Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2008

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Праздник для будущих первоклассников

Проводы будущих первоклассников из детского сада в школу — необычный праздник. Для детей это, в некотором смысле, прощание с беспечным периодом детства. Для взрослых — своеобразный итог нескольких лет работы.

В каждом детском саду существуют свои традиции прощания с воспитанниками. Мы хотим предложить читателям некоторые идеи, которые могли бы подчеркнуть символический характер происходящего события, придать ему значение ритуала перехода.

«Ритуалы перехода» — термин, принятый в науках, изучающих традиции разных народов. К событиям перехода относят рождение и смерть, посвящение в полноценные члены общества по достижении совершеннолетия, женитьбу и другие — то есть все вехи, обозначающие изменение социального статуса человека и наделение его новыми правами и обязанностями. В архаических культурах обряды перехода играли огромную роль и наделялись магическим смыслом. Без них человек не мог изменить свой статус.

Сегодня мы относимся к этому несколько иначе. Но и в современном обществе можно обнаружить отголоски древних обычаев: в нашей жизни существует свадебный ритуал, празднуются знаковые юбилеи, отмечаются дни рождения, устраиваются поминки, поступивших в вузы посвящают в студенты и т.д.

Переход ребенка из детского сада в школу тоже связан с изменением его социального статуса, круга прав и обязанностей. И мы, как можем, подчеркиваем это во время праздника. Однако по большей части мы «фиксируем» переход на словах, обозначаем его речами. А в остальном праздник по форме ничем не отличается от обычных садовских утренников.

Что же может придать ему особый статус?

Кульминацией праздника должно стать некое действие, обозначающее переход, в процессе которого ребенок наделяется «дарами» будущей жизни.

Если придерживаться детской логики восприятия мира, «переход» должен пониматься в прямом смысле слова. Чтобы стать первоклассником, надо буквально перейти некую границу, попасть с одной «территории» на другую.

Вот и нужно такую границу организовать. Ею может служить обычная веревочка, которую раскладывают на полу. По «эту сторону» веревочки — «старая жизнь», по «другую сторону» — «новая жизнь». Дети должны веревочку перешагнуть.

Веревочку можно не положить, а натянуть невысоко над полом — на расстоянии 1 дециметра (10 см). Эта метка — с числом 1 — тоже может фигурировать. Можно даже торжественно измерить расстояние от пола до уровня натянутой веревочки специальной «волшебной» линейкой.

Граница может быть представлена длинным и узким куском голубой ткани, похожим на речку. Детям можно сказать, что это река времени. Тогда ее можно переходить по небольшому импровизированному мостику.

Публикация произведена при поддержке студии творческого развития в Киеве на Поздняках «Open Art Studio». Студия творческого развития «Open Art Studio» предлагает записаться на уроки танцев, вокала, актерского мастерства, ритмики, игры на гитаре, искусству фотографии и рисования. Посетив сайт студии «Open Art Studio», который располагается по адресу http://open-art.com.ua/, Вам больше не придется тратить время на поиск подходящего учебного учреждения для Вашего ребенка, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «школа танцев Позняки». На страницах сайта студии Вы сможете ознакомиться с анкетами преподавателей, больше узнать о предлагаемых образовательных направлениях, увидеть галереи фото и видео работ с результатами обучения, прочитать расписание занятий и подать online заявку на запись в группу.

Можно сделать так, чтобы непосредственно перед переходом ребенок проходил небольшое испытание — читал маленькое стихотворение, решал пример или отгадывал загадку. Выбирать вид испытания должен ребенок.

После этого ведущий или какой-нибудь персонаж, имеющий отношение к школьной теме (Знайка, Буратино, Магистр рассеянных наук и т.п.), объявляет: «Испытание выдержано. Внимание: будущий первоклассник Миша делает шаг в будущее!» Звучит негромкая, таинственная музыка, и ребенок переходит границу.

Делать это надо не торопясь. Пусть дети пройдут по мостику или перейдут через веревочку по одному, чтобы каждого в этот момент было видно, чтобы каждый попал в поле зрения волнующихся зрителей. Как показывает опыт, это действо совершенно не утомляет ни взрослых, ни ребят.

А за границей путнику должен вручаться тот самый «дар», который символизирует его будущую новую жизнь. Самым удачным предметом для этого оказывается рюкзак, с которым малышу предстоит ходить в школу.

Родители могут приобрести рюкзаки к празднику, но ни в коем случае не показывать их детям. Для детей это должен быть сюрприз. Для родителей — некая игровая интрига.

Ребенок увидит свой рюкзак только тогда, когда обряд перехода совершится. Здесь ему торжественно вручат настоящую школьную вещь, и он сможет ее надеть.

Чтобы не устать в ожидании товарищей, обладатели рюкзаков могут сесть на стульчики или на скамеечку по «ту сторону» границы. Если же детей не много, они могут дожидаться остальных стоя. А можно устроить так, чтобы, получив рюкзак, ребенок бежал под веселую музыку прямо на свое место. Главное для него уже совершилось, и сейчас уже не очень важно, где он будет сидеть.

Когда все дети получат рюкзаки, должен зазвучать новый звуковой сигнал — громкий, ликующий, торжественный. Ведущий подаст детям знак выстроиться в линию и призовет зрителей: «Давайте дружно крикнем: “Первоклассникам — ура! Ура! Ура!”»

После этого можно всем вместе спеть соответствующую случаю песню.

А дома детям предстоит осваивать новую школьную вещь — попробовать ее замки, заглянуть в кармашки, положить туда какие-нибудь предметы.

Вместо рюкзака можно вручать выпускникам наборы «Подарок первокласснику», большие коробки цветных карандашей или фломастеров. Но, как показывает опыт, рюкзак является вещью, лучше всего отвечающей задаче быть символом будущей жизни.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru