Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2002

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Я б заведующим пошел! Пусть меня научат…

Какие качества отличают современную заведующую? Об этом рассуждают педагоги г. Алексина Тульской области.

Светлана Хижная, заведующая детским садом № 26:

Современная заведующая — это центр образовательного учреждения, и все в ней должно привлекать: и интеллект, и профессионализм, и внешность, и культура.

Любовь Алешина, воспитатель детского сада № 25:

Заведующая — это прежде всего человек, который тебя понимает, понимает твои проблемы и в любой момент может тебя поддержать. Если заведующая такими качествами обладает, тебе приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя там всегда ждут, хорошо к тебе относятся.

Екатерина Батищева, заведующая детским садом № 16:

Что за человек современная заведующая? Женщина с деловой хваткой, твердая, решительная, все, что нужно, выбьет, из-под земли достанет. Вот она какая.

Наталья Астахова, психолог детского сада № 1:

Мне кажется, что заведующая — это прежде всего человек, который безумно любит детей. Кроме того, она должна любить тех людей, с которыми работает. Ну, может, любить — сильно сказано. Лучше сказать, уважать. Да, заведующая должна уважать своих сотрудников. А этому в институтах не учат. И заведующими быть не учат. Потому заведующими «не рождаются», заведующими «становятся» — в процессе педагогической работы. Первого встречного воспитателя в заведующие «не произведут».
Пусть человек покажет, что он любит профессию, что он умеет работать. И, главное, обладает умением общаться с людьми. Это одно из главных качеств заведующей.

Ирина Бойко, заведующая детским садом № 28:

Ну, почему же не учат «на заведующих»? Учат. В нашем городе заведующих обучают как менеджеров образования. И нас учат работать с коллективом — так работать, чтобы каждый педагог, каждый помощник воспитателя засветился, заиграл самобытными, одному ему свойственными красками.

Баатр Егоров, сотрудник Института семьи и дошкольного детства (гость алексинцев):

Педагоги-дошкольники, на мой взгляд, — это прежде всего сверхэмоциональные люди. А потому главными свойствами заведующей (или заведующего) должны быть умеренность, взвешенность и сдержанность. Чтобы сдерживать их эмоции, а заодно и свои. Только это убережет меня от разбросанности в своих действиях и от ненужных конфликтов.

Вера Зайцева, заместитель начальника отдела управления по дошкольному образованию:

Я думаю, заведующая похожа на дизайнера. От нее требуется так «расставить» людей, чтобы каждый сотрудник — тот, что на первый взгляд казался невзрачным, стереотипным, вдруг раскрылся с интересной стороны. Уметь это найти, эту позу, что ли, эту роль — вот что главное для заведующей.
В этом проявляются и страстность к своей работе, и сдержанность: ведь руководитель порой должен уйти в тень, чтобы педагог высветился. Мне кажется, главное — умение работать с людьми, с нашими воспитателями.

Нина Козлова, заведующая детским садом № 25:

А для этого нужно гореть работой. Среди нас, заведующих, по моим личным наблюдениям, очень много страстных людей. Страстный человек сам влюбляется в свое дело, сам творит и увлекает за собой коллектив. Мне кажется, страстность необходима руководителю.

Ирина Бойко:

А для такой заведующей управлять детским садом — это не просто должность. Это образ жизни.

Баатр Егоров:

Образ жизни? Образ жизни — это, кроме работы, моя семья, мои друзья, мои хобби, огород, дача и прочее. Только работа, только должность не может быть образом жизни. Заведующую должна отличать не страстность, а профессионализм. Профессионализм прежде всего. Ведь работа когда-нибудь закончится, и человек уйдет на пенсию. Я видел таких страстных заведующих, которые вышли на пенсию. Это совершенно несчастные люди. А профессионал — он владеет многими качествами, в том числе и секретами восстановления эмоционального равновесия, своего и чужого.
Профессионал знает психологию, психологию управления. Например, такую ее область, как конфликтология.
Хотим мы или не хотим, в коллективе всегда будут возникать конфликты. Между сотрудниками, между руководителем и сотрудником. Руководитель должен уметь сделать так, чтобы выход из конфликта был продуктивным.
Чтобы его итогом стала интересная, хорошая идея, или нестандартная деятельность педагога, или союз с родителями нового качества. Но это возможно только в том случае, если руководитель не дает волю излишним эмоциям, а действует как профессионал.

Татьяна Воронич, заведующая детским садом № 18:

Заведующая обязательно должна быть профессионалом. И не только заведующая. В идеале каждый работающий в детском саду должен быть профессионалом в области работы с дошкольниками: и повар, и медсестра, и помощник воспитателя. И главное, что должно их отличать как профессионалов, — это представление о праве ребенка на уважение.

Вера Зайцева:

Мне кажется, руководителя должно отличать еще одно, кроме всех вышеперечисленных, качество — интуиция. Он должен научиться оценивать ситуацию не только головой, не только при помощи рассудка, а «шестым» чувством. Когда я работала заведующей, частенько случалось: поступает жалоба. Я тут же срывалась с места — бежала разбираться. А потом вдруг поняла: не всегда надо торопиться. Возможно, нужно немного подождать, выбрать нужный момент — и, глядишь, все решилось легко и само собой. Время — хороший доктор. И надо научиться управлять этим временем. Интуиция — единственное качество, которое не подведет руководителя. Конечно, когда встает вопрос о назначении новой заведующей, про интуицию не сразу вспоминаешь. Сначала смотришь, в какие ситуации попадал этот человек во время работы и как из них выходил, часто ли горячится, может ли кого-нибудь унизить. А еще для меня очень много значит смелость. Я очень люблю смелых людей, решительных.
Если человек умеет рисковать, заведующая из него получится.

Татьяна Лобанова, заведующая детским садом № 11:

Я хотела бы найти образ, который мог бы выразить это слово — «заведующая». И вот мне пришло в голову, что в заведующей живет множество разных животных.
Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как коровой, ее и не назовешь: все-то из нее тянут — и подчиненные, и родители, и проверяющий. А начинающая заведующая напоминает корову на льду. Но это проходит быстро, потому что настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…

А вы, дорогие читатели, как думаете, какие качества характеризуют современную заведующую идеальную и реальную?

 

Рейтинг@Mail.ru