Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

Заочные курсы повышения квалификации, организованные Издательским домом «Первое сентября», год от года пользуются все большим успехом у педагогов. Но есть предметы, которые лучше осваивать в непосредственном общении с преподавателем. Например, искусство кукольного театра, требующее знакомства не только с теоретическим материалом, но и овладения практическими приемами кукловождения. Без них методика занятий с детьми повисает в воздухе. В этом случае, как никогда, справедливы слова: «Лучше один раз увидеть!» Поэтому мы решили предоставить возможность всем Инна ЯРОСЛАВЦЕВАжелающим с октября 2007 года посещать очно-заочные курсы повышения квалификации под названием «Кукольный театр как средство развития дошкольников. Основы кукловождения и методика организации занятий». Курсы по этой теме будет вести Инна ЯРОСЛАВЦЕВА, педагог дополнительного образования, лауреат Всероссийского конкурса детских кукольных театров, проводившегося Государственным театром кукол им. С.Образцова. Постоянные читатели газеты знают о ее работе по публикациям в «Дошкольном образовании», а участники марафона имели возможность посетить специальный мастер-класс.
Однако возможность записаться на занятия имеют лишь те, для кого столица находится в пределах досягаемости.
Для тех, кто такой возможности лишен, мы открываем серию публикаций по материалам И.Ярославцевой «Секреты кукловода» и расскажем о методах и приемах работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, так как в основе их — образ и движение.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ К ЗАНЯТИЯМ С КУКЛОЙ

Перчаточная кукла — одна из самых известных «актеров» среди других видов театральных кукол. Ее также называют ручной, петрушечной, пальцевой или куклой бибабо. Происхождение названия «перчаточная» понятно: «скелет» куклы — перчатка, надевающаяся на руку. Отсюда же и названия «ручная» и «пальцевая»: чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актер шевелит пальцами и кистью руки. Название «петрушечная» в отличие от первых трех связано не с принципами работы куклы, а с историей. Первой перчаточной куклой был Петрушка, ведущий свое происхождение от искусства скоморохов, а кукловоды, участвующие в ярмарках и потешающие зрителей прямо под открытым небом, назывались петрушечниками.
У перчаточной куклы есть одна важная с точки зрения педагогики особенность: из-за того, что она надевается на руку, ребенок словно срастается с ней, ощущает куклу своей частью. Из всех видов театральных кукол она наиболее близка ребенку, но открывает возможность для перевоплощения в персонажа. Кроме того, перчаточная кукла заставляет интенсивно работать пальцы, что очень важно для развития речи.

Основное положение руки с надетой на нее перчаточной куклой

Рука поднята вверх и слегка полусогнута в локте. Большой, указательный и средний пальцы выпрямлены и широко расставлены в разные стороны, мизинец и безымянный палец поджаты в кулак. Указательный палец управляет головой, большой и средний пальцы управляют ручками куклы. То есть во время движения задействованы три пальца кисти, а также сама кисть и вся рука.
Имитация движения куклы по поверхности осуществляется за счет движений всей рукой.

Исходная позиция куклы

Как в танце или в спорте существует исходная позиция, так же существует исходная позиция перчаточной куклы, из которой она начинает все свои разнообразные движения: кукла повернута спиной к ребенку, ее голова не запрокидывается назад, кукольные ручки сложены вместе.

Такое положение ребенок должен научиться придавать кукле, независимо от того, в каком положении находится он сам — стоит, сидит, лежит. Занимая разные позиции, ребенок учится водить куклу — имитировать ее хождение по воображаемой поверхности (по воображаемому «полу»).

Отсутствие ширмы

Занятия по кукловождению проходят без использования ширмы. Во-первых, ширма препятствует общению педагога с детьми. Во-вторых, не позволяет детям контролировать положение куклы.
В-третьих, не дает им менять положение тела. Даже для взрослых кукольников-профессионалов вождение перчаточных кукол над ширмой — психологически утомительная и физически сложная задача. На начальной стадии занятий детям такие перегрузки ни к чему.

 Упражнения для развития мышц рук

Зато в каждое занятие включаются упражнения на тренировку мускулатуры руки. Кукловождение действительно стимулирует развитие пальцев. Но существует и обратная связь: ребенок со слабо развитой рукой и плохой моторикой не сможет управлять куклой.
Упражнения на укрепление мышц руки занимают 7–10 минут от общей продолжительности занятия. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, позволяющей размять кисть, в нее нужно включать упражнения на двигательную импровизацию и создание пластических образов с помощью пальцев и кисти. Вот примеры таких заданий.

Зарядка для пальцев и кистей рук

Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. По желанию в середину выходит ребенок, который показывает движения для разминки пальцев и рук. Остальные повторяют эти движения.
Конечно, дети в большинстве своем используют набор движений, знакомых им по пальчиковым играм. Но если педагог поощряет их придумывать нечто новое, дети могут показать неожиданные двигательные упражнения.

Образные движения

Педагог предлагает представить детям, что их руки отправляются на бал (на веселую кукольную свадьбу, на день рождения, на какой-нибудь праздник и т.п.), где им предстоит танцевать. Нужно придумать танец для рук (для пальчиков, для кистей рук).
Звучит музыка. В зависимости от ее характера дети придумывают танец.
Задание могут выполнять все дети. Можно вызвать кого-то одного в центр круга, тогда остальные должны будут повторять придуманный им танец.
Кроме танца рук, существует еще одно упражнение на создание образного движения. Педагог предлагает детям представить, что руки пошли погулять. Но по дороге с ними случаются чудесные превращения: то руки чувствуют себя легкими-легкими, почти воздушными, то они стали деревянными, потом пластилиновыми, стеклянными, железными и т.п. В зависимости от заданного характера детям нужно менять характер движения под музыку, ведь «воздушная» рука движется иначе, чем деревянная.

Упражнения с шариком

Каждому ребенку выдается теннисный шарик. Сначала шарик кладут на полусжатую ладонь, и педагог предлагает каждому пальчику этой руки «поздороваться» с шариком — дотянуться до него. Затем шарик катают между ладонями, по столу каждой рукой по очереди. После этого шарик предлагается спрятать в ладони, прятать поочередно то в левом, то в правом кулаке.
На первом этапе упражнения можно проводить в вольном, индивидуальном ритме. Со временем дети будут способны выполнять их под музыку, подчиняясь общему темпу и ритму.

Продолжение следует

Уважаемые коллеги!

Диск с записью мастер-класса Инны ЯРОСЛАВЦЕВОЙ, который она проводила в рамках Четвертого марафона учебных предметов по теме «Кукловождение для малышей», можно приобрести в Издательском доме «Первое сентября». На этом же диске — запись мастер-класса Ирины Кузиной по теме «Степ-аэробика для детей» и лекции Натальи Рыжовой «Экологическое образование дошкольника через разные виды деятельности».
Справки по телефону: (499) 249-47-58, 249-47-26.
Форму заявки на приобретение диска ищите в следующем номере.

 

Рейтинг@Mail.ru