Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2001


Рабочий стол

Доверяйте педагогам… если они того стоят

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ДОВЕРЯЙТЕ ПЕДАГОГАМ… ЕСЛИ ОНИ ТОГО СТОЯТ!

О педагогических проблемах питания в детском саду беседуют студенты вечернего отделения нижегородского педагогического колледжа

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Дом Велеса». Хотите сделать свою жизнь экологически чище? Тогда обратитесь к интернет-магазину удобных и экологичных товаров «Дом Велеса», по адресу http://www.domvelesa.ru. Здесь вы сможете подобрать соляную лампу, аэрогрили, мойки воздуха и много другое.

Елена Головачева, ДОУ № 199. Я работаю в детском саду, в котором и введение новой системы физического воспитания, и разработку оздоровительной программы начинали именно с организации питания. Такие формы работы, как «семейный стол», «заказное меню», «чайный столик», «коктейль-бар», получили путевку в жизнь именно у нас, в детском саду № 199 Нижнего Новгорода.
Прием пищи организован у нас как большая релаксационная пауза. Главный принцип такой: ребенок должен за едой и отдохнуть, и насладиться общением со взрослым и сверстниками. У нас считается, что первым показателем профессионализма воспитателя является его умение без всякого принуждения накормить малыша, развить его вкус к пище, помочь избавиться от вредных для здоровья пристрастий. Я хорошо помню, какие трудности испытывали вначале мои коллеги, организуя «застольные» беседы с детьми. А сейчас у нас даже ясельнички сидят за обедом, разговаривают — и как-то незаметно для себя съедают незатейливую пищу…
Наш профессиональный принцип: детский сад — это собственный дом ребенка, и воспитатель в этом доме гость. Его задача — помочь детям прожить день весело, интересно, с пользой для себя и других. У себя дома мы вольны и чаю попить, когда захотелось, и гостей принять. Поэтому и в детском саду в каждой группе у нас существуют так называемые «чайные столики», где дети в любое время — когда захотят! — могут попить чаю вместе с приятелями, с родителями или с заглянувшим к ним гостем. Даже самые маленькие понимают (а я работаю в ясельной группе), что такое «чайный столик», умеют им пользоваться и любят угощать всех, кто заходит в группу. Так что горячая вода у нас всегда наготове.
Но смысл того же «чайного столика» не только в том, чтобы ввести в практику работы дошкольного учреждения принципы семейного воспитания. Наши дети каждое утро практически в любую погоду от 3 до 40 минут занимаются физкультурой на свежем воздухе, и горячий чай предохраняет внутренние органы от потери тепла. Я не знаю случая, чтобы дети вернулись с улицы озябшими. Перед выходом на прогулку дети бегут в бар, чтобы выпить питательный коктейль. Организм насыщается витаминами, и холодную погоду они переносят лучше. А вечерний чай снимает напряжение, которое у каждого накапливается в течение дня, и создает приятную атмосферу. В вечернем чаепитии с удовольствием принимают участие и родители. В результате между ними и воспитателями устанавливается атмосфера доброжелательности и доверия.

Елена Устинова, ДОУ № 444. Организация питания, с педагогических позиций, такое же важное дело, как и его финансово-технологическое обеспечение. В первую очередь это касается вопроса разговора детей за столом. Я разделяю мнение тех педагогов, которые считают, что дети должны научиться правильно вести разговор за столом. При этом развиваются навыки разговорной речи и культуры общения, дети усваивают правила речевого этикета в застолье. Например: ни в коем случае нельзя перебивать говорящего; нельзя говорить, если во рту пища; разговаривать нужно так, чтобы за соседним столом не было слышно говорящих. Я сама убедилась в том, что дети, которым за столом разрешают разговаривать, становятся дружнее. Они образуют микрогруппу, в которой личностные особенности каждого ребенка высвечиваются ярче, — а воспитателю легче «подобрать ключи» к сердечку каждого малыша. Что же касается аппетита, то разговор во время еды на него отрицательно не влияет — напротив, дети съедают все до крошки.

Елена Белова, ДОУ № 104. Что мне очень не нравилось, когда я сама ходила в детский сад, так это воспитатель в роли надсмотрщика в белом халате. Ходит между столами и замечания детям делает: «не кроши», «не чавкай», «как ты вилку держишь?» — и т.п. И еще мне неприятно запомнилась фраза «Когда я ем, я глух и нем!», которую она часто повторяла. Тогда, в рамках дисциплинарной модели образования, все это считалось методически правильным. Теперь времена другие, и подходы должны быть другими.

Светлана Захарова, ДОУ № 7 ГЖД. Проблемы в организации питания заключаются не только в качестве продуктов, финансовом обеспечении, создании благоприятных педагогических и гигиенических условий для приема пищи. Проблемы часто создают родители. Некоторые буквально кодируют своих детей. «Он у меня ест дома, не заставляйте его», — почти каждый день говорит мне одна мама. Я вижу, что ребенок хочет есть, но не ест. Спрашиваю: «Что ты кушал дома утром?» Отвечает: «Арбуз». Ну что тут скажешь!

Ольга Бантурова, ДОУ № 119. Я за свою недолгую педагогическую деятельность тоже часто сталкивалась с подобными проблемами. Родители очень боятся, что ребенка будут принуждать, насилуя его волю. Хотелось бы сказать родителям, чтобы они больше доверяли воспитателям своих детей. И еще посоветовать им не обсуждать проблемы с аппетитом или пищевыми пристрастиями в присутствии детей.
У меня был такой случай. Мальчик не пил молоко, мама постоянно об этом напоминала. Я и не заставляла его. Но однажды, когда на полдник у нас было молоко и некоторые дети привычно отодвигали свои чашки, я стала громко рассказывать нянечке, что, оказывается, олимпийские чемпионы выпивают ежедневно по 5 чашек молока, что все солдаты, которым удалось стать генералами, полковниками и вообще отличными командирами, тоже пьют молоко и что многие знаменитые актрисы ежедневно пьют молоко с медом и даже им умываются. Дети притихли, слушая наш разговор. Потом большинство пододвинули к себе чашки, а тот мальчик, о нелюбви которого к молоку меня ежедневно предупреждала его мама, попросил добавки. Этот пример говорит, что иногда дело не в индивидуальной непереносимости молочных продуктов, а в капризах детей, которым родители потакают.

Материал подготовила
Вера АЛЯМОВСКАЯ

Вера Алямовская

Рейтинг@Mail.ru