Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Путешествие за кладом

Занятие по математике для детей предшкольного возраста

Программное содержание: закреплять знания количественного состава числа, учить сравнивать смежные числа в пределах 10, закреплять навыки счета.

Демонстрационный материал: бочонки из игры «Лото» с цифрами от 1 до 10, рисунки, изображающие горы с вершиной 7, кукла-клоун, состоящая из геометрических фигур, магнитные цифры и знаки «=», «<», «>», рисунки сосулек со знаками «<», «>».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у нас в группе конверт, а в нем карту. На ней указано место, где находится клад. Но чтобы его отыскать, нужно проявить смекалку. На нашей карте немало препятствий, которые нам придется преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь! Для начала нам надо убедиться, что мы сможем преодолеть все преграды. Для этого давайте с вами посчитаем.

Игра «Считай дальше»

Дети встают в круг, а воспитатель находится в центре круга. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет число. Ребенок продолжает счет от названного числа до десяти. Если он правильно ответил, то встает в центр круга на место ведущего. Затем новый ведущий бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают на месте ведущего.

Воспитатель: Молодцы! Все умеют хорошо считать. Можно отправляться в путь. Первое наше препятствие — речка. Как ее перейти?

Речка, речка глубока,
Не видать нигде мостка.
Чтобы дальше зашагать,
Надо камушки собрать.
Камни быстро соберем,
Эту речку перейдем.

Детям предлагается взять со стола картонные «камушки», на обратной стороне которых написано число. Дети по очереди берут со стола «камушек» и называют «соседей» изображенного числа. Правильный ответ дает возможность «перейти» речку.

Воспитатель:

Вот мы камушки нашли
И преграду перешли.
Всех соседей мы назвали,
Дальше дружно зашагали.

Воспитатель: Молодцы! Теперь перед нами высокая гора. Добраться до вершины нелегко, но мы же не боимся ничего! Надо только вставить в пустующую клеточку число, которого не хватает, чтобы получилось число семь.

Мы идем вперед и вперед!
На первом подъеме недостает
Какого числа?

В одной клеточке — число 1. В пустующую клетку требуется вписать число 6.

Все выше, вперед и вперед!
На этом подъеме недостает
Какого числа? (2 и 5)

Все выше, вперед и вперед!
На этом подъеме недостает
Какого числа? (3 и 4)

Почти у вершины мы с вами, друзья.
Сейчас нам ошибок делать нельзя!
Какого числа не хватает? (4 и 3)

И вот мы у цели. Дошли без потерь.
Какое число нам нужно теперь? (5 и 2)

Поднялись на гору, чуть-чуть отдохнем
И дальше к пещере с вами пойдем!

Чтобы попасть в нее, нужно уметь считать и сравнивать числа. Посмотрите, кто это идет нам навстречу? (Появляется кукла-клоун.)

Дети: Клоун.

Воспитатель: Здравствуй, клоун! Почему ты такой грустный?

Клоун: Здравствуйте, дети!

Со мною, ребята, случилась беда.
Вход в пещеру закрыт навсегда.
Огромные камни засыпали вход,
Теперь в пещеру никто не войдет.

Воспитатель: Может, мы сумеем тебе помочь?

Клоун:

Знания ваши нужны мне сейчас,
Очень надеюсь, ребята, на вас.
Вот тут нарисован неверный портрет.
Каких на портрете деталей нет?

Детям показывается изображение клоуна, неточно воспроизводящее рисованную куклу. Изображение состоит из деталей, крепящихся с помощью магнита (или другими способами). На столе заготовлены детали, из которых портрет может быть дополнен.

Ребята, поможем клоуну решить его задачку?

Дети: Да.

Дети определяют различия между куклой и ее изображением, называют геометрические фигуры, из которых состоит клоун, пересчитывают их, сравнивают их количество друг с другом. Записывают равенства и неравенства.

Воспитатель: На портрете 9 кругов, а у нашего клоуна — 10. Где меньше? Как это записать? (Ответы детей.) Сколько треугольников на портрете? А у клоуна? Где больше? Как это записать? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей достроить портрет клоуна с помощью геометрических фигур.

Клоун: Молодцы, ребята. Спасибо вам за то, что помогли мне — исправили портрет.
А теперь мне нужно немного размяться. Мои геометрические руки и ноги застоялись. Вы ведь умеете делать гимнастику?

Воспитатель: Конечно. Покажем клоуну, как мы умеем разминаться?

Дети: Да!

Как вы быстро мне помогли. Давайте теперь немного отдохнем.

Проводится физкультминутка.

Клоун: Хорошо мы размялись. А теперь нам предстоит тяжелая работа.

Камни дружно разберем
И в пещеру попадем.

Игра «Найди нужный знак»

В разных углах группы находятся три стула, на спинках которых прикреплены знаки «<», «>», «=». Дети берут со стола карточки (в виде камней) с двумя числами (от 1 до 13), которые нужно сравнить между собой. После этого дети встают к тому знаку, который им нужен для правильного ответа.

Клоун: Молодцы, ребята!

Вход свободен — нет камней.
Заходите же скорей!

Воспитатель: Вот мы и в пещере.

Смотрите, ребята, в углу сундучок.
Его охраняет старый сверчок.

Сверчок (кукла):

Сначала загадку мою отгадайте!
Лишь после этого клад забирайте.

Воспитатель берет листочек с загадкой, который лежит рядом со сверчком. У этого цветка четыре лепестка. (Показывает детям картинку.) А сколько лепестков у двух таких цветков? (8)

Клоун:

Что ж! Задачку вы решили.
Клад вы, видно, заслужили.

Воспитатель берет сундучок, открывает его и показывает содержимое детям. В сундучке лежат сладости для каждого ребенка.

Елена ЖЕГАЛИНА,
педагог детского сада № 1511, Москва

 

Рейтинг@Mail.ru