Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2007

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Чей сегодня день рождения?

День рождения — день итогов

В нашем детском саду созданы группы, которые уже несколько лет работают с использованием системы М.Монтессори. Безусловные преимущества этой системы доказаны временем. Но нам хотелось бы рассказать об одной из интересных находок в работе монтессори-групп: это традиция празднования дня рождения ребенка.

День рождения — это особенный день. Чтобы подчеркнуть его значимость, чтобы запечатлеть его в памяти ребенка, мы проводим своеобразный ритуал.

Накануне дня рождения ребенка в группе организуется выставка его работ. Это могут быть рисунки, аппликации, работы по развитию речи, математике. Там же размещается фотография малыша.

Когда наступает день рождения, воспитатель приглашает всех детей группы сесть вокруг коврика. В центре коврика ставят зажженную свечу. Затем ребенку-имениннику дают в руки маленький глобус. Детям объясняют, что планета Земля вращается вокруг Солнца, и каждый ее оборот занимает целый год. Пусть горящая свеча изображает «солнце». И сейчас Саша (Петя, Маша и т.д.) обойдет вокруг нее с глобусом в руках столько раз, сколько лет он прожил. Под спокойную, тихую мелодию именинник медленно и торжественно обходит свечку. В это время педагог и дети обсуждают основные события его жизни, перечисляют, чему он научился в каждом из минувших лет, называют его достижения за последний год. Педагог может показать всем присутствующим фотографии разных лет жизни ребенка — по одной-две за каждый год. Это помогает ребенку наглядно видеть ход времени и событий в его жизни.

Начиная с пяти лет фотографии не просто показываются, а ребенок с помощью педагога последовательно выкладывает их на «линии жизни» с отметками лет. «Вот так, — говорит воспитатель, — сегодня выглядит история твоей жизни!»

В завершение дети поздравляют именинника и высказывают ему свои пожелания. Педагог от лица всех детей и взрослых группы вручает ребенку подарок, а тот, в свою очередь, угощает детей конфетами или другими сладостями.

Такие ритуалы, на наш взгляд, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за другого и сплачивают детский коллектив.

Их проведение можно организовывать не только в детском саду, но и дома.

И.КУРЕПИНА, Ю.ОВОДОВА,
воспитатели монтессори-группы, детский сад «Родничок»,
р.п. Линево Новосибирской области

 

Рейтинг@Mail.ru