия, помогающие детям справиться с проблемами половой идентификации, дающие ориентиры, удовлетворяющие интерес к особенностям противоположного пола, смещающие его, переводящие в познавательную и понятную ребенку плоскость.

Волшебные сказки

В этом возрасте ребенок нуждается в волшебных сказках. В сказках, где действуют принцы, принцессы, царевны и цари, спасающие друг друга и женящиеся друг на друге.
В этих образах заложены общечеловеческие представления о мужественности и женственности, о правильной стратегии поведения каждого пола — то, что в аналитической психологии называется архетипом. Бруно Беттельгейм, один из основателей сказкотерапии, считал, что сказочные тексты целительны сами по себе и учат детей находить выход из проблемных ситуаций не прямыми сентенциями и нравоучениями, а на уровне подсознания.

По мотивам волшебных сказок дети любят рисовать. В рисунках появляются и приобретают зримую форму представления детей о мужских и женских образах. Это очень важно, так как работает на процесс половой идентификации. Но к оценке таких образов нужно относиться очень осторожно. Они диагностичны и свидетельствуют о том, как ребенок действительно видит и ощущает мужское и женское начало. Здесь ни в коем случае нельзя ничего навязывать и вынуждать детей добавлять детали, которые сделают рисунок «красивее» или «правдоподобнее». Если, на ваш взгляд, рисунок страдает от отсутствия значимых деталей или пол человека плохо угадывается, дело не в недостатке художественной техники, а в недостатке жизненного материала и несформированности внутренних образов.

Рассказы о животных, наблюдения за животными, уход за ними

Кроме волшебных сказок, детям в возрасте пяти лет нужно рассказывать и читать о «звериных семьях» и о том, как животные выращивают своих детенышей. А наблюдения за кошачьим семейством или за хомячихой с хомячатами приносят детям ни с чем не сравнимые переживания. Подобные наблюдения можно проводить и в рамках занятий по экологии или знакомству с окружающим миром. Но в данном случае, в свете новых проблем, их нужно «психологизировать». Возможно, следует до некоторой степени поступиться естественно-научными толкованиями в пользу эмоциональных, поддержать детей в их уверенности, что хомячиха «любит» своих детенышей, «думает» о них, «радуется» им.

Можно учить детей определять пол разных животных. Им это занятие нравится и позволяет сместить интерес к половым различиям в «социально приемлемое русло». Детям ведь не нужен прямой ответ на вопрос. В глубине души они знают, что не получат его. Вопросы мужского и женского и для взрослых остаются таинственными и непонятными. Поэтому малыши с легким сердцем удовлетворяются «заменителями», косвенной информацией.

Тайны растений

Точно так же инстинктивные поиски детей, связанные с половыми различиями, с вопросами собственного происхождения и появления на свет, могут питаться за счет наблюдений за растениями. В частности, за счет проникновения в тайны появления растений из семени. Только нужно акцентировать на этом внимание. Не просто высадить с детьми лук в землю, а разрезать одну луковицу и показать, как в ее сердцевине образуются стрелки, пробивающиеся наружу. Не просто посеять на грядке фасоль, а завести контрольный экземпляр, развивающийся в воде, — так, чтобы за всеми изменениями можно было наблюдать: за тем, как пробивается

из семени корешок, как появляется росток, как раскрываются и по мере роста растения сморщиваются семядоли. Эти наблюдения интригуют детей, поставляют им материал для эмоциональных переживаний и канализируют новые интересы в область размышлений о происхождении жизни вообще.

Мужчины в детском саду

Но сказки, рассказы о животных и собственные опыты и наблюдения в области растениеводства не отменяют главного: дети должны наблюдать вокруг себя людей разных полов и их общение друг с другом.

Для этого в детский сад нужно приглашать мужчин — пусть в статусе гостей, для участия в праздничных событиях жизни. Появление мужчин и получение некоторой «информации» об их поведении помогает детям создать образ не только мужского, но и женского поведения, потому что женщины в присутствии мужчин ведут себя совсем по-другому.

Здесь, правда, нужны оговорки. Когда в гости приходят чьи-то папы, мы должны не только радоваться их появлению, но и помнить, что у некоторых детей пап нет. Следовательно, организуя праздник или какое-то другое событие, нужно осторожно и правильно расставлять акценты. Во-первых, по возможности расширять мужскую аудиторию — приглашать не только пап, но и дедушек, старших братьев, друзей семьи. Если, согласно праздничному сценарию, рядом с каждым ребенком должен стоять в паре мужчина, нужно потратить силы и время, чтобы ангажировать для «беспапных» детей старшеклассников из соседней школы. Задача ведь простая: будут соревнования. Нужны взрослые для поддержки детей. Подростки про отсутствие пап все понимают и к поставленной задаче — выступить в качестве образца мужского поведения — относятся серьезно.

