Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2004

КУЛЬТУРА ПРАВА

Как защитить права детей?

Система методической работы с педагогическими кадрами

Проблема защиты прав детей представляется сегодня очень актуальной. Дети находятся в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов, которые обязаны обеспечить им надлежащий уход, полноценное развитие и защиту от всех форм проявления жестокости в соответствии с установленными мировым сообществом и государственной властью нормами и правами.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением, в соответствии с которым ребенку гарантируются права на защиту, охрану здоровья, образование и развитие как в детском саду, так и в семье. Однако права эти не всегда соблюдаются. Анализируя в 2002/2003 учебном году состояние работы в детском саду по соблюдению и защите прав детей, мы сделали неутешительный вывод о том, что «нормативная» и реальная стороны проблемы существенно различаются. В ходе анализа были обозначены главные причины нарушения прав детей:

— низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
— недостаточная профессиональная подготовка кадров по проблеме;
— формальный подход к взаимодействию с родителями по вопросу соблюдения прав детей.

Стало очевидным, что решение правовых задач следует начинать со специальной подготовки кадров, в которой нами были четко выделены два направления.

Первое направление заключается в формировании убежденности педагогов в том, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы — не расширение функциональных обязанностей, а важнейшее условие повышения результативности воспитательно-образовательного процесса.

Второе направление связано с повышением правовой и педагогической культуры воспитателей.

Разрабатывая систему методической работы с кадрами по защите прав детей, мы попытались сформулировать ряд вопросов, ответы на которые помогут педагогам в работе.

Вот эти вопросы:

1. Что представляют собой права ребенка, посещающего дошкольное учреждение?

2. Каковы права и обязанности родителей и педагогов по отношению к ребенку?

3. В каких документах эти права представлены?

4. Как эти документы согласуются между собой и как ими можно воспользоваться?

5. В какой мере существующая система дошкольного воспитания способна гарантировать реализацию и защиту прав ребенка?

Совместный поиск ответов на эти вопросы осуществляется через различные формы системной методической работы, позволяющий выстраивать реальное педагогическое пространство, в котором детям будет гарантировано соблюдение их прав.

Из опыта работы  детского сада № 2370

 

Рейтинг@Mail.ru