Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

УЧИСЬ ИГРАЯ

С чего начать?

Методические рекомендации для педагогов и психологов дошкольных учреждений по воспитанию правовой культуры дошкольников

Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки — и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.
Центром по правам человека в Женеве разработана серия упражнений для использования в дошкольных учреждениях и в младших классах начальной школы.
Сегодня мы знакомим с ними наших читателей.

 

В дошкольных учреждениях и на низших ступенях начального школьного образования преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность преподавателя становится решающим фактором.

На дошкольном уровне и на низших ступенях начальной школы учащиеся приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.

Читая в классе или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Признаки

Дети садятся в круг. Один из них становится в середину круга. Он называет какой-либо признак. Например: «Те, кто носят ремни». Те, кто подходят под это определение, должны поменяться местами с кем-то еще, на ком в этот момент также надет ремень. Тот, кто в середине, тоже должен найти себе место. Тот, кто остается без места, становится в середину и должен выбрать следующий признак. Дети быстро начинают понимать, что они могут быть во многом схожи и различны.

Кто я и какой я?

Серия игр на развитие чувства индивидуальности

Книга «Кто я?»

Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В этой книге могут быть собраны их собственные рисунки, рассказы и стихи. По мере того, как дети учатся писать, они также могут заносить туда подробности и вопросы о себе, а также ответы на них. Если средства ограничены, то можно завести одну книгу на весь класс, уделив в ней страницу или две каждому ребенку.

Круговая беседа

Дети садятся в круг, который включает учителя и кого-либо из гостей. Учитель говорит следующие фразы:

  • Больше всего мне нравится в себе...

  • Я бы хотел быть...

  • Моя любимая игра — ...

  • Я думаю, что мое имя означает...

  • Я бы хотел узнать о...

  • Я чувствую себя счастливым, когда...

  • Я чувствую печаль, когда...

  • Я хочу стать более...

  • Когда-нибудь я надеюсь...

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени; очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу (книги) «Кто я?».

Нить жизни

Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его или ее жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагается то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом порядке, в каком захотят дети. Нить можно также протянуть и в будущее.

Мой силуэт на стене

Сделайте силуэт каждого ребенка на большом листе бумаги (лучше в лежачем положении). Пусть ребенок нарисует на нем физические подробности, а затем опишет свои личностные и физические качества (имя, рост, вес, что ребенок больше всего хочет изучать или делать в школе) на ярлыке, который затем прикрепляется к бумаге. Прикрепите эти листы бумаги к стенам класса — это даст возможность всем ученикам лучше узнать друг друга, а также больше и о себе.

Я и мои чувства

Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

  • Слух помогает мне...

  • Зрение помогает мне...

  • Обоняние помогает мне...

  • Осязание помогает мне...

  • Пробуя пищу на вкус, я могу...

Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностям детей с дефектами. Например:

«Я не могу видеть (очень хорошо? совсем?), но все же это я, и я могу...».

Пусть каждый ребенок придумает какое-то средство для того, чтобы улучшить обоняние или осязание. Пусть они опишут, нарисуют или изобразят с помощью движений.

Загадывание желаний

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

  • Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

  • Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

  • Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что...

 Как я общаюсь с другими людьми?

Как я общаюсь с другими людьми?

Серия игр на развитие умения общаться

Моя кукольная семья

Каждый ребенок составляет из кукол семью, одна из кукол — он сам/она сама. Куклы могут быть совсем простыми. Например, их можно сделать из обрезков картона, раскрашенных и прикрепленных к палке, или из глины. Фигуркам даются имена, и описываются и объясняются их отношения. Затем каждый ребенок придумывает какой-либо обряд (например, свадьба) или праздник, который показывается остальному классу. Кукольную семью можно расширить, включив в нее других людей, живущих по соседству. Дети могут разыграть сценки о том, что они обычно делают с этими людьми для того, чтобы свести их вместе. Расширьте этот вид работы, чтобы он включал людей из других частей мира.

Воображаемый друг

Пусть дети сядут или лягут, закрыв глаза, и успокоятся. Скажите им, чтобы они делали глубокий вдох, а затем медленно выдохнули. Повторите это еще два раза. Затем скажите им, чтобы они представили себе какое-то особое место, любимое место — где-либо в мире (или даже в космосе). Скажите им, что они гуляют в этом месте — в своем воображении, чувствуя, слыша и видя, что там происходит. Введите их в дом, в здание, которое они могут мысленно себе представить, куда они входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет раздвижную дверь в одной стене, которая открывается, поднимаясь вверх. Дверь медленно поднимается, и по мере этого появляется особый друг, которого они никогда раньше не встречали, — сначала его ноги и, наконец, его лицо. Этот друг может быть старым или молодым — каким угодно. Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то обратиться, он может прийти к нему или к ней снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из этого дома и возвращайтесь в класс. Пусть дети обменяются впечатлениями о том, что они представили себе, — в круговой беседе, парами или группами.

Друг

Педагогам следует постараться сделать так, чтобы у их воспитанников были друзья более старшего возраста. Нужно изыскать способы заинтересовать старшего друга в его или ее маленьком друге, вовлекая в игры и оказывая ему помощь. Малышей необходимо поощрять искать помощи у друга, если у них возникают проблемы.

Беседа

Задайте следующие вопросы:

  • Больше всего в друзьях мне нравится...

  • Сотрудничество и помощь другим важны, потому что...

  • Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы...

  • Я отличаюсь от других, потому что...

  • Я — как и все другие, потому что...

«Лунные люди»

Расскажите детям, что где-то на Луне живут «лунные люди». Поговорите о них с детьми, пофантазируйте: как «лунные люди» носят «лунные брюки» («лунные сари» и т.д.), какие у них «лунные домашние животные» и т.д. Дети подробно определяют сходства и обычно делают это с удовольствием. Можно сопровождать рассказ разыгрыванием сценок, изготовлением поделок, рисованием. «Перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в отношении «земных людей», «людей моря», «людей неба», «людей леса». Затем это же упражнение повторите на реалистическом материале — в отношении людей, живущих в других странах.

«Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru