Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2002

ИГРОТЕКА

Игры на полянке

Как будто все, что есть в лесу,
Собралось на опушке...
В.Берестов

Что является для ребенка главным событием на прогулке?
Конечно, игра. Предлагаем нашим читателям некоторые игры, в которые можно поиграть с детьми во время прогулки в лес или в парк, во время однодневного похода или праздника, который проводится на лесной полянке.

Конкурсы «природоведов», или Игры на внимание и наблюдательность

«Найди и принеси самое-самое»

Предложите детям отыскать на полянке самую большую шишку, самый большой желудь, самый большой каштан, самый большой опавший лист.
Претенденты на победу в конкурсе должны «защитить» найденный ими предмет: придумать ему имя; определить, какому растению принадлежит плод или лист; расхвалить его всеми возможными способами (блестящий, гладкий, загадочный, разноцветный и т.п.); предложить способ дальнейшего использования предмета (сделать такую-то поделку, аппликацию, поместить в природный уголок и т.д.).
Победитель конкурса увенчивается венком из листьев или бусами из шишек.

«Отыщи растения»

Детям дается задание отыскать на поляке три известных им растения, прибежать к ведущему (педагогу) и сообщить названия обнаруженных растений.
Задание можно усложнить, если предложить детям по отдельности назвать три дерева, три кустарника, три травянистых растения.
Возможен обратный вариант: ведущий (педагог) дает задание отыскать на поляне три—пять определенных растений. Выигрывает тот, кто за минимальное время принесет ведущему по листу с каждого указанного растения.

«Кто здесь живет?»

Это задание аналогично предыдущему. Нужно отыскать на поляне трех различных живых существ — например, муравья, шмеля, синицу — и назвать, к какой большой группе животных они относятся (насекомые, птицы, звери и т.п.).

«Слепой ботаник»

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и дают понюхать веточку или цветок какого-нибудь растения. Нужно угадать название растения.

Р.S. Внимание! Предлагая детям эту игру, педагог должен учитывать, что среди его воспитанников могут быть аллергики.

«Найди лишний предмет»

К ветке дерева или куста привязывается веник, искусственный цветок, вешается ведерко, веревка с флажком и т.п. Это «лишний предмет», который нужно обнаружить детям. Выигрывает тот, кто найдет «лишний предмет» первым.
Эту игру можно проводить только на чистой поляне или в чистом участке леса, где не валяются, например, пластиковые бутылки или консервные банки.

Соревнования в скорости, ловкости, меткости

«Лесные спринтеры»

На деревьях, растущих недалеко от поляны, без всякой системы прикрепляют номера от 1 до 10 (или, в зависимости от возраста детей, от 1 до 5). По условному сигналу игрок бежит от места старта сначала к дереву с номером 1, потом — к дереву с номером 2 и т.д. и, дотронувшись до дерева с номером 10 (5), возвращается на старт. Время его пробега засекается по секундамеру. Затем бежит следующий «лесной спринтер», за ним — следующий. И так до тех пор, пока дистанцию не пробегут все желающие.
Результаты пробегов сравниваются и выбирается победитель.

«Бег с шишками»

Играющие должны пройти по бревну с десятью—пятнадцатью шишками в руках. В зависимости от возраста детей количество шишек можно сокращать или увеличивать. Игра значительно усложнится, если игроку нужно будет пройти по двум бревнам, одно из которых лежит на некотором расстоянии от предыдущего. То есть во время передвижения нужно перешагнуть с одного бревна на другое.
Для малышей само передвижение по бревну, да еще с «грузом», довольно сложное действие. Но в соревнования детей шести-семи лет можно ввести и показатель времени.

«Попади в цель»

К дереву привязывается большая мишень. Игроки по очереди метают в мишень шишки и каштаны. В зависимости от точности попаданий каждый игрок набирает то или иное количество очков. Очки сравниваются, и выбирается победитель.

«Смотай веревку»

В лесной пень вбивается большой гвоздь, к которому привязана тонкая веревочка длиной три метра. Другой конец веревочки привязывается на палец игроку. По сигналу игрок должен как можно скорее смотать веревку любым способом (т.е. намотать ее либо на гвоздь, либо на палец). Выигрывает тот, кто сделает это за самое короткое время. Перед началом состязания игрокам не надо сообщать о существующих способах сматывания веревки.

«Лесной сторож»

К ветке невысокого дерева привязывают свисток. Это «лесное сокровище». Лесное сокровище охраняет водящий — «сторож». Сторож стоит в трех метрах от дерева. Он может двигаться вокруг дерева в радиусе трех метров, но не может подходить ближе.
На расстоянии двадцати метров от дерева прячутся «похитители». Они должны незаметно подползти к дереву и дунуть в свисток. Если «сторож» замечает кого-то из игроков, тот выбывает из игры.
Тот, кому удалось пересечь границу трехметрового радиуса, уже не может быть «снят» с дистанции. Если ему удастся достигнуть дерева и дунуть в свисток, он победил (становится «сторожем»). Если «сторож» его опередит и дунет в свисток первым, игра начинается сначала.
В игре «Лесной сторож» могут участвовать две команды игроков. Побеждает та команда, игроку которой удастся дунуть в свисток.

«Белка»

Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается «белка» — игрок, к поясу которого привязывается небольшая веревочка какого-нибудь цвета — «хвост». Среди деревьев и кустов спрятаны тряпочки, веревки, мочалки и другие подобные предметы, близкие по цвету к цвету беличьего хвоста каждой  команды. По условному сигналу игроки обеих команд разбегаются по поляне в поисках кусочков хвоста для своей белки. Каждый найденный кусочек они должны привязать к хвосту своей белки. Выигрывает та команда, которая за отведенное время «отрастит» своей белке как можно более длинный хвост.

Все перечисленные игры могут носить командный характер. В них с удовольствием примут участие не только дети, но и взрослые. Поэтому команды можно формировать по разным принципам (две детские команды, детская и взрослая команды, две смешанные команды). Игры можно объединить в веселую эстафету. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков, полученных в результате суммирования результатов всех конкурсов и соревнований.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Материал подготовлен с использованием книги
Карила Поломиса «Дети на отдыхе»
(М., «Культура и традиции», 1995)

Рисунки Марии Овчинниковой

 

Рейтинг@Mail.ru