Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2008

ЛАБОРАТОРИЯ

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

Имя кандидата педагогических наук Галины УРАДОВСКИХ хорошо известно нашим читателям. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют это пособие педагоги.

С этого номера мы начинаем знакомить читателей с системой занятий Галины Урадовских, разработанной для детей с общим недоразвитием речи. В отличие от традиционно принятого подхода Галина Васильевна настаивает на необходимости начинать целенаправленную работу с ними не в пятьшесть лет — непосредственно перед поступлением в первый класс, — а значительно раньше, в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет добиться более ощутимого коррекционного эффекта. Однако в условиях отсутствия детских садов (особенно — в сельской местности), там, где дети с речевыми проблемами впервые попадают в организованную систему только в возрасте пятишести лет, педагоги могут воспользоваться предложенными конспектами для проведения развивающих и коррекционных занятий в группах предшкольной подготовки.

Основанием системы занятий, предложенной Г.В. Урадовских, является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно речевую и словарную работу можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению продуктивной деятельности.

Такой подход обладает особенной привлекательностью для воспитателей: интегрированные занятия не требуют дополнительных «часов» и позволяют в одно и то же время решать разные, но крайне важные для развития ребенка задачи.

В данной системе занятий развитие детей строится не только на традиционных видах продуктивной деятельности, к которым относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование из строительного материала. В работу вводятся еще и художественное конструирование из бумаги и конструирование из деталей «универсального» конструктора.

Введение дополнительных видов конструирования также не предполагает увеличения общего количества образовательных занятий и соответ­ствует утвержденному плану образовательной работы с детьми 3—4 лет. Это стало возможно благодаря замене одних занятий на другие. Занятия по художественному конструированию из бумаги проводятся один раз в неделю вместо одного из трех плановых речевых занятий. Основание замены — полноценное решение задач речевого развития в процессе интересной и легкой для детей продуктивной деятельности с бумагой. Занятия по конструированию из деталей «универсального» конструктора проводятся вместо занятий по аппликации.

Структура программы

Система занятий включает конспекты по двум видам деятельности: «Конструктивная деятельность» (1) и «Изобразительная деятельность» (2). Внутри каждого вида деятельности представлены конспекты по конструированию из бумаги (1.1), деталей «универсального конструктора» (1.2), строительного материала (1.3); рисования (2.1) и лепки (2.2) по месяцам и неделям (внутри каждого месяца). Перед каждым занятием указан месяц, порядковый номер недели, общая тема (логопедическая), тема данного конкретного занятия и его номер.

Продуктивная деятельность детей организована по тематическому принципу.

Темы занятий продуктивной деятельности детей в течение одной недели повторяются несколько раз с незначительными изменениями на занятиях каждого вида изобразительной и конструктивной деятельности. Это позволяет педагогу исключить механический характер при повторном знакомстве младших дошкольников с наиболее типичными, яркими и характерными предметами, явлениями и событиями окружающей действительности. Повторное создание образа обогащает детей и делает процесс рисования и конструирования для малышей более понятным, интересным и успешным, так как закрепляет способ его построения в художественно­образной форме.

Но организация педагогического процесса по тематическому принципу сталкивается с некоторыми трудностями.

Главная трудность связана с необходимостью согласовывать логику становления и развития продуктивной деятельности детей с конкретными логопедическими темами, заданными в жесткой последовательности. Темы, предложенные учителемлогопедом, не всегда позволяют педагогам следовать логике становления изобразительной и конструктивной деятельности. Некоторые темы можно было бы максимально раскрыть во всех видах изобразительной и конструктивной деятельности, но этого не позволяют сделать сроки отведенной на них логопедической работы (неделя). Другие темы сложно реализовать в тех или иных видах продуктивной деятельности. Поэтому есть темы, которые осваиваются малышами не в процессе всего одного или двух видов деятельности.

Несмотря на определенные трудности в организации педагогического процесса по логопедическим темам, в планировании программы найден разумный компромисс, позволяющий гармонично сочетать речевую и продуктивную деятельность детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Речевые задачи и их постепенное усложнение на занятиях по конструированию и художественной деятельности

В процесс обучения детей разным видам практической деятельности органично включаются речевые задачи, разработанные учителямилогопедами Л.П. Борисовой, Е.А. Львовой.

Работа воспитателя по развитию у детей умения отвечать на вопросы в процессе рисования или конструирования включает шесть этапов и предполагает определенную последовательность.

Сначала от ребенка не требуется ответа словом. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним. Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь). Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов.

Начиная с третьего этапа, наряду с сопряженной речью, воспитатель практикует и отраженную форму речи — повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи воспитатель использует в процессе практической деятельности в течение всего занятия. Более сложные — в конце, по завершении работы. Воспитатель подводит итог того, что дети сделали на занятии. Содержанием рассказа педагога, как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы.

Универсальный конструктор из «лоскутков»

Один из блоков занятий, представленных в программе Галины Урадовских, посвящен работе с созданным ею универсальным конструктором.

Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.

Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже трехлеточки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, отличающиеся целостностью и радующие глаз «совершенством». То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей — одаренных или с задержками в развитии.

К тому же подобное конструирование — это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных и творческих способностей.

Чаще всего универсальный конструктор Галины Урадовских используют педагоги, работающие по программе «Развитие». Но «лоскутный конструктор» займет достойное место и в кабинетах логопедов и психологов, и в сенсорных комнатах, и в изостудиях — так разнообразны способы его применения и задачи, которые он позволяет решить.

Примеры коррекционных занятий с универсальным конструктором вы найдете во вкладках «Дошкольного образования». Занятия включены в систему работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Конспекты занятий

Рейтинг@Mail.ru