Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2002

ДЕТСКИЙ МИР

Прогулка с детьми:

смотреть на привычное новыми глазами

Все знают, насколько общение с природой благотворно для взрослого человека, у ребенка же эти процессы происходят во много раз интенсивнее, он буквально впитывает в себя все происходящее вокруг. К сожалению, для современного городского ребенка полноценное взаимодействие с природой — вещь практически недоступная. Смена времен года в городе расплывчата, нечетка, растения лишены естественных форм и «закованы» в асфальт. Однако даже в таких условиях мы должны дать детям возможность приобщиться к природе, пережить природные ритмы, рост и увядание растений. Многое для этого можно сделать на прогулке в детском саду.

Взрослый человек, оказываясь в окружении природы, любуется ею, наблюдает. Ребенок еще не способен к наблюдению, поэтому нет смысла привлекать его внимание к происходящим в природе процессам. Но он может почувствовать происходящее иначе, если мы, взрослые, сами будем переживать смену времен года, увядание и пробуждение растений, а также производить соответствующие каждому сезону работы. При этом надо представлять детям возможность работать вместе со взрослыми, и рядом с инструментами воспитателя всегда должны стоять детские инструменты.

В любое время года воспитатель во время прогулки может найти интересную и полезную работу. Например, осенью, когда начинают падать листья, хорошо готовить компостную яму. Мы сгребаем листья граблями, складываем их в компост. Можно обрезать кустарник, вырубать поросль у деревьев, перекапывать огород. В это время мы часто разводим костер — сжигаем сухие ветки, мусор. Для костра у нас отведено специальное место, огороженное камнями. Зола из костра также пойдет на удобрение. Очень важно, чтобы дети видели, что в природе ничего не пропадает зря, все имеет свое продолжение. Из обрезанных ветвей кустарника и поросли деревьев можно сделать плетень вокруг огорода.

Хорошо собирать лепестки цветов (лучше душистых). Мы их сушим и складываем в маленькие хлопчатобумажные или льняные мешочки, которые специально шьем для каждого ребенка. На лепестки можно капнуть лавандового или розового масла. Дети очень любят брать эти мешочки с собой в постель, чтобы, засыпая, ощущать нежный, успокаивающий
запах.

Итак, воспитатель работает в саду или огороде, а дети наблюдают его работу или участвуют в ней, и это дает им пищу для фантазии во время свободной игры, которая является основным видом деятельности детей на прогулке. Взрослые же должны обеспечить их всем тем, что им в игре понадобится.

В первую очередь это куча песка. Песочница должна находиться в солнечном, защищенном от ветра месте и быть достаточно большой, чтобы детям не было в ней тесно. Мы огородили песочницу большими деревянными чурбаками, которые одновременно могут служить и столиками, и сиденьями. Кроме того, на них можно упражняться в равновесии. Для игры с песком у нас есть корзина с игрушками.

Очень пригодятся детям в свободной игре хорошо обструганные доски, чурбачки, тележка. С ними можно затеять настоящее строительство.

Хорошо посадить на участке близко друг от друга низкорослые кусты, чтобы можно было забраться в самую середину, как в домик. Для игры в таком домике пригодятся коврики, веревочки, скамеечки разной высоты, куклы.

Зимой не обойтись без горки, санок, лопаток для снега. Мы сооружаем вместе с детьми снежный дом, устраиваем ледовую дорожку, по которой можно скользить, упражняясь в равновесии.

На площадке для прогулок лежат стволы деревьев с разнообразными изогнутыми сучьями, коряги, по которым дети очень любят лазить. Они гораздо экологичнее, живописнее и безопаснее, чем привычные металлические лесенки. Нужны также всякие приспособления для лазания: канаты, тарзанки, деревянное бревно.

Необходимо поощрять стремление детей к движению, к тренировке равновесия. Для этого у нас в запасе имеется большое количество подвижных народных игр, а также игры с мячом, со скакалкой. Можно смастерить из прутьев кольца, воткнуть в землю палочку и устроить «метание колец» — чтобы они надевались на палочку. Эта игра требует от детей немалой ловкости и терпения. Еще одна похожая игра — катание камушков, ее цель — закатить свой камушек в центральный круг.

И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые не любят гулять. Как правило, это дети, чьи родители не находят времени для прогулок. Но именно для таких детей прогулка чрезвычайно важна, и их нужно побуждать как можно больше двигаться.

Необходимые детям трудности и испытания предоставляет наш традиционный однодневный поход, в который мы отправляемся в начале лета. Путь неблизкий: надо пройти больше часа пешком, чтобы оказаться за городом. Каждый ребенок несет рюкзак с продуктами и запасной одеждой. Старшие помогают воспитателям нести котелки, спальные мешки. Мы приходим на место, ставим палатку, собираем дрова, разжигаем костер, варим еду. И только к вечеру возвращаемся в детский сад.

Дети ждут этого похода, как праздника. Но долгий путь пешком оказывается для них нелегким испытанием. Малоподвижные дети то и дело останавливаются передохнуть, просят, чтобы у них взяли рюкзак. Подвижным ребятам, наоборот, трудно все время идти медленно. Там, где дорога опасная, мы просим их помощь, взять за руки малышей и уставших. Но на тех участках дороги, где нет уличного движения, следует предоставить этим детям больше свободы, чтобы они побегали, попрыгали. Можно, например, дать им задание: добежать до дерева и там подождать остальных. Такой ориентир поможет и утомившимся; если сказать им: «У того дерева мы отдохнем», остаток пути станет для них легче.

Пеший поход — не только праздник движения, он имеет еще и важный социальный смысл. От подвижного ребенка требуется много терпения, он должен сам контролировать себя, чтобы, добежав до цели, остановиться и ждать остальных. А вялые дети стараются прибавить шаг: им стыдно задерживать других. Таким образом, дети учатся, преодолевая трудности, достигать поставленной цели, а достигнув ее, не забывать о тех, кто рядом.

Конечно, в большие походы мы ходим редко. Гораздо чаще отправляемся часа на полтора-два гулять по городу, по его старым заповедным улочкам. И каждая прогулка дарит нам новое открытие. Чаще всего его делают дети, а мы вдруг начинаем смотреть на привычное новыми глазами: нарост на дереве вдруг оказывается головой медведя, на резных наличниках деревянного дома неожиданно возникает стая диковинных птиц.

В этом, наверное, и состоит радость нашей работы: учиться у детей смотреть на мир их глазами, каждый раз заново открывая его для себя.

Светлана ТРУБИЦЫНА,
воспитатель вальдорфского детского сада,
г. Рязань

Рейтинг@Mail.ru