Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2002

Уроки фонетики для взрослых

Урок пятый. Фонемы

Главное назначение звуков — различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями.

Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие — «фонема». Обозначается она треугольным скобками, вот такими: < >.

Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» языковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков. В словах дуб и дубы слышатся разные звуки — [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>.

А вот в формах слова потоп звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным — потопы. Поэтому в данном случае мы будем иметь дело с фонемой <п>.

Понятие фонемы — одно из самых сложных в русском языке. Эта информация, безусловно, не предназначена для детей. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.

Материал подготовлен с использованием учебной статьи М.В. Панова
Продолжение в следующих номерах

 

Рейтинг@Mail.ru