Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Рабочий стол

Мы погибаем в куче бумаг

КОНТРАПУНКТ

МЫ ПОГИБАЕМ В КУЧЕ БУМАГ

На одной из встреч с сотрудниками редакции «Дошкольного образования» заведующие и педагоги пожаловались, что страдают от огромного количества бумаг, которые им необходимо заполнять.
Кроме оформления табеля, подачи сведений о родителях, составления перспективных планов и планов по самообразованию, в начале и в конце учебного года их обязывают проводить диагностику каждого ребенка, посещающего группу. На это уходит по меньшей мере две недели сентября и мая, когда практически ничем другим заниматься невозможно.
Кроме объемной диагностики, они должны вести дневник наблюдений за каждым ребенком. Детей в группе много, и загруженность у воспитателя очень большая (он ведь и за няню должен работать!), поэтому «наблюдения» в дневнике носят характер дисциплинарных замечаний или являются простой отпиской, совершенно не интересной родителям. Предполагается, что родители должны через дневник обмениваться с педагогом своими мыслями и чувствами по поводу ребенка. Но записывать наблюдения — это особое искусство, которым родителей (да и воспитателей) никто не обучал. Редкая мама относится к этому серьезно: и так времени ни на что не хватает. (Бывает к тому же, что родители просто стесняются своего почерка или уровня грамотности.) Поэтому дневники оказываются формальным, раздражающим элементом работы и для педагогов, и для родителей.
К этим материалам прибавляется еще и карта здоровья, которую почему-то (известно, почему: какой же дурак еще на это согласится?) тоже должны заполнять педагоги. Эта карта считается крайне необходимой для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход.
Но осуществлять его некому и некогда: воспитатель все пишет, пишет, пишет. И нет у него лишней минутки приласкать ребенка, поиграть с ним, поговорить. И даже подумать над тем, что он пишет, нет времени.
Так кто же он: педагог или работник канцелярии?

За комментариями мы обратились к Татьяне Ивановне Оверчук

Меня удивляет, что эта проблема снова всплывает. Мы сделали все, чтобы освободить воспитателей от лишних бумаг, обременяющих жизнь наших педагогов-дошкольников. Все документы, которые педагогу необходимо вести, указаны в положении об аттестации кадров. Большего от воспитателя никто не может потребовать.
Сейчас детские сады и педагоги обладают правом выбора программы, по которой будут работать. В приложении к некоторым программам действительно существуют способы диагностики психических функций детей, их умений и навыков. Проводить или не проводить диагностику, решает сам педагог. Вполне возможно, он ограничится лишь отдельными ее элементами или проведет через диагностику отдельных детей. А может быть, ему достаточно внимательно наблюдать за детьми в игре и на занятиях, чтобы сделать необходимые для работы выводы.
Но никто не имеет права требовать с воспитателя результатов этой диагностики ни в текущей работе, ни во время аттестации.
Воспитатели не должны оказываться заложниками представителей науки, работающих над диссертациями. Они должны уметь отстаивать свои права, а для этого им нужно хорошо знать свои действительные обязанности и предъявляемые к ним официальные требования.

Министерство народного образования РСФСР

Из действующего приказа
«О документации детских
дошкольных учреждений»

20.09.88 г.
Москва № 41

...Решение задачи кардинального улучшения качества дошкольного воспитания во многом зависит от дальнейшей демократизации воспитательного процесса, создания условий для творческого, новаторского труда воспитателей, повышения их ответственности за результаты воспитания и развития детей. До недавнего времени инициатива и самостоятельность педагогических работников дошкольных учреждений сдерживались жесткой регламентацией их деятельности, требованиями многочисленных планов, справок, информаций. Это отвлекало воспитателей и руководителей детских садов от непосредственной работы с детьми и в определенной мере снижало их ответственность за выполнение должностных обязанностей. В связи с этим министерство сократило количество номенклатурной документации по дошкольным учреждениям начиная с 1959 года по 1985 год (см. cб. Приказов и инструкций МП РСФСР №№ 8, 17, 1988 г.).
В целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях с учетом требований перестройки системы народного образования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить «Примерную номенклатуру дел детского дошкольного учреждения» (прилагается).
2. Установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:

Для воспитателей и музыкальных руководителей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей — ежедневное ведение табеля посещаемости детей.
Для старшего воспитателя — план работы с воспитателями на месяц или неделю.
При этом планирование своей работы воспитатели, музыканты, руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документация детского дошкольного учреждения ведется медицинскими работниками и администрацией согласно нормативных документов соответствующих ведомств.
3. Считать утратившими силу приказ Министерства просвещения РСФСР от 28.02.86 г. № 52 «Об обязательной документации воспитателей дошкольных учреждений», письмо Министерства просвещения РСФСР от 19.11.74 г. № 514-М.

Заместитель министра
Д.М. Забродин

Татьяна Оверчук

Рейтинг@Mail.ru