Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

А что у вас?

16 марта Институт социальной и гендерной политики совместно с Союзом женщин России провел конференцию «Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений».
Конференция была посвящена обсуждению итогов проекта «Общественный контроль над трансформацией системы дошкольных образовательных учреждений в ходе реформы местного самоуправления как инструмент защиты прав социально уязвимых категорий населения», реализовывавшегося в 2006–2007 годах.
В конференции приняли участие представители разных регионов России, рассказавшие о современном состоянии
детских садов на местах и о мерах борьбы с очередями, которые предпринимаются в регионе.
В прошлом номере мы рассказали читателям о выступлениях представителей Челябинска и Санкт-Петербурга.
Сегодня мы познакомим вас с некоторыми проблемами дошкольного образования в Москве.

МОСКВА

О состоянии системы дошкольного образования в Москве рассказала заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы Мария ЦАПЕНКО.

В отличие от других городов и регионов, детские сады в столице не были переданы в ведение муниципальным властям и сохранили статус государственных учреждений, что благоприятным образом сказалось на состоянии сети московских садов. И сегодня, отметила Мария Михайловна, можно смело утверждать, что эта сеть не просто существует, но развивается.

В феврале 2006 года, по итогам специального заседания Правительства Москвы, вышло постановление «О развитии системы дошкольного образования г. Москвы», определившее меры по обеспечению доступности дошкольного образования для детей города.

Только за один 2006 год в столице построено 95 детских садов, в 2007 году планируется сдать в эксплуатацию еще 100. В настоящее время в Москве насчитывается 1887 ГДОУ и 147 ОУ, реализующих программы дошкольного образования. 250 тысяч детей ходят в детские сады. Это составляет 65% всех проживающих в Москве дошкольников. А в возрасте 5–6 лет детский сад посещают 97% детей. Пятилетний ребенок, по словам Марии Михайловны, не может не получить в столице место в детском саду.

Чтобы регулировать очередь и не допускать злоупотреблений, связанных с «торговлей местами», в Москве образованы специальные комиссии по комплектованию дошкольных учреждений. В результате создана единая очередь детей, родители которых хотели бы водить их в детский сад. Учет очередников ведется с помощью электронных средств. Любой родитель, по словам Марии Цапенко, может обратиться в комиссию по месту жительства и получить требуемую информацию по дошкольной инфраструктуре района. Здесь же родители узнают о новых формах образовательных услуг, созданных в городе.

«По замыслу чиновников, — пишет Ольга Карпова в журнале «Имеешь право», — новые правила должны облегчать жизнь родителям: им не придется больше обивать пороги детских учреждений, чтобы узнать, как движется очередь в разных местах. Члены же комиссий владеют полной информацией обо всех, в том числе и специализированных детских учреждениях на территории района. Могут в случае необходимости и посоветовать подходящий детсад. Контакты же с комиссией можно свести к минимуму, не рискуя вылететь из листа ожидания».

Однако в реальности все обстоит не так благополучно, как на словах. «Дошкольное образование», к примеру, обратилось за информацией на сайт префектуры Юго-Восточного округа Москвы. Сайт пестрит жалобами родителей на грубость чиновников комплектующих комиссий, на их отказ разъяснять ситуацию, на несправедливое движение очередей. К тому же новая система очередей игнорирует важнейшую особенность такого мегаполиса, как Москва, — внутренние миграции. Часто молодая семья вынуждена снимать квартиру или некоторое время ждать окончания строительства дома (это — в счастливом случае). Необходимость внезапно переезжать возникает довольно часто, и в случае съема квартиры редко можно предугадать свое новое местожительство. Если ребенок уже отстоял очередь по прежнему месту жительства и значится в списке первым, а семья вынуждена переезжать, в новом районе он снова окажется в хвосте списка очередников. И ждать места в детском саду ему придется как минимум полтора-два года.

Капитальное строительство детских садов, темпам и объемам которого могут позавидовать в иных регионах, все же не решает проблему очередей.

