Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2003

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Как воспитать хорошие привычки

Привычка — это потребность совершать действия. Она побуждает человека поступать именно так, а не иначе и поэтому имеет исключительное значение в воспитании положительных качеств человека. По мнению А.С. Макаренко, воспитать привычки хорошего поведения гораздо труднее, чем сознание того, как нужно себя вести. Например, ребенок научился мыть руки и чистить зубы. Он знает, что это полезно и хорошо. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки.
Привычка может образоваться без особых усилий со стороны ребенка, но требует усилий от окружающих его взрослых. Ее появлению способствуют строгий распорядок дня, поведение окружающих, многократное повторение одних и тех же действий изо дня в день.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Конфуций

При отсутствии у детей группы детского сада хороших общих привычек педагог большую часть своего рабочего времени вынужден тратить на борьбу с проявлениями хаоса, вместо того чтобы заниматься творческой жизнью детского коллектива. В основе формирования хороших привычек лежит способность маленького ребенка к подражанию взрослым. Взрослый должен день за днем терпеливо повторять какое-либо действие, не меняя установленных им однажды правил. Хорошо, если эти правила будут сопровождаться игровыми действиями. Вообще доброе терпение и ритмичность повседневной жизни — основа успешного воспитания.

1. Моем руки

Желая воспитать у детей хорошие привычки, взрослый прежде всего должен понять, чего именно он желает достичь, и разложить на составляющие тот навык, который он собирается привить детям. Вот, например, мытье рук. Формируя данную привычку, я хотела, чтобы дети, во-первых, мыли руки с мылом, во-вторых, вытирали руки только собственным полотенцем и, в-третьих, не толкались возле умывальника.
Первую задачу мне помогло решить то обстоятельство, что дети приходили в детский сад не одновременно, поэтому я могла мыть руки с каждым новым ребенком. Напевая специальную песенку, мы вместе мыли руки, смывали мыло водой. «Мыльная песенка» крепко связывалась у детей с данным действием. И потом, услышав ее, они сами брали в руки мыло, и мне не надо было специально напоминать им об этом (песенка 1).

Песенка 1

Песенка 1

Для достижения второй цели мы оборудовали кабинки для полотенец опознавательными картинками. У каждого ребенка на кабинке собственная картинка — такая же, как на кабинке для верхней одежды в прихожей. Дети быстро запоминают свою картинку и пользуются только своим полотенцем.
Труднее было решить третью задачу, потому что детей в группе шестнадцать, а умывальников всего четыре. Естественно, дети не хотели стоять в туалетной комнате и ждать, пока другие закончат мыть руки. Они начинали пихаться, возникала толкотня. Самое простое решение этой проблемы пришло довольно быстро. Я просто поставила в умывальной комнате скамеечку. Одни дети моют руки, другие ждут на скамеечке. И толкучки возле умывальника не стало.

2. Садимся за стол

Чтобы дети перед началом трапезы* успели произнести благодарственные слова, а не хватали сразу ложки, мы раздаем их только тогда, когда еда уже разложена по тарелкам, и при этом поем специальную песню (песенка 2).

Песенка 2

Песенка 2

Нужно, чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи. Для этого мы поем короткую благодарственную песню, после чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать спасибо. Эту привычку надо формировать (А.Кинстлер, «Благодарность трапезе») (песенка 3).

Песенка 3

Песенка 3

Как правило, уже после недели работы мы имеем представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладываем пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы. Ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей. Нужно учить детей ценить труд.
Дети, глядя на взрослого, должны учиться есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на который дети после еды убирают за собой посуду, складывают салфетки.

3. Играем

Поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т.п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.
Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым тот выполняет разные работы на глазах у детей: чинит игрушки, подшивает платочки и т.п.
Когда время свободной игры подходит к концу, я звоню в колокольчик и начинаю убираться на рабочем столе. Заслышав колокольчик, дети заканчивают игру и подбегают ко мне. Я пою песенку (песенка 4).

Песенка 4

Песенка 4

На уборку мы обычно тратим десять минут. Но это сейчас. Поначалу уборка игрушек была чрезвычайно трудным делом. Тогда я придумала сказку про муравьишек.

«В одном большом лесу стоял под старой березой муравейник. Жили в нем папа-муравей, мама-муравьиха и дети-муравьишки. Утром солнышко проснулось, выпустило свои лучики на землю, разбежались солнечные зайчики по всему лесу. Один зайчик попал на муравейник, забарабанил лапками в дверку и запел (слова Л.Васильевой, музыка М.Пескова — песенка 5).

Песенка 5

Песенка 5

Муравьишки проснулись, потянулись. И хотели было бежать играть с зайчишкой. Но зайчик глянул в комнату, а у детишек-муравьишек игрушки все раскиданы, кроватки не заправлены. «Где же здесь играть?» — удивился солнечный зайчик.
Муравьишкам очень хотелось попрыгать, побегать. Стали они убирать игрушки, заправили кроватки, позавтракали и побежали с солнечным зайчиком по лесу. С тех пор детишки-муравьишки научились ухаживать за своим домом и уже не оставляли на полу даже самую маленькую соринку».

Теперь мне уже не нужно каждый раз рассказывать эту историю, но кто-то из детей обязательно ее вспоминает.

5. Одеваемся на прогулку

Многие дети, поступая в детский сад, не умеют правильно одеваться. Если это малыши, то мы с помощницей помогаем им одеться**. Однако со временем мы все больше ограничиваем нашу помощь, поощряя ребенка за каждую самостоятельно надетую вещь. Во время одевания тоже воспитываются хорошие привычки. Мы с помощницей, помогая детям одеваться, всегда сидим на определенных местах.
Я заметила, что процесс одевания и раздевания становится гораздо более упорядоченным, если дети при этом поют. Все происходит очень спокойно и не возникает никакой толкучки или неразберихи.

6. Гуляем в лесу

Мы с детьми часто ходим в лес. Заранее договариваемся: бегать в лесу можно, но при этом я должна все время видеть детей. Дети привыкли к этому правилу и никогда не убегают от меня.
Когда приходит время отправляться обратно в группу, я обычно пою (песенка 6).

Песенка 6

Песенка 6

Услышав песню, дети заканчивают игру и собираются вокруг меня: мы идем в садик. Мне хочется, чтобы при входе дети вытирали ноги о коврик. И для этого у меня тоже есть песенка (песенка 7).

Песенка 7

Песенка 7

Вообще песня помогает мне во многих делах. В том числе и в воспитании хороших привычек.

Марина КОЗЫРЕВА,
воспитатель вальдорфского
детского сада, г. Томск

Дорогие читатели!
Как вы воспитываете у детей хорошие привычки?
Поделитесь с нами своим опытом.


*Трапезой в вальдорфском детском саду называют прием пищи. Перед едой дети и педагог произносят молитву или благодарственные слова Богу, Природе за «хлеб насущный». — Прим. редакции.

**В вальдорфском детском саду группы разновозрастные. — Прим. редакции.

 

Рейтинг@Mail.ru