Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2002

ИГРОТЕКА

Комната открытий своими руками

Среди обилия заданий и игр, разработанных педагогами Тимирязевского музея для «Комнаты открытий», есть и такие, которые под силу изготовить и педагогам дошкольных учреждений — было бы желание!
Предлагаем нашим читателям познакомиться с их подробным описанием.

«Черный ящик»

Полый внутри ящик имеет форму трапеции, для того чтобы к ребенку были развернуты сразу три его стороны. Две боковые грани имеют отверстия-окошечки, закрытые черными шторками. Шторки легко раздвигаются. С внутренней стороны ящика к окошечкам прикреплены полочки с бортиками, на которых лежат различные «таинственные» предметы: муляжи фруктов и овощей, шишки, мячики, ракушки и т.п. Напротив каждого окошка с наружной стороны крепятся деревянные (или картонные) ладошки. На обратной стороне ладошки — картинка с изображением предмета, лежащего за окошком.

Ребенок просовывает руку в окошко, слегка раздвигая черные шторки, нащупывает лежащий на полочке предмет и пытается догадаться, что это такое. Чтобы проверить полученный ответ, ребенок снимает ладошку, висящую рядом с окошком, и смотрит на картинку.

Насекомое или нет?

На планшете укрепляются цветные металлические пластинки с подписями-комментариями под ними (для читающих детей или для детей с родителями) и с сигнальными картинками (для нечитающих детей).

Над планшетом и по обеим сторонам от него на длинных прочных веревках подвешены фигурки животных с магнитиками на брюшках.

Первое задание

Из всего многообразия фигурок ребенок должен выбрать тех, у которых столько же лапок, сколько у животного на картинке рядом с синим квадратом, т.е. шесть. Это насекомые. Те животные, у которых количество лапок больше шести (например, паук), насекомыми не являются.

Второе задание

Ребенок должен разместить животных в два квадрата: в красный — тех, которые опасны для человека, а в зеленый — всех остальных.

Учись читать следы

На планшете изображены знакомые ребенку животные: кошка, собака, белка, ежик, овца — и т.п. От каждого животного тянется следовая дорожка.
Внизу планшета на крючке подвешены карточки с изображением контура задней или передней лапки каждого нарисованного животного.
Нужно, сопоставив следовую дорожку с рисунком лапы, повесить карточку с изображением лапы на крючок рядом с ее обладателем.
Сложность заключается в том, что следы на дорожке и рисунок лапы разного размера. Кроме того, следы, как и полагается, слегка смазаны.

Какой это плод?

Все плоды, как известно, имеют типовые названия. С точки зрения ботаника, арбуз и помидор классифицируются не по принципу «овощи — фрукты», а по принципу одинаково устроенных плодов под названием «ягода».
Данная игра и предлагает ребенку освоить новый принцип классификации плодов.
На планшете укреплены картинки с изображением плода, под которым написано его название.
Арбуз — это ягода, слива — костянка, мак — коробочка, айва — яблоко, апельсин — померанец, лесной орех «фундук» — орех и есть. Каждая картинка пронумерована.
Под планшетом расположен ящик тоже с пронумерованными ячейками. А рядом — в корзинке или в коробочке — набор муляжей различных плодов. Задача ребенка — правильно разложить плоды в соответствующие ячейки. Для этого малыш должен вспомнить, как данный плод устроен внутри, соотнести его с картинкой и найти нужную ячейку.

У кого какая шерсть?

На планшете изображены животные, покрытые шерстью. Рядом дано описание шерсти, с которым нечитающего ребенка должен ознакомить педагог или родитель.
На маленьких плашках наклеены образцы меха. Соотнеся описание меха животного с меховыми кусочками на плашках, ребенок должен найти ему правильное место на планшете. Плашка с кусочком шерсти кладется в условное место, надпись на котором гласит: «Найди мой мех и помести здесь!»

  • Песец: мех густой, мягкий, длинный, чаще всего белый, подшерсток густой.

  • Бурый медведь: мех густой, длинный, жесткий, темно-коричневого цвета, с густым подшерстком.

  • Кролик: мех густой, средней длины, мягкий, серого или белого цвета.

  • Лиса: мех густой, длинный, мягкий, рыжего или черного цвета, с густым подшерстком.

  • Кабан: мех густой, средней длины, черный, жесткий.

  • Лев: мех короткий, густой, светло-желтый, с негустым подшерстком.

Знаешь ли ты пряности?

Перед ребенком — набор картинок с изображением пряных растений и набор баночек, в которых находятся семена, листья или кусочки корневища этих же растений.

Крышки на баночках имеют легко открывающиеся щелочки. По внешнему виду содержимого в баночках и по его запаху надо определить, части какого растения там хранятся, и поместить каждую баночку на нужную картинку. Название растения ребенок может обнаружить на обратной стороне карточки. Для простоты сверки ответов можно пронумеровать баночки и нанести нужные номера рядом с правильными ответами.

кориандр
кориандр
черный перец
черный перец
лавр
лавр
укроп
укроп
тмин
тмин
имбирь
имбирь

Фото Иосифа Фурмана

 

Рейтинг@Mail.ru