«Как и в других городах, мы тоже вынуждены перепрофилировать помещения в детских садах, — рассказывает Мария Цапенко. — Но мы не хотим делать это без оглядки. За последние десять лет у нас созданы уникальные сады. С мини-поликлиниками, к примеру. Мы сохраняем их, несмотря ни на что. Мы не посягаем на физкультурные залы, потому что закрытие зала скажется на здоровье детей. Решая вопрос о закрытии специализированных кабинетов, мы всегда смотрим, насколько это ухудшит качество образования».

Кроме перепрофилирования групп, повышение доступности дошкольного образования, по мнению М.Цапенко, осуществляется за счет расширения его видового разнообразия и появления его новых форм. Чтобы преодолеть несовершенство действующего с 1995 года типового положения о дошкольных образовательных учреждениях, в Москве приняли ряд новых региональных законов, способствующих обновлению нормативно-правовой базы дошкольного образования. Работа по разработке нормативных документов стала ответом на результаты исследования потребностей родителей.

Было разработано и утверждено положение о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом, разработана и утверждена нормативная база для групп кратковременного пребывания. Сегодня в столице работает 670 таких групп. Открыты специализированные группы для детей с аллергодерматозами, группы «Особый ребенок», Лекотеки, службы ранней помощи и центры игровой поддержки.

Службы ранней помощи работают по принципу психолого-медико-социальных центров, но с детьми раннего возраста, от рождения до трех лет. Такие службы позволяют специалистам оказывать консультативную помощь родителям в случаях неблагоприятных прогнозов развития ребенка и оказываются невероятно действенным средством в борьбе против возможной инвалидизации малыша. Центры игровой поддержки открываются как структурные подразделения детских садов. Сюда 1–3 раза в неделю могут приходить родители с детьми. Здесь родителей учат общаться и играть с малышами, родители могут получить психологическую консультацию. Эта форма бесплатная и, при высокой сменяемости посетителей, позволяет ощутимо повысить охват детей дошкольным образованием.

В качестве меры повышения доступности дошкольного образования М.Цапенко назвала создание групп 14-часового пребывания и групп для детей раннего возраста. 14-часовые группы, с одной стороны, приходят на смену суточным (ночевать, по мнению авторов проекта, дети должны дома, с родителями), с другой стороны, они позволяют учитывать особенности транспортной сети столицы с ее вечными пробками и отдаленными расстояниями.

Справедливости ради скажем, что Москва в своих начинаниях может поразить размахом и, возможно, системным подходом, но не лидерством в начинаниях. Первенство по созданию службы ранней помощи принадлежит северной столице. Там впервые в России был создан «Институт раннего развития» и положено начало массовым скрининговым исследованиям детей первого года жизни. Да и садовские группы «Особый ребенок» возникли именно в Петербурге, еще в середине 90-х годов, по инициативе Тамары Воробей, управлявшей в те годы петербургским дошкольным образованием.

Что касается организации центров игровой поддержки, принципиально новой формой они тоже не являются. Подобные группы, только под другими названиями («Вместе с мамой», «Мать и дитя», «Детско-родительская группа», «Группа кратковременного пребывания выходного дня» и т.п.), уже

несколько лет существуют во многих крупных городах, например, в Красноярске и Ижевске. Изначально они развивались в рамках сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования РФ, а потом Минобразнауки РФ.

Другое дело, что Москва придала этому начинанию новый нормативный статус и поставила своей задачей создать широкую сеть подобных групп, главные задачи которых — своевременная социализация детей раннего возраста и повышение педагогической культуры родителей.

Однако к очередям такая форма дошкольного образования, при всей своей привлекательности, не имеет никакого отношения. Пользоваться ею могут те родители, у которых есть возможность держать маленького ребенка дома, но они считают необходимым для его развития посещение «публичных» мест, где созданы отличные от домашних условия для игры и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Проблема же с устройством малышей ясельного возраста в учреждение с режимом полного дня для московских родителей стоит очень остро. И, несмотря на то что в Москве на сегодняшний день открываются новые группы для детей в возрасте от шести месяцев, от года и от полутора лет, таких групп не хватает. Как и не хватает мест для детей 2–4 лет. Мария Цапенко не случайно отметила, что проблему с очередями можно считать в целом решенной только по отношению к пятилеткам.

