Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2000


Лаборатория

Людмила ПЕТЕРСОН
Елена КОЧЕМАСОВА
Надежда ХОЛИНА

МАТЕМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ

Курс дошкольной подготовки детей 3 - 6 лет по математике в программе "Школа-2000..."

 

"МАТЕМАТИКА" ...Какие ассоциации возникают у большинства людей, когда они встречают это слово? Числа, формулы, корни, логарифмы, синусы, тангенсы, шпаргалка...
Тех, кто пережил в школе радость математических «открытий», видит красоту математики, изучает ее с интересом и увлечением, — единицы. А ведь интерес к обучению важен не только для личностного развития ребенка, но и для сохранения и поддержки его здоровья!
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но как сформировать у учащихся интерес к математике, понимание ее значимости для развития науки и для индивидуального развития каждого человека?

 

 

Цели и задачи дошкольной подготовки по математике

Исследования последних лет показали, что для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов — в том числе и дошкольное детство — стал ступенькой для следующего.
Какие же задачи решает дошкольная подготовка детей по математике?
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии малыша: у него начинают складываться новые формы деятельности, новый физиологический ритм, новый стиль отношений со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду: учебная деятельность и по своему содержанию, и по организации резко отличается от привычных для дошкольного детства форм деятельности.

Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1-го класса на дошкольную ступень. Главным достижением детей в этом случае является их умение считать до 100 или даже до 1000, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом через разряд, умножения и деления. А учитывая, что не слишком грамотные педагоги при отборе детей в престижные школы предлагают именно такие задания, то это ошибочное направление дошкольной подготовки достаточно устойчиво и широко распространено. Однако такая подготовка в целом не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы.

Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память — достаточно вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет, и даже ответ примера 32—15. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-образное и наглядно-действенное, а решение приведенного примера требует неформального освоения абстрактного математического свойства вычитания суммы из числа.

Итак, дошкольная подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, развивает лишь механическую память, которая и так достаточно хорошо развита у малышей. Вместе с тем в школе ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.

Поэтому для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и, таким образом, затормозит развитие детей. Главное — сформировать психологическую готовность ребенка к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей, навыков самоконтроля. Именно на решение этих задач и сориентирован курс дошкольной подготовки по математике, разработанный в Ассоциации «Школа-2000...».

Дидактические особенности курса дошкольной математики в программе «Школа-2000...»

В последние годы появилось немалое число новых курсов дошкольной подготовки, ориентированных на решение задач развития детей. В чем особенности курса дошкольной математики в программе «Школа-2000...»?
Прежде всего этот курс является первой ступенью единого непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы. А это означает реализацию преемственных связей между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Таким образом, все содержательно-методические линии школьного курса математики развиваются непрерывно, начиная с дошкольной ступени. Поэтому при переходе с одной ступени на другую детей не приходится переучивать, а каждая из ступеней становится основой, базой для решения задач следующей ступени.
Программа «Школа-2000...» рекомендована Министерством образования РФ, в течение последних 10 лет широко используется в практике работы дошкольных учреждений, начальной и основной школы. Имеются отсроченные положительные результаты апробации на всех ступенях обучения: дети, прошедшие дошкольную подготовку по этому курсу, уже успешно выпустились из основной школы, продемонстрировав значительное опережение не только в уровне усвоения учебного материала, но и в уровне интеллектуального и личностного развития.
Основой организации обучения в данном курсе является следующая система дидактических принципов

:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

 

 

Изложенные выше принципы интегрируют новые научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают для каждого ребенка эффективную подготовку к школе.
Интегративный характер концепции позволяет использовать разработанный курс математики с широким спектром курсов по развитию речи, окружающему миру, информатике и др., что обеспечивает для каждого воспитателя возможность выбора курсов по другим учебным предметам с учетом его особенностей и его приоритетов.

Методическое обеспечение курса

Курс дошкольной подготовки по математике в программе «Школа-2000...» состоит из двух частей: «Игралочка» для детей 3—4 лет и «Раз — ступенька, два — ступенька...» для детей 5—6 лет. Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из двух цветных альбомов на печатной основе для детей и подробных методических рекомендаций по организации занятий для взрослых — воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек.
Курс «Раз — ступенька, два — ступенька...» является концентрическим расширением курса «Игралочка» по всем содержательно-методическим линиям. Поэтому включение детей в работу по программе «Школа-2000...» возможно как на этапе «Игралочка», так и на этапе «Раз — ступенька, два — ступенька...».
Как известно, ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому курс «Игралочка», по сути, является системой дидактических игр, описанных в методических рекомендациях. Дети во время занятий не замечают, что идет обучение, — они двигаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками Lego, исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия»... Например, пытаясь прокатить 2 предмета через ворота, дети замечают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они устанавливают, что для сравнения групп предметов по количеству можно составить пары, и т.д.

Во время занятий использование альбома «Игралочка» не предполагается — он предназначен для совместной работы детей с родителями после занятий. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно «заниматься» со своими детьми. Альбомы-тетради лишь предоставляют им шанс внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Это шанс не только подготовить ребенка к школе, но и научиться вместе с ним преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником.
Сразу оговоримся, что «заниматься» с дошкольником нельзя, не случайно мы это слово поставили в кавычки. С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой будут его горящие глазенки и его желание играть еще и еще.
Большинство родителей стремятся к этому, так как понимают, что такое общение с малышом устанавливает между ними особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие конфликтные ситуации переходного возраста. Но во что играть? Что ребенку интересно и доступно? Тетради «Игралочка» как раз и предоставляют такой материал.

Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Но тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания, которые перестанут быть интересными ребенку, если он предварительно пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради вырезают по пунктиру по одному листу, который и дают ребенку.
Занятия по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра — дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша — каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять ему, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!»
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые на первый взгляд абсурдные предложения малыша: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все мысли ребенка до конца.

Однако если ребенку трудно и он готов принять помощь взрослого — надо обязательно ему помочь. Это правило опирается на психологический закон, открытый Л.С. Выготским, и называется он «зоной ближайшего развития ребенка». Мы убеждены, что все воспитатели и все родители должны о нем знать. Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что он сегодня делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой».

Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес — надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться», — и т.п.
Листы с выполненными заданиями можно складывать в папку, которая в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными вещами. Кроме заданий по математике, в ней могут быть и рисунки, и красивые листочки, собранные на прогулке, и программка из театра, где малыш смотрел спектакль вместе с родителями. Перебирая вместе эти богатства, родители и дети мысленно будут возвращаться к лучшим моментам общения друг с другом и с нетерпением ожидать следующих.
При переходе к курсу «Раз — ступенька, два — ступенька...» часть заданий — обычно от одного до трех — дети выполняют уже вместе с воспитателем в группе. В методических рекомендациях описаны возможные варианты работы со всеми заданиями, но мы не предлагаем жесткой структуры занятий. Взрослый может по-своему обыграть то или иное задание или все занятие в целом, отобрать задания в зависимости от целей, которые ставятся на занятии. Остальные задания выполняются ребенком дома вместе с родителями так же, как и раньше, но листы из тетради не вырезаются. В папку предлагается собирать уже творческие работы малышей. Например, при знакомстве с числом «3» можно предложить им нарисовать картинку с 3 предметами, придумать картинку, где спряталась цифра «3», составить «домик» числа «3» и т.д.

Постепенно дошкольники приобщаются к формам работы, которые ожидают их в школе. Содержание заданий активизирует их мыслительную деятельность, заставляет наблюдать, анализировать, перебирать различные варианты решений. В результате этой работы, с одной стороны, формируются те качества, которые как раз и определяют психологическую готовность ребенка к школе, а с другой — закладываются основы развития всех семи содержательно-методических линий курса математики основной школы.

Примеры занятий по курсам «Игралочка» (стр. 4)
и «Раз — ступенька, два — ступенька...» (стр. 13)
в группе детского сада или прогимназическом классе школы
смотрите на страницах газеты

Публикация произведена при поддержке интернет проекта STAR-RPG.COM. Если Вы хотите найти новую игру для своего досуга, то отсюда Вы узнаете всю информацию о самых лучших и интересных браузерных онлайн играх. К Вашему вниманию большое количество браузерных игр самых различных жанров, от RPG стратегий, до спортивных эмуляторов. Для удобства выбора, все представленные на сайте браузерные игры сопровождаются подробным описанием, а система отзывов позволит узнать мнение других игроков или поделиться своим.

Рейтинг@Mail.ru