Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2007

ЛАБОРАТОРИЯ

Детский степ:

липецкий вариант нового вида спорта

В середине 80-х годов ХХ века американка Джин Миллер повредила колено — событие, казалось бы, ничем не примечательное, и к тому же не из веселых. Но Джин Миллер была известным фитнес-инструктором по аэробике. Чтобы как можно быстрее вернуться в форму, она решила тренировать ногу, шагая по лестнице собственного дома — вверх-вниз, вверх-вниз. Достигнутый эффект превзошел все ожидания: нога быстро набрала силу, а вместе с ней — и сама Миллер. Судя по всему, Джин не ограничивалась просто подъемами и спусками и, чтобы разнообразить движения, стала подниматься по лестнице то одним боком, то другим. Потом добавила повороты, легкие прыжки и музыкальное сопровождение. К моменту выздоровления Джин поняла, что изобрела новый вид спорта — ритмичные движения на ступеньках. Одна ступенька, решила Джин, вынесенная за пределы лестницы, может служить прекрасным снарядом, с помощью которого можно активно и выразительно двигаться с пользой не только для мышц ног, но и тренируя весь организм в целом. Комбинация движений под музыку роднила их с танцем, и это должно было понравиться женщинам, ведущим активный образ жизни.
В результате степ-аэробика очень быстро стала одним из популярнейших видов женского группового фитнеса и нашла своих почитателей в самых разных концах света. Россиянки впервые познакомились с ней в середине 90-х, когда в Москве были организованы первые мастер-классы по подготовке инструкторов для фитнес-центров.

Но ни поврежденная нога Джин Миллер, ни проникновение степ-аэробики в только что появившиеся модные спортивные клубы столиц не имели никакого отношения к деятельности Ирины Кузиной, инструктора по физической культуре липецкого детского сада № 21.
В 1992 году Ирина Александровна пришла работать в садик воспитателем. И умная заведующая Вера Кирьянова подметила одну ее страсть — физкультурные занятия. Как-то «вкусно» Кузина их проводила, с радостью и самоотдачей. Дети на этих занятиях преображались и выполняли такие упражнения, которые обычному воспитателю даже представить сложно.
Поэтому через два года Ирину Александровну сделали освобожденным воспитателем (тогда должности инструктора в штатном расписании еще не существовало) и поручили ей специализированную область — физкультуру.
Почти сразу Кузина ввела на своих занятиях босохождение. Полы в зале были теплыми, занятия — динамичными. Так что дети, находящиеся все время в движении, не переохлаждались. А стопы их тренировались и закалялись.
Чтобы усилить эффект работы со стопами, Ирина Александровна стала использовать в части занятий шипованные коврики — как элемент массажа.
Оказалось, однако, что коврики обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства — «домики». Занять по команде свой «домик», не выходить за границы «домика», выбежать из «домика» и заскочить обратно — любимый вид детской подвижной игры, доступной уже малышам. Для педагога же подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой.

Эту психологическую особенность ковриков Кузина отметила и через некоторое время смогла использовать ее по отношению к другому снаряду — «доске». Дощечка, нечто приподнятое над полом, еще лучше для детей, рассуждала Ирина Александровна. Во-первых, она еще больше «домик», чем коврик. На нее в буквальном смысле нужно заскочить. Во-вторых, доска требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На ней сложнее двигаться, чем на коврике: требуется больший контроль за собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами.
Важно было определить ее размеры. Так как об усилиях Джин Миллер Ирина Кузина ничего не знала, она подбирала размеры детской доски исходя из собственного тренерского опыта. Существует тест проверки гибкости ребенка с помощью гимнастической скамейки. Ирина стала обращать внимание, на скамейку какой высоты дети поднимаются безбоязненно, на какую заскакивают с легкостью. Какова должна быть ширина доски, чтобы ребенок мог стоять на ней уверенно, чтобы ему нетрудно было бы спуститься с доски с помощью одного шага. Постепенно параметры вырисовались.
Ирина нарисовала чертежик, показала заведующей, и та отдала указание садовскому плотнику сколотить новые снаряды из досок, обнаруженных возле сарая. Готовые снаряды обтянули дерматином, чтобы ноге было приятно касаться поверхности.
Ирина Кузина назвала сделанные доски степами. Словечко «степ» проникло в русский в начале 90-х вместе с разнообразными курсами обучения малышей английскому языку. Один из курсов так и назывался — «Step by step», «Ступенька за ступенькой». Дощечки — это ступеньки. Ступеньки к координации, выносливости, ловкости.
Сначала дети выполняли упражнения на досках под счет, потом Ирина стала использовать во время занятий музыку. Точно так же, как во время классической степ-аэробики занятие идет без пауз, в режиме нон-стоп, занимаются и ее малыши. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое. Новые упражнения инструктор включает в занятие по ходу дела, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы.

За короткое время с момента своего появления «детский степ» стал одним из любимых занятий всех малышей садика. По просьбе родителей из статуса кружковых занятий его перевели в «обязательные». Теперь заниматься на степах начинают дети средней группы.
Практически все упражнения, вошедшие в разработанные Ириной комплексы, «подсказаны» детьми. «Важно только внимательно наблюдать, какие движения дети вдруг начинают делать, случайно заскочив на дощечку или внутри образовавшейся в занятии паузы, — говорит Ирина. — Мы не только шагаем на досках и вокруг них. Мы используем доски в эстафетах — как препятствия, которые нужно обежать, или вместо кочек. Мы на них сидим, чтобы расслабиться. Мы ставим их рядами, цепочкой, в кружок — все зависит от комбинаций упражнений и сюжета занятия. Вчера, например, двое детей сели на степы и стали катать мяч от одного к другому. Вот вам и замечательное упражнение. А несколько дней назад мы сели на доски, будто на мостики, и кто-то из детей стал изображать, будто шлепает пятками по воде. Все подхватили. Лучшего упражнения на расслабление не придумаешь. А ведь можно и ручки «полоскать» таким же образом!»

Большие и маленькие мячи, ленты и палочки — элементы, усложняющие и украшающие занятия на досках. Наблюдая за тем, как двигаются дети подготовительной группы, никто не усомнится в том, что с точки зрения развитости координации и пространственной ориентации они, безусловно, готовы к школе.
Особенно поражают мальчики. Вообще-то степ-аэробика в мировом масштабе — преимущественно женский вид спорта. Но многие инструкторы высшего класса, как и следовало ожидать, — мужчины.
На занятиях Ирины Кузиной мальчики занимаются с не меньшим азартом, чем девочки. Правда, девочки кажутся более ловкими. И в «показательных» выступлениях участвуют обычно они. (А детские выступления с использованием досок теперь включаются во все праздники и выездные концерты.) Но мальчики справляются. И справляются неплохо.

Занятия на досках приносят ощутимую пользу гиперактивным детям, замечает Ирина. Им, казалось, должно быть особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве. Но психологическая привлекательность досок и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через два-три урока дети адаптируются к требуемым условиям. И доска становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
Иными словами, если достоинства доски как снаряда для физического развития были очевидны с самого начала, общий психолого-педагогический эффект от подобных занятий еще предстоит осмыслить. Хотя понятно, что любые качественные занятия, адресованные дошкольникам, всегда интегративны по характеру и разноплановы по результату.