Поэтому родители пытаются искать выход из ситуации своими силами и способами, о которых представители управленческих структур любых городов всегда умалчивают. Либо не знают об этом, либо не хотят знать.

В Москве же, как ответ на острую нехватку мест в государственных учреждениях, формируется сеть незарегистрированных и никем не учтенных домашних мини-садиков.

Департамент образования Москвы тоже использует термин «домашний детский сад». Но совершенно по-другому поводу.

«Домашними» называют сады, расположенные на первом-втором этажах жилых домов. Для столицы, в отличие от других городов (в особенности молодых, созданных на месте рабочих поселков), это не новый ход. Такие сады в Москве существовали с послевоенных времен. Некоторые из них функционируют до сих пор. И собственными экспериментами по созданию встроенных садиков Москва гордится. «Эти детские сады существуют не сами по себе, а как структурные подразделения расположенных неподалеку крупных детских садов. В результате появляется возможность решить проблему дробных ставок, которые так не нравятся питерским заведующим, — комментирует Мария Цапенко. — Штатное расписание составляется на большой детский сад с учетом наличия дополнительных групп, вынесенных за пределы отдельно стоящего здания. Поэтому дети, посещающие такие сады, не обделены необходимым вниманием разных служб дошкольного учреждения».

Но родители понимают под «домашними детскими садами» нечто иное — группы из трех-четырех детей, которых собирает у себя дома воспитательница.

Опрос, проведенный сайтом «Няня.ру», показывает, что у родителей существует острая потребность именно в таких садиках. Как правило, услугами педагогов мини-садов пользуются семьи, имеющие детей в возрасте от года до 3–3,5 лет, иногда 4 лет. Плата в них составляет от 150 до 250 у.е., а наполняемость — 3–4 ребенка в группке.

Эти маленькие группки сегодня восполняют острый дефицит групп для детей раннего возраста в государственных садах, но при этом еще и гарантируют индивидуальный подход и персональное внимание к малышу. Все они с точки зрения легитимности находятся «вне закона»: не имеют лицензии на образовательную деятельность и не платят налоги.

Это позволяет чиновникам и средствам массовой информации пугать родителей возможными безобразиями, которые, по их представлениям, расцветают махровым цветом под крышами подобных групп.

Но достаточно прочитать письмо, присланное представителями Томских свободных профсоюзов, чтобы понять: на каждую старушку найдется прорушка. И в адрес государственных садиков при желании можно обратить не меньше претензий.

Видимо, речь должна идти о другом — о том, чтобы государство взяло на себя труд помочь домашним детским садам законно состояться, чтобы лицензирование не превращалось в головную боль, приводящую к инсульту всего предприятия. Вот если бы здесь Москва проявила инициативу, это пошло бы ей в серьезный зачет. Тем более что складывающаяся в ее «недрах» неучтенная педагогическая сеть поражает воображение своим размахом — как и все в этом огромном городе.

Возможно, первым шагом к легализации мини-садиков будет разработка нормативной базы по организации гувернерской службы на базе государственных образовательных учреждений и организации семейных детских садов, о которой рассказала М.Цапенко.

Иначе, видимо, Москве проблему очередей не решить.

Несмотря на все меры и усилия со стороны городских властей, за последние два года очередь на место в детский сад не сократилась, а выросла: в 2005 году она составляла 12 000 человек, а к началу 2007 года достигала 15 000. Столица, даже при своих темпах строительства, экспериментальной деятельности и правовой работы, не успевает за ростом рождаемости.

«В 2006 году в Москве родилось 97 тысяч малышей. Это на 5 тысяч больше, чем в 2005 году. Ежегодный прирост рождаемости составляет от 3 до 5 тысяч, — сказала М.Цапенко присутствующим. — И в ближайшее время Москва не сможет обеспечить всех желающих местами в детском саду».

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru