Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«Обыкновенные» коврики

Для моих малышей я сделала несколько простых пособий, которые оказались очень удобными для работы с детьми. Это несколько обыкновенных тряпичных ковриков, украшенных пуговицами. И каждый помогает решить несколько задач.
Первый коврик выполнен в виде пейзажа: вода, лужайка, небо. В небе — солнце, облака, бабочки, на лужайке — деревья и цветы, в воде — рыбки. Все это вырезано из плотного драпа и крепится к коврику на пуговицах.
Основная задача, поставленная мною, — математическая: сколько цветочков, сколько бабочек в небе, сколько рыбок плавает в воде. Чего больше — елочек или березок, больших елочек или маленьких? Что расположено выше, что ниже и т.д.
Второй аспект — бытовой: элементарно учимся застегивать пуговицы. И происходит это в игре, что для малышей очень нужно и важно.
Третий аспект — сенсорика: расстегиваем, застегиваем, пальчики развиваются.
Четвертый аспект — цвет: этот цветочек красный, а это облачко голубое, эта рыбка светло-зеленая, а эта елочка темно-зеленая.
Пятый аспект — экологический: этот коврик мы используем для экологической игры «Кто где живет»: кто-то называет животное, птицу, рыбу, а кто-то бежит и показывает, где — в воде, на земле или в воздухе оно живет. Здесь же присутствует еще один аспект — двигательный. Коврик повешен на дальней стене, к нему надо бежать, а движение детям никогда еще не вредило.
И последний, седьмой, аспект, причем очень важный, как мне кажется, — это моделирование мира, развитие воображения. Я сама даже не ожидала, не думала заранее, что и как здесь можно сделать, это пришло в процессе работы.
Оказывается, детям очень интересно устроить в мире маленький хаос — деревья пересадить на небо вперемешку с рыбками, солнце окунуть в воду, а облака разложить по лужайке. Посмотреть на все это и даже немного испугаться — небольшой доморощенный ужастик, что-то вроде «Жабы по небу летают» Чуковского, но устроенный своими руками и к тому же со счастливым концом. Ведь все можно развесить по местам, посмотреть и успокоиться — мир незыблем, и в нем снова воцарился порядок.

Второй коврик — тактильный: небольшой, напольный, он состоит из 15 карманов. Карманы разного цвета (то есть опять же закрепляется знание цвета), они застегиваются на пуговицы, кнопки, молнии и крючки, то есть снова бытовой аспект — учимся со всем этим хозяйством справляться. Кроме того, при этом развиваем и пальчики.
Карманы сделаны из разного материала — здесь и грубая шершавая рогожка, и мягкий велюр, и гладкий шелк, и пушистый мех — это позволяет детям развивать осязание, расширяет мир ощущений.
И еще один аспект, на мой взгляд, важнее всех остальных — этот простой коврик, как ни странно это звучит, учит детей дружить, учит радоваться, учит удивлять, учит общаться и делать подарки.

Сначала все происходит так: Людмила Ивановна сказала, что в кармашках что-то есть. Интересно, что? И правда: что-то твердое, кругленькое, шуршащее (пальчики работают, проверяют, ощупывают — развиваются). Каждый выбирает себе карман (ложатся на пол, ноги в разные стороны, коврик — как солнышко с лучами), расстегивают, расшнуровывают: ура, в каждом кармане по конфете. Если бы эти же конфеты они нашли в полдник на блюдце, было бы далеко не так интересно. В кармашки можно положить что угодно — игрушку, картинку.
Ну а потом это продолжается уже по-другому: Сережа нетерпеливо ждет друга утром: «А я, а я тебе сюрприз приготовил, ищи». Андрейка с интересом (что бы это могло быть?) расстегивает каждый кармашек и наконец (а Сережа рядом подпрыгивает от нетерпения) находит что-нибудь вроде киндер-сюрпризика. Вознаграждены оба — это так сближает детей.

И последний коврик — обыкновенная пуговичная массажная дорожка для хождения, для массажа подошв. Пуговицы приносили родители. Но, кроме массажа, можно использовать ее для закрепления знания цвета — эта пуговка синяя, а эта розовая; для развития наблюдательности — найди, пожалуйста, все зеленые пуговицы, а теперь найди точно такую же пуговку, как эта (а таких на всей полутораметровой дорожке только две штуки). И находят. И наконец — для развития пальчиков: кто быстрее пробежит пальчиком по дорожке от начала до конца, между пуговицами.
Я сделала две такие дорожки, вторая — радужная. Пуговицы на ней расположены по цвету от красного к фиолетовому, как в радуге.
Вот так простые, сделанные из подручных средств, коврики помогают детям развиваться.

Людмила НАЗВАНОВА,
г. Усмань

Рейтинг@Mail.ru