Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2003

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Дерзайте! Вы талантливы!

Советы начинающему старшему воспитателю

Вас назначили старшим воспитателем. Это признание вашего образования, вашего педагогического таланта и авторитета и в то же время — большая ответственность. Как оправдать доверие, как показать себя с лучшей стороны? Этот вопрос стоит перед всеми старшими воспитателями, и каждый решает его для себя как может.
Хочется блеснуть эрудицией, продемонстрировать свои знания в области теории и методик, заполнить огромное количество бумаг: планы, диагностические карты, отчеты, анализы. Надо, надо, надо...
Но люди, работающие с вами, — не бездушные роботы. Они живые женщины, каждая со своим характером, со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Они не только педагоги, они — женщины, мамы, сестры, бабушки. И вы, как старший воспитатель, должны помочь им быть заинтересованными, но не зацикленными только на работе — веселыми и талантливыми, артистичными, идущими в детский сад, как на праздник.

Для начала познакомьте своих коллег с «Правилами педагогической гигиены». Раздайте им яркие памятки, предложите повесить над своим рабочим столом и читать каждое утро и каждый вечер, постоянно останавливаясь глазами на этих нехитрых, но в то же время мудрых советах.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ

1. Пришла в детский сад — придай своему лицу умное и благородное выражение.
2. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: «Вон воспитательница пошла».
3. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
4. Иди на работу с радостью, выходи с работы с приятной усталостью.
5. Шути до тех пор, пока не научишься.
6. Помни: невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог — душе ребенка.
7. Входи к детям, точно зная, для чего ты здесь и что будешь делать.
8. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
9. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
10. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
11. Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
12. Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, вспомни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна.
13. Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
14. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
15. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
16. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
17. Отдай работе все силы, но, выйдя из детского сада, включись в другую — не менее прекрасную и полноценную — жизнь.
18. Не ограничивай своих привязанностей работой, и у тебя будет все в порядке.
19. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

 

Потом попробуйте провести конкурс профессионального мастерства. Его вы можете назвать, как угодно. Но лучше не использовать набивших оскомину названий, типа «Лучший по профессии», «Педагог года», «Лучший воспитатель» и т.п., а придумать что-то свое, оригинальное, не такое, как у всех. Если вы почему-то не можете придумать интересного названия, откройте любую книгу афоризмов, пословиц, поговорок или сборник статей мастеров разговорного жанра.
Мне в свое время очень помогла книга Дейла Карнеги. В ней собрано огромное количество афоризмов и остроумных высказываний знаменитых людей. Мы написали наиболее понравившиеся высказывания — те, что имели отношение к нашей повседневной работе, — на больших листах ватмана и вывесили на всеобщее обозрение в самых посещаемых местах нашего образовательного учреждения. Изречения менялись каждую неделю. Это неизменно поднимало волну восторга в коллективе: оживление, шутки, эмоциональный подъем. Все сотрудники гадали, идя на работу в понедельник: что новенького предложат им на обсуждение? — а потом часто повторяли понравившиеся высказывания, цитировали их при каждом удобном случае.
Разместить эти «Островки эмоций» можно при входе, в методическом кабинете, перед кабинетом заведующей, возле кухни и т.п.
Но запомните! Подбирать афоризмы необходимо обдуманно, учитывая обстановку в коллективе, чтобы ненароком никого не обидеть, не вызвать кривотолков, разночтений, не дать повод для двусмысленных намеков. Вы работаете в женском коллективе, а это особенный контингент. Неловкий шаг, тактическая ошибка — и вы рискуете из друга превратиться во врага, сами того не желая и не понимая, как это могло случиться.
Но вернемся к конкурсу профессионального мастерства. Здесь также важно не перегнуть палку, соблюсти пропорции полезного с приятным. Конкурс в первую очередь проводится для того, чтобы сплотить коллектив, дать возможность педагогам показать себя. Воспитатель детского сада должен уметь взаимодействовать с коллегами: обсуждать, договариваться, сообща принимать важные решения, подчинять свои амбиции общим интересам. Как иногда хочется показать, что ты лучше других, талантливее, умнее, эрудированнее! Но ты — не сам по себе. Прежде всего ты член команды. Поэтому нельзя просто тянуть одеяло на себя или, наоборот, прятать голову в песок, как страус. Педагоги в ходе конкурса должны почувствовать, что они одна команда, единомышленники. И вы, старший воспитатель, — тоже их единомышленник. Во время подготовки к конкурсу вам ни в коем случае нельзя самоустраняться, перекладывая все на плечи воспитателей. Конечно, вы должны держать в тайне конкурсные задания, но помочь советом, предложить какие-то материалы в помощь участникам, оказать моральную поддержку вы просто обязаны! Иначе вас просто исключат из негласного круга «своих».

Можно сказать: «Мне этого не надо. Я — администратор и не нуждаюсь в том, чтобы меня любили воспитатели. Они обязаны мне подчиняться». Думая так, вы серьезно ошибаетесь. Поверьте моему опыту: понятие «администратор» не должно олицетворять в вашем сознании чопорную и надменную даму, высоко ценящую свои достоинства, взирающую на окружающих свысока и требующую, постоянно требующую что-то от подчиненных. Вы — старший воспитатель детского сада — в первую очередь должны быть для педагогов другом и советчиком, к которому всегда можно обратиться за помощью и за поддержкой, который никогда не оттолкнет, всегда поможет, посоветует, посочувствует, поймет, научит, как нужно сделать.
Вы сами увидите, как изменится ваш коллектив, как изменится отношение к вам после командного конкурса. Но для получения позитивного результата необходимо провести большую предварительную работу. Желательно сформировать для этого инициативную группу из числа педагогов. Необходимо тщательно расписать положение и программу конкурса и — это очень важно! — разработать содержательный компонент и критерии оценки каждого этапа с указанием количества баллов. Наконец, нужно определить состав жюри из числа компетентных и уважаемых в коллективе людей и начать активную подготовку к этому знаменательному событию, подключив как можно большее количество людей из обслуживающего персонала, чтобы каждый почувствовал свою причастность к этому мероприятию.

Да! Еще один немаловажный момент: важна качественная подготовка команды болельщиков из числа незадействованных сотрудников, родителей, детей соревнующихся педагогов. Участники должны почувствовать свою значимость, вес в коллективе, ощутить заботу и поддержку коллег, близких. А иначе зачем же вы все это организовали? Естественно, не для поднятия своего авторитета за счет воспитателей.

Прошел конкурс профессионального мастерства. Закончились совместные торжества победителей и побежденных. Вы, как старший воспитатель, обязательно подумайте о том, как преподнести победу и поражение, чтобы в сердцах участников не затаилась обида. Найдите для каждого добрые слова, подчеркните значимость каждого соревновавшегося, отметив, когда и как он очень помог команде. И, конечно же, устройте совместное чаепитие после конкурса, чтобы ваши сотрудники смогли обсудить какие-то ситуации не шепотом в кулуарах, а громко, во всеуслышание, находясь под впечатлением только что закончившегося конкурса. Тогда не будет повода для сплетен, злословий за спиной. Люди научатся без обид обсуждать спорные вопросы, находить «золотую середину» во взаимоотношениях.

Лариса ЛУКИНА,
заместитель директора по дошкольному воспитанию МОУ
«Начальная школа — детский сад» № 24,
г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа

Рейтинг@Mail.ru