«Как же мне было обидно, — жалуется Ирина, — когда я узнала, что степ-аэробика — уже запатентованное название. Его давно используют. А ведь я шла своим путем, ни у кого ничего не подсматривала. Все постигала своим умом и проверяла на собственном опыте!»
Что ж, случается, что открытия совершаются одновременно в разных точках мира. Среди ученых по этому поводу случаются настоящие баталии за признание лидерства и за право получения Нобелевской премии.
И всем нам придется считаться с тем обстоятельством, что вслед за появлением в России американских фитнес-инструкторов с программами для взрослых довольно быстро возникли модифицированные программы для детей. В них используются степ-платформы, в точности повторяющие взрослые модели, но меньшие по размеру.
Но это совсем не отменяет ценности педагогического открытия Ирины Александровны и возможности распространения ее опыта. Тем более что для детских садов степ-аэробика и по сей день остается экзотикой. За исключением Липецка, где доски Кузиной используют уже в четырех детских садах.
Есть, правда, принципиальные отличия, которые следует проанализировать.
Классическая степ-аэробика не допускает занятий босиком. Для танцев на платформе требуется обувь, фиксирующая стопу и предохраняющая ее от вывиха. Но этим требованием, быть может, и можно пренебречь: комплексы для дошкольников не предполагают такого количества сложных поворотов и прыжков через платформу, как взрослые. Они ограничиваются простыми шагами вперед, назад и в стороны. К тому же опасность подвывиха стопы у женщин 40 лет гораздо серьезнее, чем у малышей. Если рассматривать доску Ирины Кузиной как снаряд, который сродни бревну, на нем вполне можно заниматься босиком. Как было сказано выше, это полезно для детей.

Но есть замечания, которые нельзя сбросить со счетов. Джин Миллер, отбирая движения для степ-аэробики, по наблюдательности не уступала Ирине Кузиной. Но она была фитнес-инструктором и поэтому предъявляла к движениям особый критерий: они должны быть физиологичными. Мы можем подниматься на ступеньки лицом и боком. Мы можем спускаться с лестницы спиной. Все эти движения присутствуют в нашей жизни. Но нам никогда не придет в голову подниматься по ступенькам спиной вперед. Такое движение заведомо травматично. И поскольку опыт классической степ-аэробики довольно солидный и насчитывает даже не сотни, а тысячи участников, прошедших через систему, то есть, как говорят ученые, может похвастаться солидной выборкой для защиты системы, к нему стоит прислушаться и присмотреться.
В комплексах Ирины Кузиной шаг со степа вперед и затем возвращение на степ шагом назад встречается постоянно. Это связано с разницей исходных положений. Для Джин Миллер исходное положение — стойка по шестой позиции перед степом, для Ирины Кузиной исходное положение — стойка на доске.
Даже если признать, что для ребенка стойка на доске в качестве исходного положения более оправданна психологически («Я в домике!»), от движений со степа лицом вперед и на степ спиной назад лучше отказаться. Ничего ужасного и унизительного в этом нет. Человек, создавший систему, может присматриваться к происходящему в спортивном мире, чтобы усовершенствовать ее, сделать более гибкой и развивающейся.
Умение критически относиться к собственным достижениям не умаляет настоящего мастера.
А Ирина Кузина — настоящий мастер. И ее мастер-класс, который она с блеском провела во время Четвертого педагогического марафона учебных предметов в Москве, тому подтверждение.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Выполняйте правила!

Из классических руководств по степ-аэробике для взрослых

Скамейки для степа бывают разными. В идеале скамейка должна быть от одного до полутора метров длиной и не менее 40 см шириной. Оптимальный вариант — 50–60 см. Высота степ-платформы для начинающих взрослых — 15–20, а для подготовленных 30 см.
Важное значение имеет поверхность этого спортивного снаряда. Она ни в коем случае не должна быть скользкой. Как правило, ее покрывают ребристой резиной. Это делается для того, чтобы предотвратить возможные травмы.
Насчитывается около 200 способов подъема на платформу и схождения с нее.
Во время занятий степ-аэробикой требуется соблюдать несколько простых, но важных правил:

— подъем на платформу осуществляется за счет работы ног, а не спины;
— ступню надо ставить на платформу полностью;
— спину всегда держать прямо;
— не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;
— за полчаса до занятий выпить 1–2 стакана чистой воды или по мере необходимости во время занятия делать по нескольку глотков между упражнениями. Это связано с большей интенсивностью нагрузки и повышенным потоотделением во время движений.

 

Рейтинг@Mail.ru