Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2002

МАСТЕРСКАЯ

Мир дается нам в ощущениях…

Родоначальницей самых разных методик по сенсорному воспитанию по праву можно считать Марию Монтессори — замечательную женщину-педагога, врача и ученого, начавшую свою деятельность в конце ХIХ столетия в Италии. Это она впервые придумала систему, связанную с развитием у ребенка различных «чувств» — осязания, обоняния, зрения, слуха, чувства веса и меры и т.п., — и разработала многочисленные пособия, направленные на их тренировку.

Идеи Монтессори — рамочки со вкладышами, наборы разнотоновых колокольчиков, полоски с наклеенными на них лоскутками различной фактуры, вкладывающиеся друг в друга кубики, рамки со шнуровками и застежками (всего не перечислишь!) — сегодня очень широко используются игрушечной промышленностью.

Новую жизнь и новое наполнение эти идеи приобретают в изделиях педагогов, заботящихся о развитии своих воспитанников.

К таким изделиям можно отнести «коврик развития», эскиз которого разработали Нина Куликова и Валентина Яковлева — воспитатели младшей группы школы-сада № 8 г. Добрянка Пермской области.

Элементы коврика малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, растягивать, отстегивать — т.е. самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству.

Но, что еще важно, коврик — не просто механический набор цветных пятен, пуговиц и застежек. Все элементы являются частью целостных образов — веселых Львенка и Черепахи, будто приглашающих детей: «Поиграйте с нами!»

О том, как можно работать с ковриком, рассказывает методист школы-сада Галина КОСКОВА:

«Сначала взрослый просто показывает ребенку коврик, называет изображенного на нем персонажа и предлагает малышу с ним поиграть, т.е. самостоятельно исследовать разнообразные возможности пособия. Обычно малышей привлекают колокольчики на ленточках, кнопки, пуговицы, бахрома. Если схватить за ленточку, колокольчик зазвенит. Эту взаимосвязь ребенок может установить самостоятельно.

Затем педагог знакомит малыша с тем или иным способом действия других элементов коврика — как двигается застежка на молнии, как расстегивается кармашек на пуговице и т.п. Ребенок воспроизводит эти действия с помощью взрослого. Если он освоил какую-то манипуляцию, то впоследствии, оказываясь перед ковриком, может повторить ее сам. Чаще всего — с удовольствием.

Так как каждый элемент коврика полифункционален и направлен и на развитие различных анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на развитие навыка схватывания предметов, вообще моторики руки и пальцев (особенно большого и указательного), то коврик можно использовать для самых разных элементарных совместных игр с малышом. Например, ребенок по просьбе взрослого показывает определенные элементы пособия, производит с ними определенные действия, ищет «такой же» элемент или элемент «такого же» цвета.

Дети проявляют интерес к играм на «коврике», который является не только средством развития, но и пространством, организующим общение ребенка и взрослого».

 

Рейтинг@Mail.ru