Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2001


Лаборатория

Экспериментируют дети. Серия обучающих экспериментов

ЛАБОРАТОРИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ ДЕТИ

Серия обучающих экспериментов

СОХРАНЕНИЕ ДЛИНЫ

Цель: закрепить умение пользоваться меркой, сравнивать длину двух линий в виде дорог.
Педагог: Перед тобой две дороги, составленные из палочек: одна — для зайчика, другая — для лисички. Чья дорога длиннее?
Ребенок: Одинаковые.
Педагог: Как это проверить?
Ребенок: Измерить. (Выбирает мерку-палочку и измеряет обе дороги, откладывая метки.)
Педагог: Какая же дорога длиннее?
Ребенок: Одинаковые, потому что на одной дороге и на другой мерок уложилось одинаковое количество.
Педагог изменяет дорожку для зайчика, делает ее зигзагообразной, не изменяя количество палочек в ней.
Педагог: А теперь чья дорожка длиннее?
Ребенок: Заюшкина.
Педагог: Почему ты так думаешь? Как это проверить?
Ребенок: Надо измерить. (Измеряет правильно и откладывает метки.) Дорожки одинаковые, потому что мерок на этой дорожке уложилось столько же, сколько на прямой дорожке.
Педагог снова изменяет дорожку для зайчика. Она стала П-образной формы.
Педагог: А теперь чья дорожка длиннее? (Ребенок сразу берется за мерку.) А если не измерять? Можно сразу сказать? (Ребенок молчит.) Как для тебя лучше — сразу сказать или проверить?
Ребенок: Проверить. (Измеряет дорожки правильно.) Дорожки опять равные.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы у зайчика дорожка была длиннее? (Нужно добавить к ней одну палочку или убрать одну палочку с дорожки для лисы.) Мы так делали?
Вывод: Дорожки всегда были одинаковые, потому что мы не подкладывали и не убирали палочки, хотя и меняли форму дорожек.

Педагог: У нас есть два одинаковых поля: одно — зеленое, другое — черное. Зеленое поле засеяно, а черное только вспахано. Вопрос: как узнать, какое поле больше — зеленое или черное? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Ребенок: Надо измерить.
Педагог: Какой меркой можно измерить эти поля?
Ребенку предлагаются мерки: геометрические фигуры разного размера. Выбирается нужная мерка.
Ребенок: Измерить поля можно квадратиком. (Измеряет сначала зеленое поле, а потом черное.) На зеленом поле уложились
4 мерки, а на черном поле тоже уложились 4 мерки. Значит, поля одинаковые.

СОХРАНЕНИЕ РАССТОЯНИЯ

 

На некотором расстоянии друг от друга стоят два зайчика.
Педагог: Как ты думаешь, далеко стоят зайцы друг от друга?
Можно ли это расстояние измерить?
Ребенок (измеряет расстояние меркой-палочкой): Между зайчиками девять мерок.
Педагог: Однажды между ними выросло дерево (ставит дерево). Как ты думаешь, зайцы стоят так же далеко друг от друга, или расстояние между ними изменилось?
Ребенок: Да, так же. Мы же не трогали зайчиков, не передвигали их, поэтому ничего не изменилось.

СОХРАНЕНИЕ ДИСКРЕТНЫХ КОЛИЧЕСТВ

На шахматной доске два ряда белых и черных шашек, расположенных параллельно.
Педагог: Каких шашек больше, белых или черных? (Шашек поровну, по 9 штук.)
Затем ребенок по просьбе педагога ставит все белые шашки друг на друга, столбиком, а черные остаются на том же месте.
Педагог: Каких шашек больше сейчас?
Ребенок: У нас шашек поровну, потому что мы шашки не отбавляли и не прибавляли. Можно и черные шашки поставить столбиком, и тогда будет видно, что шашек поровну.
Вывод: Количество предметов от их перестановки не меняется.

СОХРАНЕНИЕ ДЛИНЫ

Перед ребенком лежат два одинаковых по длине кирпичика, расположенных точно один под другим.
Педагог: Скажи, кирпичики одинаковые по длине? А как можно проверить?
Ребенок: Нужно измерить их (измеряет первый кирпичик). Мерочка мерила его 4 раза. Второй кирпичик она будет мерить тоже 4 раза, потому что они одинаковые.
Педагог сдвигает в сторону один из кирпичиков.
Педагог: А сейчас какой кирпичик длиннее?
Ребенок:
Этот и этот кирпичики одинаковые, потому что мерка показывала, что они одинаковые.
Вывод: Количество предметов от их перестановки не меняется.

СОХРАНЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА

На столе стоят два стеклянных стакана одинаковой формы, в которых налито неодинаковое количество воды. Ребенку предлагается выбрать любой из стаканов, второй стакан педагог берет себе.
Педагог: У кого больше воды, у тебя или у меня?
Ребенок: У меня.
Педагог переливает воду из своего стакана в другой, более узкий. Уровень воды в нем становится выше, чем в стакане ребенка, хотя объем воды по-прежнему меньше.
Педагог: А сейчас у кого воды больше?
Ребенок: У меня. Ваш стаканчик тоненький и высокий, и вода поднялась.
Педагог: А как ты докажешь, что у меня по-прежнему воды меньше?
Ребенок: Надо вашу воду перелить, где она была, и тогда будет видно, что у меня воды больше, чем у вас.

17.jpg (16896 bytes)СОХРАНЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ДВУХ РЯДОВ

На столе лежат тарелочки и ложки по восемь штук. Ребенку предлагается положить на каждую тарелочку ложку.

Педагог: Как ты считаешь, ложек и тарелок поровну?
Ребенок (кладет каждую ложку на тарелочку): Тарелок и ложек поровну.
Педагог сдвигает ложки ближе друг к другу.
Педагог: Чего сейчас стало больше, ложек или тарелок?
Ребенок: Ложек и тарелок поровну, потому что мы не убирали и не прибавляли. Как было, так и осталось.

Редакция

Рейтинг@Mail.ru