Преемственность никогда не рассматривалась с точки зрения подобных проблем. Но ведь это важнейшие ее аспекты. И для старшеклассников с точки зрения их семейных перспектив участие в подобных мероприятиях не менее важно, чем для малышей.

Кроме того, привлекая пап к участию в жизни детского коллектива, не стоит ограничиваться спортом. Ведь кто-то из пап умеет мастерить, играть в шахматы, что-то строить из конструктора. Чей-то папа может замечательно исполнить роль в каком-нибудь спектакле. Папы могут еще что-то, о чем мы даже не догадываемся. Нужно создавать условия и возможности для их разнообразной активности, для проявления их талантов.

В любом случае чей-нибудь папа, появляясь в детском коллективе, должен некоторым образом «обобществляться» — с учетом потребностей тех детей, которые пап не имеют. Поэтому на спортивных состязаниях лучше выставлять папу не в паре с собственным малышом, а делать его капитаном детской или детско-взрослой команды, или капитаном отряда в походе.

Сын или дочка такого папы все равно получит лишний повод им гордиться, все равно они уйдут с ним за руку домой. И, конечно, отсутствие папы в семье играми на праздниках заменить невозможно. Но речь идет не о замене, а о том, чтобы ребенок, растущий без отца, получил материал для «строительства» образа мужского поведения, приобщился к мужскому влиянию. (Подробнее о возможностях участия пап в воспитательном процессе читайте в № 2 за 2004 г.) А это очень важно.

Однако феминизация педагогики зашла сегодня так далеко, что мы почти не отдаем себе в этом отчет. Мы с гордостью сообщаем, что роль Деда Мороза, Ильи Муромца или бравого Гусара в нашем детском саду с успехом исполняет тетя Маша. Правда, у нее во время спектакля отклеились усы, и дети вынуждены были ей на этот прокол указать. Если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения психологии, она вызывает не дружескую иронию, а горькое чувство: «Да что же вы делаете!» Поскольку тетя Маша в роли Деда Мороза, несмотря на то, что она умеет петь басом, наносит детям безусловный вред. Дед Мороз — это мужская роль. (Точно так же, как Гусар или Богатырь.) Исключительно мужская. Здесь же она умаляется и феминизируется. Не нужно быть Станиславским, чтобы при взгляде на нелепую бабью фигуру с бородой прошептать: «Не верю!» А в Деда Мороза дети должны верить. Как бы ни хотели мы быть всемогущими, баба-Мороз — демонстрация нашей самонадеянной женской и педагогической слабости, а не всемогущества, и обычно по подобным ситуациям детскому саду можно ставить диагноз. Если даже на эту роль педагоги не смогли найти подходящего мужчину (или старшего подростка), значит, дела в коллективе совсем плохи, учреждение явно не в зените славы.
А театр — дело серьезное. Здесь не может быть фальши. Нет возможности решить проблему с Дедом Морозом, пусть он лучше будет невидимым — голосом, ветром, — а к детям в гости с теми же подарками придет Снежная баба или Снегурочка.

Никакие уверения, что дети ни о чем не догадались, не срабатывают. Это иллюзия, самообман воспитательниц. Дети считывают информацию не только глазами и ушами, но и шестым чувством, с помощью интуиции, на уровне флюидов. Дети воспринимают в образе не только и не столько слова, сколько неуловимую мимику, жесты, походку, манеру держаться.

Парадокс заключается в том, что невидимое присутствие мужская фигура допускает, а подмену ложным образом — нет.

Многие женщины после войны воспитывали детей без отцов. Но на стенах висели их фотографии, и в семье жили предания о том, как вели себя эти отсутствующие отцы. То есть воспитательной силой обладал виртуальный образ. Иными словами, указание на то, что мужчины среди нас нет, но место свободно, тоже важно. Важнее, чем нелепая подстановка.

Это не всегда легко принять. Но если мы хотим обеспечить детям полноценное развитие, нам нужно держать эту проблему в голове. А проблема полов никогда и ни при каких обстоятельствах не решалась легко.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru