Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

 Н.В. ВЕЧИРКО, Г.Н. КОРНИЛОВА, Л.А. ЩУР,
г. Мурманск

Вместе весело шагать

Практическое пособие в двух частях по развитию физической культуры в детском саду

г. Мурманск

ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Физкультурные развлечения для раннего возраста

Зимушка-Зима

Оборудование и материалы:

Костюм Зимушки-Зимы (для воспитателя), снежинка для игры «Поймай снежинку», два игрушечных зайца, горка (пластмассовая), шапочки зайцев на каждого ребенка.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Дети входят в зал под музыку (песню «Три белых коня»). Их встречает педагог в костюме Зимушки-Зимы.

Зимушка-Зима: Здравствуйте, детки — мои снежиночки-пушиночки! Какой праздник вы недавно отмечали в детском саду и дома? (Новый год.)
Елку наряжали? Елочные украшения мастерили? Бенгальские огни зажигали? Вокруг елочки танцевали? (Ответы детей.) А для меня станцуете?

Звучит плавная мелодия, дети «порхают», кружатся, как снежинки. По окончании музыки приседают, повторяют 2 раза.

Зимушка-Зима (держит в руках палочку со снежинкой на нитке): Поймайте мою снежинку! (Дети под музыку выполняют подскоки на месте, пытаются поймать снежинку.) Молодцы, поймали снежинку. Посмотрите, как много снега намело, какие высокие сугробы! Ножки выше поднимайте, по сугробам шагайте. (Дети вместе с воспитателем идут, высоко поднимая ноги.) Как трудно шагать по сугробам! Давайте возьмем лопатки и расчистим полянку. (Дети расчищают полянку от снега — имитация движений.)

Зимушка-Зима: Вот чудеса! Я нашла зайчика в сугробе. Зайке, должно быть, холодно, давайте с ним поиграем, чтобы он согрелся.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Зимушка-Зима показывает движения, дети повторяют.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит...
(Дети сидят на корточках, руки над головой.)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так надо лапочки погреть...
(Дети растирают ладони.)
Зайке холодно стоять, надо ножки согревать,
Вот так, вот так, надо ножки согревать.
(Дети топают ногами.)

Зимушка-Зима: Зайка согрелся — посмотрите, как весело он прыгает.
У нашего зайчика есть дружочек. Он где-то спрятался, давайте поищем. (Ходят по залу, ищут игрушку, предварительно спрятанную на видном месте. Находят зайца.) Теперь заинька вас поищет. Где же наши детки? (Дети приседают, закрывают глаза ладонями.) Вот они, нашлись! (Дети встают, опускают руки.)

Игра повторяется 2—3 раза.

Зайцы: Мы любим прыгать и скакать и в снежки играть. (Дети вместе с зайчиками играют в снежки.) Спасибо, детки, весело с вами играть!

Зайцы:

Ты мороз, мороз, мороз!
Не показывай свой нос.
Уж мы саночки возьмем
И на улицу пойдем.
Уж мы с горочки накатаемся
И с друзьями мы наиграемся!

Катание с горки.

Зимушка-Зима: Зайчатки наигрались с ребятками и приглашают поплясать вместе с ними. (Надеть всем детям шапочки зайчиков.)

Пляска под русскую народную мелодию.

Зимушка-Зима: Пора прощаться с зайчиками. Давайте пригласим их к нам в группу на морковку! А вот я уходить от вас не хочу. Уж очень мне нравится вас за щечки морозцем пощипывать да ваши окошки кружевными узорами расписывать. Можно мне остаться до весны? (Ответы детей.)

Кот Мурлыка-Весельчак пригласил к себе ребят

Музыкально-физкультурное развлечение для детей от двух лет
Оборудование

Мягкая игрушка — кот, платок, кубики (по 2 штуки на каждого ребенка), массажные коврики, следовые дорожки, скамьи, веревки.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Играет спокойная музыка.
Дети входят в физкультурный зал. На скамье лежат пластмассовые кубики. Малыши берут кубики и танцуют с ними под музыку, одновременно ударяя кубиком о кубик (своеобразный шумовой оркестр).
По физкультурному залу разложены разнообразные массажные коврики, веревки, «следовые дорожки», создавая полосу препятствий. В конце зала на коврике сидит Кот (мягкая игрушка).

Педагог: Теперь положите кубики на место и посмотрите на тот конец зала, нас ждет Кот. Пойдем, поздороваемся с ним!

Малыши, пройдя всю полосу препятствий (под веселую музыку), подходят к месту, где сидит игрушка-кот. Педагог берет на руки игрушку, здоровается лапкой кота с каждым ребенком.

Педагог: Котик жалуется мне, что ему очень неудобно сидеть на полу. Давайте сделаем для него из кубиков диванчик. (Дети строят из кубиков диванчик.)

Кот (педагог): Спасибо, детки! Такой диван очень удобный, на нем и лежать хорошо, и мурлыкать приятно.

Педагог: Давайте споем котику колыбельную песенку на кошачьем языке. (Дети поют под колыбельную мелодию «Мяу-мяу».)

Кот засыпает, его укрывают платком.

Педагог: Как хорошо спит наш Котик, давайте и мы с вами отдохнем, поспим. (Присаживаются на корточки, складывают ладошки под щеки, закрывают глаза.)

Звучит колыбельная мелодия. Музыка меняется на веселую, дети «просыпаются», встают во весь рост. Кот спит.

Педагог: Как сладко спит Котик на вашем диванчике. Но мы все уже отдохнули, и котик-соня отдохнул, давайте разбудим его.

Дети хлопают — Кот не просыпается.
Топают — опять не просыпается.
Топают и хлопают одновременно — просыпается.

Кот: Как сладко я спал... Но хорошо, что вы меня разбудили. Надо умыться после сна. А вы умеете умываться? Повторяйте за мной!

Дети умываются по-кошачьи, моют:

— Щеки.
— Глаза.
— Уши.
— Шею.
— Животик.
— Ножки.
— Ручки.
— Хвостик... (Выясняют, что у них нет хвостика.)

Кот: Вы такие же чистые, как и я. Но настоящие коты умываются язычком. У вас есть язычок? Покажите. (Дети показывают язык, высовывая его как можно дальше.)

Кот: Как вы мяукали, я слышал. А как мыши пищат, знаете? (Дети: пи-пи-пи.) Как они бегут? (Показывают.)

Кот: Раз вы все знаете, мы можем поиграть в мою любимую игру «Я и мыши».

Кот ловит «мышек» (2—3 раза). Никого не может поймать.

Педагог: Не лови ты нас, Кот! Давай лучше станцуем вместе.

Звучит веселая плясовая. Дети и Кот танцуют.

Педагог: Дети, попрощайтесь с нашим новым другом Котом. Приходи в гости, Котик, милости просим!

Дети прощаются, уходят.

В Хохотанию и обратно вслед за облаками

Физкультурное развлечение для детей младшего дошкольного возраста
Оборудование и материалы

Подвешенные облака из пеноплена в форме собачки, лягушки, лисы, лошадки, три гимнастические скамьи, костюм снежинки, «мешочек смеха», воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в физкультурный зал. Ведущая встречает их и предлагает совершить путешествие в страну Хохотанию.

Ведущая: В стране Хохотании вас ждут интересные игры и забавы, но путь туда неблизкий. Все ли вы готовы к трудному путешествию, или кому-то лучше дома посидеть, сил набраться? (Ответы детей.) Если оставаться никто не хочет, тогда делаем разминку и — в путь!

Разминка

Выполняется сначала в медленном, а потом в убыстряющемся темпе.
1. Руки на пояс, выставить левую ногу на пятку, правую руку — в сторону, поменять руку и ногу.
2. Маховые движения правой и левой рукой с одновременным приседанием.
3. Пятку на носок, туловище наклонить вперед, руки в стороны. То же другой ногой.
4. Выполнить приседание, встать, руки поочередно на пояс — за голову.
5. К мизинцу одной руки приставить большой палец другой руки, приставить к кончику носа. Подразнить друг друга, наклоняя туловище вперед — в стороны, улыбнуться.

