Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2002

БАБУШКИН СУНДУК

«Бояре, а мы к вам пришли!..»

(Играем в свадьбу)

Для любого педагога, работающего с маленькими детьми, не новость, что девочки чаще всего рисуют себя в виде принцесс. Одним из неизменных атрибутов такой принцессы является свадебная фата. Самые старательные художницы еще и украшают ее разными декоративными деталями, чтобы сделать более заметной, более богатой.
Что стоит за этим невинным, но повторяющимся из поколения в поколение образом? Возможно, веками формировавшееся в женщине стремление к семейной жизни, переход к которой в народной культуре ознаменован особым, чрезвычайно значимым обрядом — свадьбой.
В традиционном обществе человек становился полноценным членом общины только женившись. Свадьба была тем порогом, за которым резко менялся статус юноши или девушки.
Готовились к этому событию задолго до того, как возникала реальная необходимость в совершении обряда. Для детей и молодежи игры в «свадьбу» были одними из самых любимых.
Свадьба как обряд подробно описана фольклористами. Ее причитания, хороводы, игры, песни и шутки необыкновенно привлекательны для детей.
Мы хотим предложить читателям серию занятий для детей пяти-шести лет под названием «Играем в свадьбу». На занятиях, по желанию детей или в соответствии с замыслом педагога, роли жениха и невесты могут исполнять дети. А можно с этой целью использовать кукол.

Занятие первое:

«Что такое свадьба?»

На глазах у детей изготовляется кукла-свертка — она станет для них проводником в игру. Затем нужно выяснить, что известно детям о свадьбе, зачем ее играют («играть свадьбу» — не случайное выражение), кто в ней участвует.

Далее педагог рассказывает:

«Свадьба — это очень сложный обряд. В ней много действий, песен, игр. Все они не придумывались каждый раз заново, а передавались из поколения в поколение. Дочку выдавали замуж так же, как когда-то ее собственную маму и бабушку. Чтобы стать участником свадьбы, надо было многому научиться заранее.

Играли свадьбу несколько дней. А до свадьбы происходило еще много разных событий, в которых участвовали жених, невеста, их родители, друзья и подруги. Как же это происходило? Об этом мы узнаем на следующих занятиях».

В конце занятия педагог предлагает детям разучить хороводную игру, в которую раньше играли на свадьбах или во время других праздников.

Для следующих занятий делаются еще куклы — по количеству персонажей, участвующих в сценках настольного театра. Особенность куклы-невесты — длинные волосы (например, из шерстяных ниток), которые можно заплетать в косу и расплетать.

Как сделать кукол

Простейшая кукла-скрутка делается так: листы плотной бумаги скручиваются в чурбачок диаметром приблизительно 6 см и длиною 35—40 см и обтягиваются белой тканью. На скорую руку чурбачок можно просто обернуть материалом и заколоть булавками. С торцов ткань подворачивается внутрь чурбачка.
На обтянутый таким образом чурбанчик, отступив сверху одну пятую от общего роста будущей куклы (это голова), накалывают или пришивают одежду: на невесту — юбку-паневу и головной убор (платочек, повязку); на жениха — короткий кусок ткани, обозначающий рубаху, и шапку-папаху.

Обязательный элемент куклы-невесты — нитяные волосы, которые можно расплетать и заплетать. Это требуется по обряду. Во время свадьбы меняют и головной убор на голове невесты: повязку заменяют шапочкой-повейником, закрывающим волосы.
Более сложная кукла тоже изготовляется на основе чурбанчика, но мягкого. Его можно сделать из светлого чулка, набитого обрезками ткани. Голову куклы отделяют от туловища перевязочной ниткой.
Одеваются куклы по всем правилам. Основа одежды — рубаха. Ее рукава будут служить куклам ручками. Жениху делают еще и «ноги» — пришивают к чурбанчику и обувают в сапоги или лапти. Рубаху подвязывают подпояской с бахромой. Для невесты шьют сарафанчик и головной убор-повязку, а также подбирают украшения (бусы, серьги, ленты) в соответствии со вкусом и желанием кукольника.

Занятие второе:

«Сватовство»

Сделанная на первом занятии кукла обряжается свахой. Детей спрашивают: знают ли они, кто такая сваха? Далее педагог рассказывает:
«Сваха была очень важным человеком в деревне. Она хорошо знала живущих вокруг людей, их характеры: чем они любят заниматься, веселы ли, трудолюбивы, раздражительны или покладисты. Поэтому, когда надо было подобрать какому-нибудь молодому парню невесту, обращались к свахе. И та, сговорившись с женихом и его родителями, отправлялась искать ему будущую жену».
Из детей выбираются мальчик и девочка, исполняющие роль родителей невесты. Роль свахи может взять на себя педагог. Он и будет говорить за куклу. «Родители» усаживаются на стульчики или на лавку и встречают сваху. Она с ними здоровается и предлагает сговориться насчет невесты. Задача «родителей» — разузнать как можно больше о женихе: о его внешности, богатстве, умениях, характере.
Чтобы детям было интереснее, педагог может выбрать на роль жениха реального мальчика из группы, характер которого и будет описывать. Слушающие диалог дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь.
«Женихов» и «родителей невесты» можно поменять несколько раз, чтобы как можно больше детей освоили диалоги и могли бы активно участвовать в игре.
Затем педагог показывает детям мини-представление в настольном театре, используя кукол.

Сцена сватовства

Сваха: Доброго здравия тебе, Матрена Алексеевна!

Мать: И тебе того же. С чем пожаловала?

Сваха: Да вот есть у вас курочка, а у нас — петушок. Загоним их в один хлевушок?

Мать: Это ты про Ванюшку?

Сваха: А чай про него.

Мать: Ну и каков он у вас?

Сваха: Ой, хорош, красив, умен. А богатый! Петухов, баранов, овец — просто не счесть. Да и с Марьюшкой они давно друг на друга поглядывают.

Мать: А раз так, надобно Марьюшку спросить, согласна ли она пойти за твоего Ванюшку.

Сваха: А давай ее позовем да и спросим.

Мать: Марьюшка! Поди-ка сюда.

Марьюшка: Да, матушка.

Мать: Ну что, девушка, пойдешь за Ванюшку замуж?

Марьюшка: Ой, матушка! Будет Ваша воля, пойду.

Мать: Будет моя воля. Ладно, свахонька, беги, говори Ванюшке, что согласна я.

 Занятие третье:

«Девичник»

Педагог предлагает детям вспомнить содержание предыдущего занятия и по памяти с помощью кукол разыграть сцену сватовства.
Далее педагог сообщает, что перед свадьбой девушки устраивали девичник, чтобы проститься с подругой своих игр. Девушка-невеста скоро станет замужней женщиной, и времени водить хороводы у нее уже не будет.

Педагог рассказывает:

«На «девичник» собирались подруги невесты и оплакивали ее, как покойницу, — пели грустные-прегрустные песни. И сама невеста горько плакала и жаловалась на жизнь: ведь ей предстояло из своего родного дома переехать в дом будущего мужа, к его родным. А вдруг они окажутся злыми, будут ее ругать и заставлять много работать? Кому она тогда сможет пожаловаться? Да и будет ли любить ее муж, теперешний жених?.. Девушки плакали даже тогда, когда выходили замуж по любви и взаимному согласию с женихом. Просто потому, что так было принято».

На «девичнике» девочкам предлагается обрядить куклу в одежду невесты. Они должны расплести ей девичью косу, а потом заплести волосы в две косы и уложить их на голове, покрыв специальным головным убором. Кто-то из девочек «озвучивает» куклу, время от времени приговаривая: “Ой, подруженьки, что за праздник вы празднуете? А мне горюшко! Улетаю я от вас белой утушкой к серым лебедям”».

Все действия надо обязательно сопровождать пением. Педагог предлагает детям вспомнить какую-нибудь грустную песню, которую, по их мнению, можно петь на девичнике. Потом дети учат новую песню.

Занятие четвертое:

«Свадебный поезд»

Педагог просит детей рассказать, что такое сватовство и девичник. Предлагает им вспомнить песни, которые они пели на занятии, посвященном девичнику.
Затем появляется новый персонаж — кукла-жених.
Жених, говорит педагог, должен отправиться за невестой в другую деревню. Поедет он на повозке, запряженной лошадью. Как бы сделать так, чтобы все видели: это «свадебный поезд»? Выслушиваются предложения детей.
Далее педагог предлагает детям украсить ленточками и колокольцами игрушечных лошадок и повозку, в которой жених поедет за невестой.
Здесь возможно разбить детей на микрогруппы и предложить каждой группе осуществить свой проект украшения «свадебного поезда».
В конце занятия можно поиграть в хороводную игру.

Занятие пятое:

«Гости едут!»

Педагог предлагает детям вспомнить, что такое «свадебный поезд», как он украшался. Затем рассказывает, что на свадьбе люди всех возрастов — особенно молодежь — веселились. Грустные ноты девичника оставались в прошлом. Парни и девушки шутили и подсмеивались друг над другом: друзья жениха дразнили друзей невесты и наоборот. Детям предлагается вспомнить фольклорные дразнилки. Затем педагог знакомит детей с содержанием шуточных свадебных игр.

Как можно дразнить жениха или невесту:
  • В окно глянет — три дня собаки лают!

  • Во двор выйдет — конь на зыбки встанет!

  • У нее (него), по секрету сказать, глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть завязочки пришей!

  • На обе ножки прихрамывает, горбом туды-сюды покачивает!

  • Наша Манечка — алый цвет,
    А ваш Ванечка — старый дед!
    Ваша Манечка — клоп надутой,
    А наш Ванечка — сыр налитой!
    Наша Манечка — ягода,
    А ваш Ванечка — колода!

После этого дети делятся на две команды — «команду жениха» и «команду невесты». Между командами устраиваются шуточные состязания: кто лучше похвалит своего «представителя», кто смешнее выбранит другого, кто кого переговорит в небылицах и загадках. Можно устроить перетягивание командами какого-нибудь предмета на свою сторону.

Здесь же можно поиграть в игру «Бояре», используя тот вариант, где невесту называют «дурочкой». Таким образом, объясняет педагог, друзья невесты думают отговорить парня брать в жены именно эту девушку, чтобы иметь возможность еще с ней поиграть. Жених чувствует, что подруги хитрят, оттягивают момент «выдачи» невесты, и повышает цену выкупа.

Наконец, куклу-жениха и куклу-невесту усаживают в повозку и отправляют в дорогу, провожая веселой песней.

Свадебные проходочки

Летели две птички,
Ростом невелички.
Чир-вир-виль, хороший мой,
Чир-вир-виль, пойдем со мной. (2р.)

Как они летели,
Все люди глядели.
Чир-вир-виль, хороший мой,
Чир-вир-виль, пойдем со мной. (2р.)

Как они садились,
Все люди дивились.
Чир-вир-виль, хороший мой,
Чир-вир-виль, пойдем со мной. (2р.)

Как они прощались,
Нежно целовались.
Чир-вир-виль, хороший мой,
Чир-вир-виль, пойдем со мной. (2р.)

В хороводе были мы,
В хороводе были мы,
Были мы, были мы,
Были мы, были мы.

А что там и видали,
А что там и видали,
Видали, видали,
Видали, видали.

Там видали барина,
Там видали барина,
Барина, барина,
Барина, барина.

Выходи, да не балуй,
Кого любишь — поцелуй,
Поцелуй, поцелуй,
Поцелуй, поцелуй.

 

В статье использованы материалы этнолаборатории и фольклорного ансамбля «Оберег» педагогического колледжа № 12 г. Москвы (руководитель — Е. Боронина), а также фрагменты курсовой работы студентки дошкольного отделения Липы Крыловой.

Публикация произведена при поддержке свадебного салона «Дом Весты». Салон счастливой невесты «Дом Весты» предлагает купить красивые свадебные наряды, как недорогих, так и эксклюзивных моделей. Посетив сайт салона, который располагается по адресу http://domvesta.ru/, Вы сможете ознакомиться с предлагаемым свадебным каталогом, который включает в себя пышные свадебные платья, и платья других популярных фасонов. Подробное описание, фото и цены помогут определиться с выбором покупки, а работники салона помогут подобрать самое подходящее платье, которое подчеркнет все достоинства и красоту невесты, и сделают бесплатную подгонку наряда по фигуре.

 

Рейтинг@Mail.ru