Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2001


Разное

Родом из детства

А ВЫ ХОДИЛИ В ДЕТСКИЙ САД?

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

 

Уважаемые читатели!
Мы открываем новую рубрику — «А вы ходили в детский сад?».
Здесь вы найдете воспоминания разных людей о годах, проведенных
в детском саду И что это за место такое — детский сад?
Так ли он необходим в детстве? И кому больше повезло:
тому, кто просто родом из детства, или тому, кто «родом из
детского сада»? Ответы на этот вопрос могут быть самые разные,
но все они выстраиваются из наших собственных детских воспоминаний,
нашего собственного опыта и эмоциональной памяти о дошкольном
детстве. Мы уже давно стали взрослыми и умными людьми, а наши
воспоминания о детстве живут, потому что, хорошо это или плохо,
это самые яркие моменты, которые хранит наша память.
Возможно, вам тоже есть, что вспомнить. Так что пишите нам.
Ждем ваших писем, очерков, дневниковых записей.
Редакция

 

...Конечно,
детский сад — это сейчас
очень далеко от меня. Но один яркий
сюжет стоит у меня в памяти до сих пор.

Мне было 3 года, когда мои мама и отец разошлись. Папа украл меня у мамы и отвез в Москву. Вот там я и пошел в детский сад. Помню, как воспитательница показывала нам такой опыт: брала сковородку, наливала в нее воду и ставила на печку. Вода постепенно куда-то исчезала, и это было удивительно. Воспитательница спрашивает: «Дети, куда делась водичка?» Это сейчас понятно, что такое испарение, а тогда нам, малышам, казалось, что это какое-то волшебство, чудо. Да, вот такие задачи ставили перед нами, трехлетними ребятишками.
Потом за мной приехала мама и забрала меня от отца. Вот и вся моя дошкольная биография.

Виктор ШАТАЛОВ

 

 

В.БЕРЕСТОВ

А думал я, с детством прощаясь,
Что нет возвращенья туда.
Теперь я легко возвращаюсь
В далекие эти года,
Иду к незабытому дому,
К друзьям незабытым бегу,
Но только в том мире любому
Судьбу предсказать я могу.

 

 


...У моего отца
было много братьев и сестер,
и мы жили большой дружной семьей.

Часто собирались за большим столом, за обедом обсуждали новости дня, советовались. К еде у нас в семье относились с большим уважением. Будь то манная каша или вкусный торт — все, что подавалось на стол, было очень вкусным и ничего никогда не выбрасывалось.
В детский сад я пошел в среднюю группу и сразу заболел. Вообще большинство воспоминаний о детском саде у меня, к сожалению, негативные. Мы спали на раскладушках, в результате чего я испортил себе позвоночник. А возле моего спального места была прямо открываемая фрамуга. Вот и все воспоминания.
Хотя очень интересно было играть. Я любил градостроительные игры, с какими-нибудь тайниками. В таких играх я был заводилой. Очень здорово было понастроить из большого конструктора город, а потом по нему лазить — путешествовать. А еще мы отправлялись с ребятами на поиски клада. Пусть даже его не существует, но ты придумываешь, что он есть. Ведь вся прелесть заключается именно в поиске, в разработке плана поиска, в путешествии за кладом, которое полно неожиданностей и приключений.

Дмитрий СОРОКОВ, психолог

 

 

 

...В детский сад
я ходил, но, к сожалению,
мало что могу об этом вспомнить,
так как было это очень давно. Пожалуй,

самое яркое мое воспоминание о том времени —
это то, как мне подарили специальную подставку для книг. Я тогда был этим очень горд и счастлив. Мне очень хотелось поскорее применить эту подставку в деле. И с того момента я начал активно читать книги, устанавливая их на эту подставку. Мне казалось, что такя выгляжу очень большим и серьезным.
Еще помню, что мы много играли с сельскими ребятами в народные грузинские игры. Мне почему-то очень нравилась игра «Лахты» — как я теперь понимаю, немного необычная: на земле чертится круг, в который становятся все игроки, затем из них выбирается один водящий. Его задача — прыгая на одной ноге, осалить играющих ремнем. Игроки не должны были выходить за пределы круга, но водящий мог. Очень интересно было упражняться в ловкости, избегая ударов водящего, появлялся какой-то азарт. Вот в такие игры мы играли.
Спустя многие годы, вспоминая свой опыт посещения детского сада и наблюдая за жизнью сегодняшних детей, я пришел к выводу: важно не то, в какой детский сад идет ребенок, а КТО принимает малыша. Для меня не существует никакой специальной или лучшей программы, ради которой надо вести ребенка в детский сад. Для меня существуют люди, и все зависит только от людей: чем они смогут порадовать ребенка, сумеют ли они его принять и полюбить, протянуть ему руку и помочь безболезненно войти малышу в этот интересный, но сложный мир взрослых. Ведь дорога в него начинается именно там, в детском саду.

Шалва АМОНАШВИЛИ

 

 

Воспоминания
о детстве всегда делятся на
приятные и на неприятные. И одни
из них потом нас греют всю жизнь, а другие — нет.

Мои воспоминания о детстве тесно связаны с детским садом, хотя ходил я туда сравнительно недолго. Вспоминается почему-то именно летняя детсадовская дача: тишина, вечерний, необыкновенно красивый летний закат, пряный аромат полевых цветов и кисель со сметаной, целые тарелки киселя… Вот ведь из чего иногда может состоять детское счастье.
Или гроза, которую было страшно, тревожно переживать, но тем не менее очень интересно, ведь летний ливень — это еще и необыкновенно красиво, здорово, смело.
Но были моменты, когда в детском саду я чувствовал себя неуютно. Сейчас, с позиции взрослого человека, я бы сказал, что я там терялся как личность. Но почему, по какой причине — не помню. Вроде и воспитательница была хорошая, но что-то меня не устраивало и в отношениях воспитателя с группой, и в моих отношениях с другими детьми. Пожалуй, это чисто эмоциональная, чувственная память, но тем не менее так тоже было.
А в добавление к детскому счастью вспоминается моя любимая игрушка — плюшевый мишка, набитый опилками. И любимая игра — железная дорога. Мы жили рядом с большой сортировочной станцией, и, конечно, я ежедневно наблюдал за поездами. Поэтому и игра в паровозики была любимой. А детская мечта — стать машинистом, как я теперь понимаю, мне здорово помогла. Потому что машинист — это человек, который отвечает за состав, за людей, а с другой стороны — это всегда бодрствующий, не спящий в любое время суток человек. И хотя у меня другая профессия, живу я чаще всего именно по этому принципу.

Вячеслав ЩЕПКИН, журналист

Редакция

Рейтинг@Mail.ru