Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2004

УЧИСЬ ИГРАЯ

Играем вместе с детьми

Школа педагогического мастерства

Фото Александра Степанова

Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребенка возникает ее отражение — игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь, становится ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трем основным направлениям:

— игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности,
— в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,
— игра создает благоприятные условия для развития самосознания.

На современном этапе развития дошкольного образования организация жизни малышей в детском саду проходит параллельно с освоением педагогами новых программ и внедрением новых технологий.

В течение пяти лет наш детский сад работает по теме «Игра и развитие личности ребенка». Одним из направлений этой работы является совершенствование профессионального мастерства воспитателей групп детей раннего возраста в руководстве игровой деятельностью.

Обучение специалистов игре — серьезная и важная работа. Из всех видов игр наиболее сложной является сюжетно-ролевая игра. В раннем детстве она только зарождается, и то, насколько игра выполнит свое развивающее значение, зависит от профессиональных и личностных качеств педагога. С целью повышения качества воспитания и развития детей раннего возраста для воспитателей была организована школа педагогического мастерства по теме: «Играем вместе с детьми».

План работы данного объединения педагогов предусматривал проведение разных форм методической работы:

  • Информация: «Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста».

  • «Круглый стол» по проблемам организации сюжетно-ролевой игры: «Консерваторы и новаторы».

  • Консультация: «Организация сюжетной игры в первой младшей группе на основе рекомендаций Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой».

  • Обмен опытом: «Игра в образовательных программах и новых технологиях» (на основе рекомендаций программ «Развитие», «Радуга», «Детство»).

  • Деловая игра «Найди правильную тактику игрового взаимодействия воспитателя с детьми».

  • Практикум: «Учимся проводить диагностику».

  • Конкурс на лучшие проекты сюжетно-ролевых игр для малышей.

  • Просмотр видеофильма из опыта работы «Сотрудничество воспитателя с детьми при организации сюжетных игр в группах раннего возраста».

  • Рекомендации по организации взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Научим играть родителей».

Все разнообразие форм методической работы было представлено на городском семинаре старших воспитателей «Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры детей». Опыт работы по данной теме был обобщен и распространен среди воспитателей и старших воспитателей города и района.

Главный итог заключается в том, что каждый ответственный за воспитание и развитие детей осознал значение сюжетной игры для развития ребенка и пересмотрел свои позиции при руководстве игровой деятельностью.

Современные программы — «Радуга», «Развитие», «Детство» — дают полную информацию о задачах, которые должен решать воспитатель в ходе игровой деятельности детей и о путях их реализации. Но какую бы программу не выбрал педагог, начало работы по формированию сюжетной игры всегда связано с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта.

Фото Александра Степанова

«УЧИМСЯ ПРОВОДИТЬ ДИАГНОСТИКУ»

Семинар-практикум для воспитателей детских садов

Предварительная работа: повторить Концепцию дошкольного воспитания, характеристику игры в раннем детстве, содержание главы «Организация игры в первой младшей группе» из методического пособия «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную встречу с Волшебницей Игрой. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.

1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
5. Игра — окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.)

Старший воспитатель: Обобщая выступления, я зачитаю вам слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Старший воспитатель: Деятельность воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в кропотливой педагогической работе. В связи с этим хочу напомнить вам важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем — исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его».
В чем практическое значение такой установки?

(Заслушиваются мнения воспитателей.)

Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что на каждом возрастном этапе ребенок должен овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления. В возрасте от 1,5 до 3 лет «язык» игры представлен наличием определенных игровых умений. Назовите их.

Воспитатели говорят о том, что в первой младшей группе дети должны иметь определенные реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие и поддерживать кратковременное игровое взаимодействие с партнером-сверстником. Затем ведущий раздает участникам семинара листы оценки уровня развития игровых умений детей раннего возраста и помогает им разобраться в его содержании.

Старший воспитатель: Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий. Задание: необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня.

После самостоятельной работы воспитатели делают необходимую информацию.

Старший воспитатель: Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за игрой детей, которую организует воспитатель первой младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка.

Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей — участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр.; использовать предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры воспитатель называет свои действия, стимулирует детей на обозначение игровых действий словом и на речевое взаимодействие со сверстниками.
После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности.

Старший воспитатель: У каждого малыша свои темпы освоения элементарных игровых умений. Давайте познакомимся с результатами по каждому конкретному ребенку.

(Воспитатели рассказывают об итогах диагностики.)

Старший воспитатель: Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы совершенствования игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы.

Варианты перспективных планов работы, составленных воспитателями.

У Наташи низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта.

Для этого нужно:

— чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем;
— на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;
— проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;
— приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения;
— провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;
— подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях.

У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема — скудная речь. С целью развития речи ребенка считаю целесообразным:

— создавать условия для речевой активности;
— много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;
— планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;
— в ходе сюжетных игр стимулировать словесное обозначение игровых действий;
— во время игр и других видов детской деятельности помогать ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;
— организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить».

Старший воспитатель делает оценку перспективных планов:

— Предложенные вами планы обеспечат формирование необходимых структурных компонентов игровой деятельности у конкретных детей. Они вполне могут быть реализованы в ближайшие 2—3 месяца. Дальнейшая работа воспитателя с этими детьми должна строиться с учетом их продвинутости в овладении игровыми умениями.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Наталья ПАУТОВА,
старший воспитатель ДОУ № 33,
г. Зеленодольск

 

Рейтинг@Mail.ru