Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Запасаем семена

Интегрированное занятие с элементами экологии и развития речи для старших дошкольников

Некоторые программные задачи:

1) закрепить знания детей о последовательности развития растения из семени;
2) показать детям, как можно собирать семена, и рассказать о том, как их хранить.

Оборудование: маленькие ведерки для сбора семян — по одному на группу из двух-трех детей, бумажные пакетики с изображением цветков, соответствующих растениям на клумбе детского сада; наборы карточек с изображением этапов развития растения из семени.

Занятие лучше проводить на улице, в непосредственной близости от места сбора семян.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог читает детям стихотворение Галины Новицкой «Осенняя сказка».

Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она по лесу ходит,
Как будто лосиха.
Видишь, вспыхнули гроздья
Сентябрьской рябины,
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Учит белка бельчат
Разбираться в орешках
И сушить про запас
На сучках сыроежки.

Детям предлагается полушепотом повторять за педагогом строчки стихотворения. Затем — договаривать их.

Педагог:

Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она по лесу ходит,
Как будто…

Дети: Лосиха!

Педагог:

Видишь, вспыхнули гроздья
Сентябрьской…

Дети: Рябины!

Педагог:

Видишь, гриб покраснел
Под звенящей…

Дети: Осиной!

И т.д.

Речевое упражнение «Приметы осени»

Педагог называет слово. Дети придумывают с этим словом предложение, в котором называется какая-нибудь примета осени.

Педагог: Небо.

Ребенок: Осенью небо часто бывает серого цвета.

Педагог: Листья.

Ребенок: Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют.

Педагог: Дождь.

Ребенок: Осенью часто идет дождь.

Педагог: Плоды.

Ребенок: Осенью созревают разные плоды.

Педагог: Семена.

Со словом «семена» придумываются предложения. Педагог дает свой вариант: «Осенью у многих растений поспевают семена. Люди заготавливают семена для нового весеннего посева».
Воспитатель ведет детей к цветочной клумбе.

Педагог: Давайте еще раз полюбуемся на нашу клумбу. Сейчас она еще очень красива. Но многие цветочки уже отцвели. А скоро, с наступлением холодов, все цветы завянут, засохнут. Прислушайтесь! Какие звуки можно расслышать?

Дети говорят, что слышат, как ветерок шуршит цветами.

Педагог: Верно. Цветы подсыхают и поэтому шуршат. А еще, если слушать очень внимательно, можно расслышать, как семена цветов осыпаются на землю. Давайте соберем семена цветов, не дадим им осыпаться. А из семян на следующий год вырастим цветы.

Дети берут маленькие ведерки, подходят к клумбе с разных сторон и аккуратно ссыпают цветочные семена в ведерки. Педагог просит детей запомнить, с каких цветов они собирали семена. Затем дети возвращаются к педагогу, показывают свои семена и называют цветы, с которых эти семена собраны.

Педагог: Чтобы будущей весной мы не запутались, где какие семена хранятся, давайте разложим их по специальным бумажным пакетикам с картинками.

Дети по картинкам определяют, какой цветок изображен, находят пакетики, нужные для своих семян. Пересыпают семена ложечками. Педагог объясняет, что семена нужно хранить именно в бумажных пакетиках, в сухом месте. Так они не отсыреют, не заплесневеют.

Педагог: Теперь, когда наша работа закончена, давайте представим, что уже наступила весна, мы посеяли семена в землю, и они начали прорастать. Как будет расти растение? Кто сможет разложить картинки в нужной последовательности?

Игра «Что сначала, а что потом»

Детям предлагается набор карточек с изображением разных стадий развития растения из семени. Нужно разложить картинки в правильном порядке. Можно заготовить несколько вариантов карточек и сформировать из детей две команды по три-четыре человека. Играющие должны быстро разложить наборы выданных им карточек: сначала — один игрок, потом — другой и т.д. Можно не раздавать детям наборы заранее, а просто сложить стопки карточек на некотором расстоянии от детей, чтобы до них нужно было добежать.
После того как дети разложат карточки, можно предложить им определить растение, изображенное на последней карточке: знают ли дети, как оно называется?

28.jpg (21446 bytes)

Педагог: Давайте еще раз вспомним, что дает начало цветку.

Дети: Семена. Семя!

Педагог: Верно. А семена созревают внутри другого цветка. Каждый цветок осенью умирает, чтобы дать жизнь новым цветам. Не одному, а многим. Ведь вы много семян с каждого растения собрали, не правда ли?

Чтобы семена прорастали и превращались в красивое растение, нужно как следует за ними ухаживать. А чтобы ухаживать было нескучно, можно приговаривать:

Дождик песенку поет:
«Кап-кап-кап!»
Только кто его поймет?
«Кап-кап-кап!»
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И зеленая листва.
Лучше всех поймет зерно.
Прорастать начнет оно.

(Борис Заходер)

Но это будет еще так не скоро! Какое время года сейчас на дворе?

Дети: Осень!

Педагог: Сначала пройдет осень. Потом наступит что?

Дети: Зима!

Педагог: А за зимой последует что?

Дети: Весна!

Педагог: Вот тогда и придет время высевать семена, которые мы сегодня собрали на нашей замечательной клумбе.

По конспекту Халисы ЗАРИПОВОЙ,
старшего воспитателя детского сада № 86,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Рейтинг@Mail.ru