Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2010
Тот, кто работает с маленькими детьми, знает: «домик» — один из наиболее часто встречающихся образов в детском рисунке. А еще «домик» необходим для игры в «дочки-матери», для зверюшек и человечков в режиссерских играх. И фраза «Я — в домике!» — ключ к спасению в салках и догонялках.
Это не случайно.
Образ «домика» и высокая игровая потребность в нем для ребенка связаны с серьезным психологическим смыслом. Это проекция потребности в защищенности, в устойчивости окружающего мира. Это необходимость иметь собственную «нишу покоя», интимную «норку» для становящейся индивидуальности.
Кроме того, образ домика, дома имеет глубокие корни в самых разных культурах. Исследования этнографов и культурологов показывают, что образ Дома в представлении древних связан с образом Космоса, отражает порядок мироустройства и устройство самого человека. Не случайно некоторые названия частей славянского жилища те же, что и названия частей человеческого тела: окна (очи), причелины (от слова «чело» — лоб), наличники.
А одна из самых известных проекционных методик в психологии предполагает рисование дома как модели восприятия человеком самого себя.
Тема домиков, их придумывание, конструирование, обживание с помощью игрушек и рукотворных персонажей может стать кладезем для педагогов, озабоченных становлением индивидуального мира ребенка, созданием комфортной психологической обстановки в группе, налаживанием и развитием взаимоотношений между детьми и между детьми и родителями.
Варианты интерпретации темы и формы проектной деятельности вокруг нее практически безграничны. Но каждый конкретный опыт в этой сфере обладает особой ценностью: из него рождаются другие идеи и возможности.
Так что — стройте с детьми домики. И делитесь с нами своим опытом.
Марина АРОМШТАМ

Дом, в котором живет малыш

Татьяна СмирноваО том, как построить домик из бумаги, педагогам и психологам, может быть, и известно.
Но это занятие открывает массу дополнительных психолого-педагогических возможностей.
О своей модификации методики «Бумажные домики» рассказывает Татьяна Смирнова, психолог, автор программы «Игротерапия развития».

В процессе занятия каждый из участников-детей создает свой собственный домик, вокруг которого потом организуются игры различного психолого-педагогического содержания. Домик делается быстро, за считанные минуты. И ребенок довольно легко усваивает технологию изготовления игрового «жилища». А значит — может воспроизвести ее собственными силами вне занятия — например, дома, на даче и даже где-нибудь в поезде. Была бы бумага и карандаши.
Конечно, характер самостоятельных игр ребенка будет несколько отличаться от игр, которые инициирует взрослый. Но это даже хорошо, что методика обладает такими широкими возможностями.
Для взрослого же — педагога или психолога — методика, кроме способа организации детской деятельности и игры, выполняет еще и диагностические задачи. В ходе «строительства» ребенок неизбежно поведает о себе нечто важное, на что педагогу, возможно, следует обратить серьезное внимание и учитывать открывшуюся особенность в дальнейшем общении с малышом.
Методика «Бумажные домики» эффективна в работе с детьми, начиная с четырехлетнего возраста. Однако в детско-родительских группах она вполне применима и для работы с двухлетками. Но в этом случае при создании домиков малышам потребуется помощь родителей.

Этапы создания домика и диагностические возможности процесса













Каждый ребенок получает альбомный лист формата А4. Предъявляя лист детям среднего дошкольного возраста, можно задать вопрос: «Какую фигуру представляет собой лист?» Если дети затрудняются с ответом, подскажите: это прямоугольник.

Первая задача при конструировании домика — превратить прямоугольник в квадрат. Детям предшкольного возраста можно предложить эту задачу для проблемного обсуждения, предварительно вспомнив, что квадрат — это фигура, у которой все стороны равны (а все углы прямые — такие же, как у прямоугольника). Выслушав различные версии, «обобщите» их и предложите свою.

Лист кладется горизонтально, длинной стороной к себе, и берется за левый верхний угол. За угол одна сторона притягивается к другой стороне, боковая — к нижней, так, чтобы они совпали, «встретились». Затем ребенок отправляет большой палец любой руки «кататься с горки»: линию сгиба надо прогладить.

После этого отгибаем остаток бумаги и тоже проглаживаем.

Какую фигуру мы в результате получили? Треугольник. А сбоку от треугольника — длинный тонкий прямоугольник. Если развернуть треугольник, обнаружится квадрат. Убедимся в этом и снова сложим квадрат пополам.

От «лишнего» прямоугольника следует избавиться. Его можно отрезать ножницами. Но иногда бывает удобнее или полезнее аккуратно оторвать прямоугольник по обозначенному сгибу. Чтобы рвать бумагу было легче, нужно истончить линию сгиба, отгибая прямоугольник то в одну, то в другую сторону. Дети должны почувствовать, что линия стала мягкой. Оторванная (отрезанная) часть не выбрасывается. Она еще пригодится.

Теперь перед каждым ребенком лежит сложенный по диагонали квадрат, или двойной треугольник (равнобедренный). Самое время немного пофантазировать: на что этот треугольник похож, если так его повернуть? А так? А вот так? Но для того чтобы треугольник превратился в конце концов в домик, нужно расположить его длинной стороной к себе. Попробуем заставить его стоять. На линии сгиба, на длинной своей стороне треугольник не удержится. (В этом надо непременно убедиться.) Какие есть способы? Можно дать детям возможность предложить свои варианты. Вариант, которому в результате все последуют, такой: два нижних угла треугольника нужно отогнуть назад так, чтобы отгибаемые маленькие треугольнички «встали» на длинную сторону большого треугольника и встретились уголками. В результате двух дополнительных сгибов плоская фигура превратилась в объемную, а треугольник — в пятиугольник, т.е. фигура приобрела «читаемые» очертания домика. Это большое событие, которому можно порадоваться.

Но радость — радостью, а все-таки домик готов не полностью. Обсудите с детьми, как сделать, чтобы полученная фигура еще больше стала похожа на домик, чтобы в этом и усомниться было нельзя. Никто не будет возражать, что домику нужно четче обозначить крышу, а для этого взять карандаш и соединить две определенные точки линией. Пусть дети сами попробуют эти точки найти. Линию, в зависимости от побочных инструментальных задач, можно проводить по линейке (если вы хотите потренировать детей пользоваться инструментами) или от руки (если в данный момент важнее тренировка графических умений). После того как крыша обозначена, ее нужно раскрасить, заштриховать. Штриховка — дело нудное, для мальчишек порой плохо переносимое. Но тут в дело включается мощный мотив: мы ведь крышу «кроем», чтоб над головой не капало. Хочешь, чтобы крыша не протекала (в будущем собственном доме), не халтурь, закрашивай крышу по контуру без пробелов. Да еще проверь, как сосед работает. А то соберешься в гости, а там крыша худая.

Теперь настала очередь добавить другие детали. Если в этот момент спросить: «Что дальше будем рисовать?» — визуалы закричат: «Окна!», а кинестетики — «Двери!». Дому нужно и то и другое. Поэтому никто не окажется в обиде. Тем более что количество окон и дверей специально не оговаривается. Кто сколько хочет, тот столько и рисует. И тут для психолога наступает момент истины: один нарисует окна с решетками, другой разместит дверь где-нибудь «на заднем дворе» (хочешь войти, через черный ход, пожалуйста), третий навесит такие замки, что мало не покажется. Кто-нибудь особенно осторожный и опасливый снабдит дверь глазком.

А если еще предложить нарисовать в окошке себя, т.е. хозяина дома, можно еще больше узнать. Как правило, дети рисуют себя в центральном окне. Но случается, что хозяин ютится где-нибудь в угловом окошке, да еще — зарешеченном. Причем, не то чтобы ребенок сначала решетки нарисовал и не знает, что теперь делать. Нет: он сначала себя нарисует, а потом поверх лица решетку изобразит. Тут все социальные страхи и фобии (вкупе с глазками и замками на дверях) наружу вылезут. Правда, бывает и так, что опережающие дизайнерские решения сбивают чистоту диагностики: какая-нибудь эстетка уже на всех окнах занавесочки развесила и горшочки с цветами нарисовала, а тут — на тебе, нужно еще для себя место найти. Вот и получается «я — в горнице», в чердачном окошке, где занавески не предусматривались. Но в общем и целом, картина все равно прорисовывается.

Осталось еще немного: придумать какие-то знаки, по которым дом можно будет найти. Самое простое — нарисовать номерную дощечку. Но если дети еще не знакомы с цифрами, можно использовать обозначения в виде ягодок и грибков. Ну, и необходимо отпустить на волю фантазию: «Украсьте свой домик, кто как хочет». Тут у мальчиков появится кирпичная кладка (местами) или тонированный фасад. А у девочек — украшения из цветочков и бантиков. В суете нельзя забыть о том, что на двери должна быть ручка, а рядом — звонок. Это — социально важные атрибуты, обеспечивающие связь дома с внешним миром.

Детям, обладающим достаточными моторными навыками, можно предложить сделать дверь открывающейся. Для этого ее надрезают по правому краю и по верхнему (вариант для правшей) и отгибают. По тому, как дети обращаются с дверью — тут же плотно ее притворяют или, наоборот, оставляют приоткрытой, тоже можно судить о социальной открытости ребенка. Открывающаяся дверь придает домику более живой и «игрушечный» вид. Такой домик уже просится в игру.

Теперь вспомним об отложенном в сторону узком прямоугольнике, который мы отрезали от большого листа в самом начале занятия. Он превратится в дорожку. На дорожке предлагается нарисовать гостя, спешащего в дом. Тут тоже возможны разные варианты. Кто-то из детей рисует гостя с удовольствием, кто-то сильно затрудняется: с изображением человека даже к пяти годам возникают явные проблемы. Кто-то отказывается принимать у себя гостей-людей, ему милее кошечка или собачка. А кто-то принимает гостей только парами. Но дорожки не нужны для дальнейших игр. Они выполняют исключительно диагностическую функцию, поэтому в некоторых ситуациях от изготовления дорожек можно отказаться.

Некоторые игры с домиками

Педагог предлагает детям расставить домики на ковре в произвольном порядке. При этом интересно подметить, кто где ставит свой домик, кого выбирает в соседи, кто стремится установить дом «на отшибе».

«Бегали, устали, в домик прибежали!»

Дети встают за своими домиками. По знаку ведущего или по музыкальному сигналу дети отбегают от своих домиков и бегают по комнате. По другому сигналу нужно быстро вернуться к своему домику и поставить ногу сзади в «разъем».

 «Прокладываем дороги»

До игры из листа А4 нарезаются бумажные полоски. Это «дороги». Каждый ребенок получает 5–8 полосок. Ведущий предлагает детям проложить дорожку от своего домика к другим домикам.

Ведущему известно (и домики в этой игре расставляются с таким расчетом): полосок одного ребенка не хватит, чтобы протянуть дорожку к домику на противоположной стороне круга. Поэтому детям придется кооперироваться. У детей может возникнуть желание протянуть дорожку к домику соседа. Но для этого не нужно много полосок. Оставшиеся полоски тоже захочется как-то использовать, поэтому ребенок неизбежно встроится в общие «дорожные работы». Коллективное строительство открывает возможности даже для детей-аутсайдеров. В результате кооперации возникают пересечения, и к ним можно пристроить свою дорожку.

Когда все полоски использованы, можно играть в «маршруты».

Педагог предлагает разным детям по очереди показать, куда и как они отправятся в гости. Чтобы сделать задание более нейтральным, можно ставить конкретные задачи: «Кто покажет, как от домика Иры пройти к домику Пети?» Такие задания в отличие от первого варианта позволяют включать в маршрутные «листы» и детей-аутсайдеров.

Домики в сюжетно-ролевых играх

В свободное время дети с удовольствием используют домики для сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Фото Галины Соловьевой

Рейтинг@Mail.ru