Ведущая: Пассажиры, занимайте места, поезд отправляется! Путь в страну Хохотанию нам укажут облака. Вы видите, что каждое облако похоже на какое-то животное. Проезжая мимо него, мы должны ненадолго превратиться в это животное, потому что обычных детей волшебные облака не пропускают.

Дети садятся на скамейки друг за другом, «едут» и поют песню «Тук-тук-тук»:

Наш поезд быстро мчится.
Тук-тук, несутся облака.
Разные, красивые, веселые, счастливые,
Белые, пушистые нам машут свысока.

Появляется облако-собачка. Дети выполняют движения на слова песни «Вот собачка Жучка». Ведущая предлагает продолжить путешествие, появляется облако-лягушка. Дети прыгают по залу по-лягушачьи. Облако-лисичка показывает дорогу дальше. Ведущая предлагает детям показать, какая лисичка хитрая, как она плавно двигается. Дети выполняют движения.

Ведущая: А вот проплывает облако-лошадка. Мы уже совсем рядом со страной Хохотанией. Поскорей превращайтесь в лошадок! Расскажем облаку стихотворение про лошадку:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Дети имитируют движения согласно тексту стихотворения, скачут по залу, как лошадки.
Слышится смех.

Ведущая: Вот мы и в стране Хохотании!

В зал входит Смешинка.

Смешинка: Здравствуйте, ребята! Я — Смешинка. Я живу в стране Хохотании, где всегда очень весело, и все смеются и никогда не грустят. Мы гостям всегда рады! Только есть одно условие — в нашу страну путь открыт только веселым и жизнерадостным. Смеяться умеете? (Все дети смеются.) Да, настроение у вас хорошее. Добро пожаловать в нашу страну! Только не забывайте про улыбку! Мы узнали, что вы — настоящие спортсмены, а жители Хохотании тоже любят заниматься физкультурой. Сейчас я вам покажу! (Под веселую музыку дети вслед за Смешинкой выполняют упражнения.)

Веселые упражнения

Подергать себя за уши; показать рожицу друг другу, одновременно почесать затылок и погладить себя по животу.

Смешинка: Жители Хохотании — замечательные выдумщики, они придумали множество веселых игр, в которые мы непременно должны поиграть.

Игра «Догоню, рассмешу»

Под веселую музыку Смешинка догоняет детей, кого поймает — веселит.

Игра «Не дай упасть»

Смешинка вместе с детьми играет воздушными шарами. Играющие подбрасывают шары, не давая им упасть на пол.

Игра «Ваньки-встаньки» (на внимание)

Дети выполняют действия Смешинки наоборот. Смешинка садится — дети встают. Смешинка встает — дети приседают.

Смешинка: Как настроение? Вижу, кое-кто из вас загрустил. Непорядок! Сейчас я достану свой мешочек смеха. В нем много маленьких смешинок. И если вам смешинка в рот попадет, настроение весь день будет отличное.

Смешинка достает из мешочка смеха волшебное зеркальце, из него слышится хохот. Дети подставляют ладошки, каждому ребенку Смешинка вкладывает по смешинке.

Ведущая: К сожалению, пора прощаться. Давайте поблагодарим Смешинку за веселое знакомство и пригласим ее к нам в гости.

Поезд едет обратно, дети машут руками на прощание.

В гостях у белочки

Интегрированное занятие по математике и физкультуредля детей от четырех лет
Материалы к занятию

Снежинки разной геометрической формы из цветной бумаги, пенечки разной высоты и толщины (по количеству детей), дерево, грибы-муляжи на нитке (десять штук), шишки на нитке (девять штук), рукавицы из картона разного цвета и с разными узорами, блоки Дьенеша — четыре набора с карточками-схемами для построения дорожек, шапочки — зайчик, белочка, бельчонок, карточки с цифрами 1—10.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в спортивный зал. В центре зала стоит ребенок в шапочке зайчика и прихорашивается. Воспитатель обращает внимание детей на то, какой зайчик нарядный и взволнованный.

Воспитатель: Зайка, не иначе, как ты в гости собираешься?

Зайка: Да, я собираюсь в гости к Белочке. У нее сегодня день рождения. Она и вам передавала приглашение, так что собирайтесь, да поторапливайтесь, уже пора идти.

Воспитатель: С радостью, ведь так хочется поздравить нашу Белочку, посмотреть, как ей живется в лесу, поиграть вместе. Только проводи нас, пожалуйста. Мы совсем не знаем дорогу.

Зайка: Конечно, ступайте за мной. Проведу вас по дорожке мимо оврагов и сугробов.

Дети строятся в колонну за Зайкой.

Дети (поют):

Шагают наши ножки
Прямо по дорожке.
Мы идем, идем, идем
И совсем не устаем.
Руки кверху поднимаем
И тихонько опускаем. (2 раза)
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И на пяточках идем.
Мы в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись,
Ручками похлопали,
Ножками потопали. (2 раза)
Как лошадки побежали,
Прищелкивая язычками.
Тише, тише, не спешите.
На ходьбу переходите.
Снова наши ножки
Шагают по дорожке.
Чтобы к Белочке дойти,
Надо мостик перейти.
Здесь детишкам не пройти,
Здесь придется проползти.
Смело через бугорок
Перепрыгни-ка, дружок.
И снова наши ножки
Шагают по дорожке.

Зайка: Мы уже пришли, вот Белочкин домик.

Воспитатель: А почему никого нет? Ой, смотрите, на пенечке какая-то записка. Наверное, Белочка оставила ее для нас.

Воспитатель читает записку: «Дорогие гости, мне пришлось уйти на поиски моего непослушного бельчонка. Он опять убежал. А вы не скучайте, рассмотрите пока мою полянку».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво украсила Белочка свою полянку к приходу гостей. Вон какие снежинки наверху висят — нежные, воздушные, а какие легкие: дунешь на них — тотчас закружатся.

Дети и воспитатель тихонько дуют на снежинки.

— Коля, какого цвета снежинки у Белочки? (Оранжевая, голубая, красная, белая, салатовая.)
— Ваня, какой формы белая снежинка? (Овальной.)
— А оранжевая? Голубая?

Воспитатель: Мы долго шли, у вас, наверное, ножки устали. А вот и пенечки, Белочка — заботливая хозяйка, приготовила пенечки для гостей. Интересно, хватит ли нам пенечков? Как узнать? Что нужно сделать?

Дети считают пенечки и сравнивают их с количеством детей.

Воспитатель: Пенечки одинаковые или разные? Чем они отличаются?
— Настя, выбери самый высокий пенек, можешь на него садиться.
— Тима, найди самый низкий пенек и садись.
— Кто хочет выбрать самый толстый пенек? Кто сядет на самый тонкий пенечек? (Дети усаживаются на пенечки.)
— Дети, какой формы пенек? На какое геометрическое тело он похож?

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это на дереве у Белочки висит? (Грибы и шишки.) Интересно, зачем она повесила на дерево грибы? (Ответы детей.)
Верно, дети, это Белочкины запасы. Зима длинная, запасов надо много, чтобы хватило до самой весны. Давайте сосчитаем, сколько грибов у Белочки на этой нитке? (Дети считают: 10 штук.) Принесите карточку с цифрой 10.
А шишек сколько Белочка заготовила? (Дети считают: 9 штук.) Ваня, неси карточку с цифрой 9. Чего у Белочки больше, грибов или шишек? На сколько грибов больше, чем шишек? Да, наверное, Белочка грибы больше любит.

Зайка: Белочка пригласила и птичек на день рождения. Я вам расскажу, каких и сколько, а вы считайте, пальчики загибайте.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках —
Всем хватило зернышек.

Читать продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru