Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2007

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Учимся играть в футбол

Фото из архива д/с № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск

Фото из архива д/с № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск

Футбол — без сомнения, одна из самых популярных спортивных игр в современном мире. Возникнув как развлечение английских аристократов, он в самые короткие сроки завоевал весь мир и все слои населения. В него играют во дворах и на лучших стадионах. Он порождает страсти в среде болельщиков. Миллионы телезрителей откладывают все дела, чтобы в урочный час оказаться у экранов телевизоров.

Популярность футбола огромна и необъяснима. Почему именно футбол, а не баскетбол или волейбол? Не авторалли или конные забеги? Загадка.

Имена игроков ведущих футбольных команд известны даже детям, и их слава превышает славу поп-звезд, не говоря уже о политиках.

Однако сегодня просто играть в футбол, не видя себя в будущем профессионалом, то есть не являясь учеником спортшколы, стало проблемой.

Количество дворовых стадионов резко снизилось. И маленькие мальчишки уже не могут естественным образом менять позицию наблюдателя за беготней дворовых команд на позицию игрока. Для новых поколений интерес к футболу все больше смещается из области активной физкультуры в область зрительскую.

И это обидно. Потому что игра в футбол — это бег, координация, меткость и развитие командных качеств. Следовательно, детям надо предоставлять такую возможность там, где они гуляют под присмотром. В том числе и в детском саду.

Но в отсутствие дворовых сообществ и действующих традиций игры на дворовом поле, и обучение будет происходить по-другому. Носителем знаний о футболе и умения в него играть должен стать педагог. В детском саду, как правило, женщина (в лучшем случае — инструктор по физической культуре), у которой нет собственного игрового опыта. Это обстоятельство придется вынести за скобки. И воспитательница, если она разделяет представления о ценности футбола для развития ребенка, может кое-чему научить.

Возможно, время от времени ей придется привлекать на помощь пап своих воспитанников. Но это пойдет всем на пользу.

Генрих САПГИР

ФУТБОЛ

Сказала тетя:
— Фи, футбол! —
Сказала мама:
— Фу, футбол! —
Сестра сказала:
— Ну, футбол… —
А я ответил:
— Во, футбол!!!

С технической точки зрения футбол — трудная игра. Гораздо труднее подвижных игр с мячом типа перестрелки или вышибал.

Начинать обучение футболу нужно с подготовительных упражнений, иначе игры не получится: после однократного удара по мячу он будет вылетать за границы поля — и все.

Вот некоторые упражнения, которые помогут начинающим игрокам освоить азы вождения мяча.

Ударь по мячу

Это вводное упражнение, позволяющее детям «почувствовать» мяч и научиться вести его перед собой.

Первый вариант

Дети выпускаются на довольно большую ровную площадку и становятся на расстоянии друг от друга, в свободном порядке. У каждого свой мяч.
По свистку нужно бегать по полю и просто бить по мячу ногой, чтобы привыкнуть к этому ощущению. Главная задача — не сталкиваться с другими игроками.

Второй вариант

Играющие выстраиваются на линии старта. У каждого мяч. По свистку играющие начинают движение к противоположной линии поля и гонят перед собой мяч. Детям объясняют: чтобы контролировать мяч, по нему нельзя бить сильно. Мяч нужно толкать легко, чтобы он не «убегал» далеко и чтобы его можно было контролировать.

Кто дальше

В этом упражнении отрабатывается сила удара по мячу. Играющие выстраиваются на линии старта. По свистку нужно ударить как можно сильнее. Судья отмечает, чей мяч улетел дальше всех.

 Маятник

Играющий кладет мяч между ступнями ног. По свистку он начинает легонько бить по мячу боковой частью ступни, толкая мяч от правой ноги к левой и обратно. Задача — продержать мяч как можно дольше в таком состоянии, чтобы он не выкатился за пределы возможного удара.

 Мяч в паре

Игроки делятся на пары и становятся на небольшом расстоянии друг от друга. Первоначально расстояние не должно превышать один метр.
У каждой пары мяч. Нужно пасовать мяч друг другу, ударяя по нему «щечкой» ноги. Задача играющих — ударить не сильно, а так, чтобы партнер сумел перехватить мяч — тоже щечкой ноги.
После тренировочных упражнений можно устроить небольшое состязание между парами игроков: какая пара дольше продержит мяч, отдавая пас друг другу.

