Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2003

В ГОСТЯХ У "ЛОМОНОСОВА"

Когда тайное становится явным,
или
«Анатомический» фартук для малышей

Ломоносов

Представьте себе, что в руках у вас двусторонний фартучек-накидка, подобный тем, которые в шестидесятые годы было принято надевать на малышей 2—3 лет — чтобы не пачкались. Вещь не модная, но обладающая некоторыми необычными качествами. Как старая лампа Аладдина. Или калоши счастья из сказки Андерсена.

Чтобы заставить фартучек проявить свои волшебные свойства, нужно сказать: «Фартучек, фартучек! Раз—два—три! Покажи, что у мальчиков (девочек) есть внутри!» И тут фартучек по приказу волшебных слов «обрастает»… «внутренними органами».

Конечно, не настоящими (речь идет не о сюжете для фильма ужасов), а тканевыми, напоминающими подушечки, — сродни шелковому сердцу Железного Дровосека и «острым» мозгам Страшилы.

Модели внутренних органов на фартучке появляются там, где они, согласно анатомическим данным, действительно присутствуют в теле человека: спереди — легкие, сердце, желудок, печень, селезенка, кишечник. Сзади — опять легкие, почки. Со стороны спины еще и намечается линия позвоночника, чтобы показать, как почки и легкие расположены относительно «главной оси» человека. Все подушечки примерно соответствуют реальному размеру внутренних органов детей дошкольного возраста (а возраст ребенка учтен в размерах фартучка). Органы-подушечки крепятся к фартучку на липучках (обучающая и конструкторская сила липучек в педагогике была явлена не раз!).

Придумали этот фартук работники Музея науки в городе Глазго. А рассказала нам о нем Ирина Лукьянова, корреспондент нового научно-популярного журнала «Ломоносов».

Нам эта идея показалась интересной и продуктивной: ведь сделать такой фартучек совсем не сложно. А он украсил бы и «Комнату открытий», и занятие по теме «Как я устроен?», и любые разговоры «о правильном питании».

Фартучек не просто дает ребенку представление о внутренних органах и об их взаимном расположении: анатомическая информация в подобной форме приобретает «личностно-ориентированную» направленность: малыш, надевая фартук-накидку, получает представление о том, что и где находится внутри именно у него.

Фото Ирины Лукьяновой

С фартучком можно придумать самые разнообразные и захватывающие дидактические игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Найди ошибку!» (это если почки, например, крепятся на место легких).

А при наличии двух или трех подобных фартуков возможны индивидуальные и командные состязания на правильное заполнение фартука, на коллективный поиск ошибок.

Зная наших читателей, мы заранее предвидим, как творчески они сумеют отнестись к данной идее. И поэтому газета с нетерпением ждет фотографий с изображением анатомических фартучков, описаний занятий и игр, в которых фартучки примут участие.

Наиболее удачные разработки мы обязательно опубликуем и даже постараемся связаться с Музеем науки в Глазго. Почему бы и нет?..

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru