Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2007

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Вместе с мамой, вместе с папой

Детский сад № 235 г. Ижевска работает по системе Монтессори и пользуется большой популярностью у родителей. Особенно — у родителей с высоким уровнем образования. Многие начинают водить сюда своих малышей еще до того, как те получат «законное» право посещать детский сад, — с года или с полутора лет. Детки приходят по субботам, в группу кратковременного пребывания, вместе с кем-нибудь из родителей. Среди последних заметное количество пап. Для них это содержательный способ общения с ребенком, отвечающий мужской психологии: не просто возиться с малышом дома, а отправиться в какое-то новое место. Тут существует специально организованная среда, подсказывающая характер совместных действий; педагоги неназойливо руководят родителями, предлагают групповые игры, от которых взрослые получают чуть ли не большее наслаждение, чем малыши.
Сначала дети и взрослые находятся в группе со множеством разных предметов и пособий, как и полагается в группе Монтессори. Малыши, хотя они еще не умеют говорить, сами выбирают себе занятие, а педагог и родители следят, в какую минуту нужно ответить на «немой», но выразительный запрос, удовлетворить интерес ребенка к манипуляции каким-нибудь предметом, к какому-нибудь действию.

Полуторагодовалые малыши не могут долго удерживать внимание, поэтому «кочуют» по группе довольно интенсивно, но при этом постоянно чем-то заняты.
Затем все переходят в музыкальный зал, где деткам предлагаются игры и задания, которые они выполняют вместе с родителями.

Гусеница на листочке

Пример индивидуального задания

Педагог заранее заготавливает из бумаги зеленые листочки, на которых должна расположиться гусеница. Гусеница возникает из комочков, которые лепят малыши с помощью педагога. На столик, за которым сидит воспитатель («монтессори-учитель»), малыш натыкается «случайно», путешествуя по группе в поисках интересного дела. Ходил-ходил — и вдруг его взгляд привлекают предметы, разложенные на столике. Педагог тут как тут — дает инструкции, как слепить шарик, куда его положить, обращает внимание малыша на возникающий образ. Малыш может и не слепить нужное количество шариков. Ничего! Его труд закончит кто-то другой. Он даже может не проявить интерес к образующейся из комочков гусенице. Но важна установка взрослых на некоторую перспективу: в случае некоторых манипуляций может получиться нечто образное.
Пластическое искусство малышей довольно долго будет сводиться к созданию одних комочков. Взрослые должны находить им «нужное» место. Здесь они превратятся в цыпленка. Здесь — в бусы для матрешки или в пуговицы на рубашке клоуна. А если из комочков сделать лепешки (прихлопнуть их ладошкой), можно получить колеса для машины или электровоза.

Корзинка с цветами

Пример задания, нацеленного на конечный коллективный продукт

На полу наклеены «дорожки» из цветной пленки. Малыши должны клейкие дорожки отлепить. Нужно найти кончик дорожки, подцепить его пальчиком, а затем потянуть. Клейкая лента сминается в комочек. Для комочков уже предусмотрено почетное место — на картине, которой предстоит стать «коллективной» работой. Комочки занимают место цветочных серединок.

 

Рейтинг@Mail.ru