 Отдай мяч водящему

Дети (пять-шесть человек) выстраиваются в линию, лицом к водящему.
Водящий бьет мяч «щечкой» ноги в сторону стоящих на линии, так чтобы он долетел до одного из игроков. Тот отбивает мяч обратно. Каждый играющий получает мяч по очереди.
Лучше, если на первых порах роль водящего будет выполнять взрослый.
Когда дети освоятся с упражнением, можно давать пас мячом не по порядку — от первого ребенка к последнему, а «в разбивку», в случайном порядке. В этом случае от детей, отбивающих мяч, требуется повышенное внимание.

Мяч в кругу

Это упражнение напоминает предыдущее, но требует большей координации и сыгранности. Все играющие встают в круг так, чтобы расстояния между ними были небольшими. Один из игроков — в центре круга. Расстояние от него до игроков в кругу — не больше метра. Центральный игрок бьет «щечкой» ноги по мячу, посылая его одному из игроков. Каждый игрок так же отбивает мяч. После этого мяч посылается его соседу. И так дальше по кругу. Бить по мячу нужно не сильно, стараясь точно послать его другому игроку.
Лучше начинать с небольших расстояний и совсем слабых ударов. Главное — добиваться точно паса.
Когда дети освоятся с этим упражнением, можно провести командные состязания: чья команда дольше не позволит мячу вылететь за границы круга.

Обведи кегли

В линию на расстоянии метра — полутора метров друг от друга выстраиваются кегли. Играющий должен вести перед собой мяч, обводя кегли, стараясь их не сбить.
Когда дети приобретут некоторый опыт вождения мяча, с использованием кеглей можно устраивать различные эстафеты.

Первый вариант

Соревнуются две команды. У каждого игрока мяч. Игроки по очереди обводят кегли своим мячом и выстраиваются на противоположном конце площадки. Затем начинается движение в обратную сторону.

Второй вариант

У каждой команды по одному мячу. Команда делится на две части. Часть игроков строится на одной стороне площадки, с одного конца линии кеглей, часть — с другой стороны. Между крайними кеглями до линии старта расстояние около метра.
По свистку первый член команды начинает бег с мячом вокруг кеглей. От последней кегли он должен послать пас игроку, стоящему на противоположном конце площадки. Тот, получив мяч, начинает движение в обратную сторону, а пробежавший дистанцию игрок становится в конец колонны на той стороне, к которой он прибежал.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки одной из команд не поменяются местами.

Попади в ворота

Роль ворот будут выполнять все те же кегли. Две кегли ставятся на некотором расстоянии от линии удара. Игрок, выходящий на старт, бьет по мячу, стараясь попасть в импровизированные ворота. Ширину ворот и их удаленность от линии подачи мяча нужно варьировать в зависимости от возможностей детей.
После того как дети научатся справляться с этим заданием, можно разделить их на две команды и считать количество удачных попаданий. Чья команда забьет больше голов, та и победила.

Некоторые замечания

Играть в футбол можно только в специальной обуви, предохраняющей пальцы ног и ступню от ушибов и вывихов.

На первых порах в упражнениях, не требующих сильных ударов, можно использовать обычные резиновые мячи.

Уменьшение размеров мяча требует большей точности удара и лучшей координации. Эту особенность можно использовать для усложнения упражнений. Для матчей лучше использовать настоящий футбольный мяч.

После того как дети освоят предложенные упражнения, можно познакомить их с правилами футбольной игры и предложить сыграть матч.

Правильно, если в каждой из команд, кроме детей одного возраста, будет по одному «умелому» игроку из более старших детей или взрослых.

Организуя игру, можно учить детей судить матч. Судьи должны хорошо знать правила игры и разбираться в разметках на поле. Судью можно наделять правом предъявлять игрокам желтые и красные карточки.

Назови игру и имя!

Во время детско-родительских физкультурных праздников можно предложить командам родителей в качестве интеллектуальной разминки составить список известных им игр с мячом.
Можно предложить и парные состязания.
Для участия в них вызывается по одному игроку от каждой команды.
Бросается жребий, согласно которому определяют, какой игрок будет делать первый ход. Играющие встают напротив друг друга и начинают перебрасывать между собой мяч, называя при этом какую-нибудь игру с мячом. Задерживать мяч можно не дольше, чем на 10 секунд. Выигрывает тот, за кем останется последнее слово.
Точно так же можно соревноваться на звание имен футболистов ведущих спортивных команд и клубов, олимпийских чемпионов, олимпийских видов спорта и т.п.

 

Рейтинг@Mail.ru