Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"

Е.Е. КРАВЦОВА

Психологические основы дошкольного воспитания

В курсе «Психологические основы дошкольного воспитания» читателям предстоит познакомиться с психологическими понятиями, являющимися ключевыми для дошкольной педагогики, научиться определять разные с точки зрения психологии аспекты воспитания дошколят, попробовать отыскать решения наиболее типичных и часто встречающихся на практике проблем маленьких детей. Опирается этот курс на два неизменных постулата. Первый: обучение должно вести за собой развитие. Второй: то, что ребенок может сделать сегодня с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно.
Это своеобразное введение в возрастную и педагогическую психологию, без знания которой работа с детьми оказывается малоэффективной.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Лекция № 2

Социальная ситуация развития дошкольника

Мы начинаем разбирать психологические основы дошкольного образования с понятия «социальная ситуация развития». Это имеет под собой ряд веских оснований. Группа психологов, многие из которых уже при жизни стали классиками, называвшие и называющие себя «Школой Л.С. Выготского», подчеркивают, что источником развития ребенка (в том числе и дошкольника) являются его отношения с окружающими людьми — то есть социальная ситуация развития.

Понятие социальной ситуации развития достаточно сложное даже для профессиональных психологов. О нем много спорят и по его поводу часто дискутируют, выясняют, что составляет содержание данного понятия.

При определении того, что я вкладываю в смысл этого словосочетания, попытаюсь сформулировать только те положения (характеристики, особенности), которые, с моей точки зрения, являются наиболее аргументированными в психологии и могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, социальная ситуация развития обязательно включает в себя некоторое противоречие (которое, собственно, и является движущей силой развития психики) и специфическое для определенного возраста общение.

По мнению Д.Б. Эльконина, у ребенка есть очень важное противоречие, которое наиболее ярко проявляется в дошкольном периоде развития. Маленький ребенок, с одной стороны, хочет жить совместной жизнью со взрослыми, а с другой — он хочет быть самостоятельным.

Часто можно слышать, как ребенок-дошкольник говорит: «Я хочу быть таким же, как взрослый: делать то же самое, что делают взрослые, иметь такие же права. Многие родители жалуются, что дети отказываются вовремя идти спать, аргументируя это тем, что взрослые-то ложатся спать тогда, когда они хотят. Дочь Л.С. Выготского в своих воспоминаниях пишет, что как-то она пришла к отцу с претензией — почему он курит, а она нет.

Вместе с тем именно в дошкольном возрасте у большинства детей начинаются некоторые трения с родителями: я не хочу надевать к этому платью эти колготки, или я уже большая и сама знаю, что и как надо говорить, и т.п.

Дети дошкольного возраста часто по собственной инициативе стремятся выполнять «взрослую» работу — стирать, лепить пироги, мыть полы и т.п. При этом очень любопытно, что если ребенка попросить об этом, то он, как правило, находит тысячи причин, чтобы этого не делать, а вот по собственной инициативе может, как это было в фильме Э.Рязанова «Служебный роман», покрасить дверь зеленой краской.

Дошкольный период развития начинается с кризиса трех лет, который получил в психологии название «Я сам». Как мы реагируем на эти возрастные заявки современных детей? Оказывается, что стремление к самостоятельности не удовлетворяется ни в детском саду, ни в семье. В 80% случаев родители и педагоги примерно так формулируют свою позицию по отношению к ребенку: «Ты еще маленький, куда тебе до серьезных дел? Если ты что-то и можешь, то играть. Что с тебя можно спросить? А вообще-то тебе почти все нельзя».

Давно работающие педагоги согласятся со мной, что нынешние семилетние дети сильно отличаются от семилеток десятилетней — пятнадцатилетней давности. Совсем немного лет назад мамы могли оставить под присмотром ребенка-семилетки более младшего ребенка, могли даже поручить ему приготовить какую-то простую еду. На детей возлагали какую-то ответственность. Сегодня психологи всего мира отмечают инфантилизацию детей: семилетки в плане ответственности могут то же самое, что раньше могли пятилетки. Это, что называется, общая историко-культурная тенденция. Но мы, взрослые, сами усугубляем эту ситуацию еще больше.

Взгляните на школу к моменту окончания учебного дня. Многих учеников седьмого-восьмого классов увозят из престижной школы на машине. Мамы, бабушки, няни и шоферы — все дожидаются ребенка, потому что он сам может по дороге из школы куда-нибудь не туда завернуть, что-то не то сделать. Что же касается дошкольников, здесь просто господствует принцип насаждения инфантилизма. В результате у ребенка возникает устойчивое убеждение: этот мир взрослых состоит из сплошных «нельзя»: это нельзя, то нельзя, это нехорошо и то плохо. Одна мама мне рассказывала, что ее дочь начинала с ней разговор с фразы: «Мама, я знаю, что у меня плохой вкус». Откуда, скажите, ребенок это взял? Значит, ему это говорили — достаточно часто и настойчиво. Ребенку в какие-то моменты что-то нравилось, а взрослый его категорично осаживал.

Правда, есть и совершенно другая категория детей, которых взрослые пытаются обременить настоящими, реальными, часто непосильными делами. Нередко это бывает в многодетных семьях. Год назад мне пришлось в качестве психолога принимать участие в записи детей в школу. На собеседование пришли дети восьмого года жизни из многодетных семей. Все те дети, которых я смотрела, если в семье они были старшими, были психологически не готовы к школе. Они умели присматривать за малышами, могли их помыть и переодеть в чистую одежду, умели накрыть на стол и даже быстро посчитать какие-то предметы. Но что касается психологической готовности к школе, которая возникает в результате определенной логики дошкольного развития, она отсутствовала.

Это, конечно, крайние случаи. Они показывают: и недооценка возможностей ребенка, постоянное подчеркивание его незрелости, «маленького» возраста, и переоценка его сил, обременение реальными заботами, лишение его свободного времени, необходимого для игры, одинаково вредны для личностного развития. Противоречие между потребностями ребенка в самостоятельности и потребностями в совместной жизни со взрослыми не так-то просто учитывать в реальной педагогической практике. Нужно, чтобы удовлетворялось и то и другое.

Как ребенок-дошкольник пытается реализовывать указанное Д.Б. Элькониным противоречие? Попробуем рассмотреть это на примере его общения со взрослым, сверстниками и в особенностях его самосознания.

Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт. Во-первых, дошкольник общается со взрослым часто ситуативно. Вот маленький мальчик пытается забраться на колени к маме, и при этом он трется головой о ее руки и мяучит, изображая котенка. Вдруг он вскакивает и уже совсем другим голосом говорит: «Ой, сейчас пропущу мультик» — и бежит к телевизору, используя совсем иную моторику.

Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Одна мама мне рассказывала, что они всей семьей возвращались от бабушки. Ребенок дошкольного возраста безобразно вел себя в метро. Никакие мамины замечания ничего не меняли в его поведении. Приехав домой, мальчик стал планировать, как на следующие выходные они снова поедут к бабушке. Мама в сердцах сказала, что никуда с ним не поедет, так как ей было очень стыдно, как он вел себя в метро. На это малыш ей спокойно возразил: «Мы же поедем без папы (папа уезжал в командировку), и все будет хорошо».

Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно начинает носить деловой (содержательный) характер. Если ребенок раннего возраста спокойно играл в соседней комнате, а потом вдруг закричал: «Мама» — и бегом побежал к ней для того, чтобы уткнуться ей в колени, а затем снова бежать играть, то ребенок дошкольного возраста пытается встроиться в контекст ситуации или даже организовать совместную деятельность со взрослым и общение по этому поводу. Многие родители хорошо знают, как дошкольник с удовольствием начинает лепить пироги, а затем его действия ограничиваются общением с мамой или бабушкой, которые этим занимаются.

Хотя многие психологи указывают на то, что у современных дошкольников практически исчезла стадия «почемучек», но можно увидеть, что она часто просто принимает форму делового общения. К примеру, старшие дошкольники часто, приходя домой, стараются объяснить, как это делала воспитательница, где находится северный полюс и как его найти на карте.

Дети дошкольного возраста впервые в онтогенезе начинают общаться с другими детьми. При этом необходимо иметь в виду несколько моментов. Во-первых, дети-дошкольники очень хорошо обучаются у своих сверстников (гораздо эффективнее, нежели у взрослых). Здесь, к сожалению, нет места для того, чтобы объяснить этот необычный феномен. Во-вторых, можно выделить несколько видов взаимодействия дошкольников со сверстниками. Так, они могут быть взаимодополнительными (один лечит, другой лечится, один прячется, другой ищет и т.п.). Вместе с тем они могут (к старшему дошкольному возрасту) начинать общаться на равных (выполнять одинаковую деятельность, общаться по ее организации и содержанию). Помимо этого, значительная часть детей дошкольного возраста приобретает навыки управления другими детьми или другим ребенком.

Если попытаться представить логику общения дошкольника со сверстником, то можно сказать, что она протекает от деятельности рядом к некоторому соревнованию. Как правило, организация подлинной самостоятельной коллективно-распределенной деятельности для детей-дошкольников еще недоступна.

Самые интересные, пожалуй, особенности ребенка-дошкольника связаны с его самосознанием. Взрослые (педагоги и родители) хорошо знают, что на вопрос, кто у вас в группе лучше всех бегает, ест, ведет себя и т.п., дошкольник обычно отвечает: «Я». При этом иногда комментирует: «Вовка, правда, меня всегда обгоняет, но все равно я бегаю лучше всех».

Эта явно неадекватная самооценка дошкольника связана с тем, что у него еще нет разделения себя на личность и на субъекта деятельности. Для него вопрос, кто лучше бегает, психологически означает, кто у нас самый хороший. Нормальный (без неврозов и трудностей) дошкольник искренне считает (и это вполне справедливо), что это он.

Поэтому претензии как к результату той или иной деятельности, так и к отдельным поступкам ребенка воспринимаются дошкольником так, что его не любят, что он никому не нужен. Именно это зачастую становится причиной агрессии у детей дошкольного возраста.

Подводя краткий итог, можно сказать, что социальная ситуация развития дошкольника может быть без преувеличения названа счастливым детством. Он плавно входит в жизнь взрослых, реализует себя в игровой деятельности, радуется первым дружбам и при этом вполне справедливо очень хорошо к себе относится.

Вопросы и задания:

1. Объясните своими словами, что такое «социальная ситуация развития».

2. В чем основное противоречие «социальной ситуации развития» дошкольника? Как оно проявляется в общении ребенка со взрослыми и со сверстниками?

3. Общение дошкольников со сверстниками протекает в логике «от деятельности рядом к некоторому соревнованию». Как это, по-вашему, может быть связано с феноменом взаимообучаемости детей дошкольного возраста? Приведите примеры взаимообучения дошкольников из собственного опыта. Запишите их в дневник.

4. Можете ли вы привести примеры неадекватной самооценки дошкольника из своего опыта? Нужно ли, на ваш взгляд, «корректировать» эту самооценку и почему? Запишите эти случаи и свое отношение к ним в «Психологический дневник педагога».

Уважаемые коллеги — студенты курсов повышения квалификации по курсу «Психологические основы дошкольного воспитания»!

Для успешного овладения материалом курсов и успешного выполнения контрольных работ и итоговых заданий мы предлагаем вам завести «Психологический дневник».
В этом дневнике нужно будет фиксировать случаи из своей практики и их анализ в соответствии с темами лекций. Некоторые этюды пригодятся вам в конце курса, при выполнении творческой работы.
А предоставление самого дневника в экзаменационную комиссию добавит вам 10 баллов к общей сумме, необходимой для получения сертификата.
Структура записей — свободная. Ее форму вы выбираете (или придумываете) самостоятельно. И она тоже может явиться объектом дополнительной оценки.
Просим вас писать разборчивыми почерком.
Использование компьютерных технологий при заполнении дневника приветствуется.

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ВОЗРАСТА

Материал для дополнительного чтения

...Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени как подвижных.

Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития — неправильное решение проблемы среды и ее роли к динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.

Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Таким образом, первый вопрос, на который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста, заключается в выяснении социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Отсюда возникает второй вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то сейчас возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

Таким образом, следующий вопрос, который встает перед нами при изучении динамики возраста, — вопрос о тех последствиях, которые вытекают из факта возникновения возрастных новообразований. При конкретном анализе мы можем увидеть: эти последствия настолько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

Но сказать это — значит одновременно сказать и нечто еще, что приводит нас непосредственно к последнему моменту, характеризующему динамику возраста. Мы видим, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследование показывает, что такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.

Таким образом, мы приходим к уяснению основного закона динамики возрастов. Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ
(глава из работы «Проблема возраста»)

 

Рейтинг@Mail.ru