Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Лучи надежды

Не очень чистая лестничная площадка хрущевской пятиэтажки. Перед дверью, видавшей виды, две женщины. Одна — инспектор по охране прав детства. Другая — соседка Аня. Это она позвонила в Управление образования: «Тут у нас ребеночек живет по соседству. Мать сильно пьет и кормит плохо. А то и забудет, что малышу поесть надо. Жалко ребеночка — грязный такой, худенький. Может, пристроите куда? Чтобы подкормить?» И вот теперь задача доброй Ани — помочь инспектору проникнуть в квартиру. Пьющая мамаша подозрительна, всегда готова к худшему и незнакомцу добром не откроет. Аня стучит долго и настойчиво, вызывая соседку из сонного небытия:
— Клава, Клава! Открывай! Это я, Аня. Тут к тебе гости. Хорошие.
Это она, Аня, считает, что гости хорошие, а вести — добрые. Что думает об этом Клава, пока неизвестно.
Наконец в замке завозили ключом. Лохматая заспанная Клава приоткрывает дверь на ширину цепочки. Видит незнакомую женщину и тут же пытается с силой захлопнуть дверь. Аня, однако, ловко вставляет в щель ногу и убеждает громко и настойчиво:
— Клава, ты с ума сошла! Открывай давай! Человек хороший.
Клава застывает насупившись, возникает такая нужная пауза, и инспектор вступает в диалог быстро и строго:
— Здравствуйте! Мы к вам с предложением. Нам известно, что живете вы небогато. Кормить ребенка вам трудно. Мы хотим оформить вашего малыша в детский сад. Совершенно бесплатно. (Эту фразу надо сказать четко, с нажимом. Иногда — повторить несколько раз.) Это будет вам помощью — чтобы легче жилось…

Существует несколько вариантов развития дальнейшего сценария.
Клава обрадуется внезапно случившейся помощи, и инспектору останется только объяснить ей, куда и когда приводить малыша — хорошо бы в чистой одежде. Другой вариант менее оптимистичный: Клава выкажет инспектору гордое презрение: она, мол, и сама сумеет о ребенке позаботиться. Он, слава Богу, жив-здоров, бегает — и ладно. Без ее, инспекторши, «вонючей» помощи обойдется.
Тогда инспектору придется сменить тон и сообщить Клаве, что в Управление образования поступил сигнал о плохом обращении с сыном в ее семье. Серьезно ставится вопрос о лишении матери родительских прав. Детский сад — способ избежать крайних неприятных мер. И от нее в ближайшие три дня требуется то-то и то-то. Если же Клава вдруг вздумает упираться и проявлять свою неумную пьяную волю, ребенка придется извлекать силой… Это крайний вариант. Нежелательный. Потому что инспектору важно не только добиться того, чтобы ребенок посещал детский сад, но и того, чтобы дать шанс этой несчастной Клаве сохранить за собой право быть матерью…

Детский сад «Надежда» открыли в городском квартале с говорящим названием «Барнаульская яма». Большая часть жилых домов здесь — общежития для рабочих и безработных, число которых сильно выросло в последние десять лет. Кроме того, «Яма» — место компактного проживания цыганской общины, известной своими связями с бандитскими группировками. В этом районе проживает наибольшее количество семей, числящихся в записях инспектора по охране прав ребенка как социально неблагонадежные. Тут рождаются и растут дети, жизнь и здоровье которых оказываются в опасности с момента появления на свет.
Для них и создан детский сад «Надежда» — бесплатное государственное учреждение, призванное хоть как-то смягчить условия существования своих воспитанников, компенсировать то, что им недодают в семьях.
Выявить нуждающихся малышей, узнать о них — первая задача работников по защите прав детей. Решают ее всем «миром» — с помощью инспекторов по делам несовершеннолетних, медицинских работников, школьных социальных педагогов и просто добрых людей — соседей. На языке педагогической науки это называется «модульным взаимодействием».
В течение последних трех лет в Октябрьском районном Комитете образования, под началом которого и действует детский сад «Надежда», сложилась особая практика: с помощью различных служб составляется социальный паспорт района, в который вносятся различные категории семей, по разным причинам нуждающиеся в социальной помощи и в особом внимании, — многодетные, неблагополучные, алкоголизированные, опекунские и др. За сбором статистических данных следуют рейды в семьи, относящиеся к группе риска. Выясняются условия существования детей в семьях, соблюдение или нарушение прав ребенка, необходимость и срочность социальной помощи несовершеннолетним. Случается, что по результатам рейда ребенка, оказавшегося в опасности, нужно срочно забирать из семьи и помещать в приют — на то время, пока определяется его судьба. Но часто инспектор по охране детства ставит утешительный плюсик напротив графы «сохранность материнских чувств». Это значит: вовремя оказанная материальная и психологическая помощь позволит семье «вырулить», сохраниться. В качестве помощи родителям, в частности, предлагается отдать малыша в «Надежду» — с режимом пятидневки и пятиразовым питанием.

Особую заботу служб модульного взаимодействия составляют «маленькие мамы» — несовершеннолетние беременные девочки. Как правило, эти будущие матери уже наблюдаются школьными социальными педагогами. О некоторых из них информацию дают женские консультации. Не все девочки делают аборты, многие предпочитают рожать. И если условия существования девочки позволяют ей в будущем самой воспитывать ребенка, делается все, чтобы ребенок остался с матерью. Но такую девочку надо «вести» — и в медицинском, и в социальном отношении. Часто инспекторы по охране прав детства на этапе беременности и начального материнства несовершеннолетних вынуждены брать на себя функции реальной мамы. К родной матери их подопечные не стремятся обращаться за помощью (и даже за советом). По опыту знают: бесполезно.
В 2004 году, в День Матери, в рамках поддержки будущих матерей во всех детских садах Октябрьского района г. Барнаула прошли Дни открытых дверей для беременных женщин. Информацию об этой акции женщины могли получить в женских консультациях и через подъездные комитеты. Об этом также оповещал местный радиоканал. Мамам группы риска, проживающим в том же микрорайоне, где расположена «Надежда», сотрудники детского сада написали персональные приглашения и разнесли их по квартирам. Среди прочего в объявлениях сообщалось: во время посещения детских садов будущие мамы смогут бесплатно получить вещи для малышей. По верному расчету служб модульного взаимодействия, эта информация должна была привлечь в детские сады именно тех женщин, в налаживании отношений с которыми инспекторы по охране прав детства наиболее заинтересованы. Если будущая мама решилась прийти в детский сад и принять от детского сада помощь, значит, она, во-первых, думает о ребенке, во-вторых, будет заинтересована в этой помощи в дальнейшем. А ее первый «приятный» визит в детский сад, возможно, поможет ей в будущем включиться в садовскую жизнь. Это очень важно.

С момента поступления малыша в группу детского сада педагогический коллектив начинает настоящую борьбу за семью ребенка.
«Как мы строим работу с неблагополучными семьями? — рассуждает Галина Михайловна Самодурова. — Какими «инструментами» располагаем? Вызвать на комиссию по делам несовершеннолетних, отчитать, опозорить прилюдно, обложить штрафом… В основном карательные меры. А они редко дают положительные результаты. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с неблагополучными семьями, нам редко удается докопаться до истинных причин возникновения неблагополучия. Я думаю, в людях нужно прежде всего постараться увидеть людей. Коллеги иногда удивляются: «Это ведь алкашка, лишенная родительских прав. А вы тратите на нее столько времени, будто она достойный человек!» И у нее, у этой «бывшей» матери, после разговора удивленные глаза: «Спасибо, что вы меня выслушали. Везде меня гонят, как собаку…» Значит, есть у нее в душе чистый уголочек. И надо попытаться его расчистить, сделать побольше, посветлее…»
На это и весь расчет.
И вот в детском саду создается «Семейный клуб». Вообще-то о семейных клубах, работающих на базе детских садов, очень любят сообщать: мы, мол, в русле времени… А копнешь глубже — сплошная профанация. И цифры дутые, и результаты работы — выдуманные. Но в «Надежде» семейный клуб был единственно возможным педагогическим лекарством. И выдумывать здесь было нечего. Архиважная задача — сделать так, чтобы «неблагополучные» родители приходили в детский сад, чтобы им хотелось там бывать.
Первый шаг — приглашение на детский праздник. Когда такое приглашение было сделано в первый раз, на него откликнулись шесть мам. Но на том празднике педагоги детского сада в сторону родителей старались не смотреть. Дети благодаря усилиям садовского персонала поражали внешним видом — умытыми личиками, огромными бантами и яркими костюмами. Да и сами воспитатели пришли на шпильках и в красивых платьях. А мамы-гостьи явились в грязных сапогах, в чем-то мятом и в шапках на головах. Шапки — от стеснения: на голове не прическа, а воронье гнездо.
По сценарию детишки должны были приглашать гостей на танец. Мамы уперлись — ни в какую. Только две согласились плясать. Тут уж контраст между празднично одетым ребенком и нечесаной мамой просто ударил в глаза. И гостей, видимо, задел. При том, что детишки-то были их собственные. И от детишек приглашенные мамы получали видимое удовольствие. В общем, провели праздник. И решили о последствиях не думать и на многое не надеяться. Но в следующий раз опять позвали родителей в гости.
Слухом земля полнится. Поэтому количество мам заметно увеличилось — до десяти. И все они, как по команде, шапки сняли и переоделись в туфли. И когда пришла очередь в круг выходить, с удовольствием свое отплясали. Сочли, что внешний вид на этот раз некоторую степень публичности позволяет.
И к концу года родители стали готовиться к детским утренникам как к светским раутам. Педагоги все удивлялись: раз от раза мамы хорошели. А дети были просто счастливы: мама — трезвая и красивая — рядом стоит и поет, и танцует. И рисунки разглядывает. И на него, своего ребеночка, в кои-то веки радуется!
А еще мамы стали приходить на «посиделки» — чаю попить, о том о сем поговорить. Стол сервировали в лучших традициях. Угощали в складчину. А заодно приглашали специалистов — психолога, юриста, социального педагога. Чтобы те между делом рассказали о правах детей и матерей, о психологических особенностях возраста, о том, куда и к кому обращаться в случае необходимости. Мам учили задавать вопросы и высказывать свое мнение. Им осторожно давали домашнее задание — то-то и то-то сделать с ребеночком, то-то и то-то прочитать, об этом подумать. Со временем мамы внесли нечто свое в эти встречи: стали обсуждать игрушки детей, обмениваться кулинарными рецептами.
Внутри этих встреч, кроме радостных моментов достижений, вдруг как-то остро и отчаянно обнажились личная неустроенность участниц, их одиночество, какое-то неправильное, обреченное отношение к себе. Скрасить общением в общем-то сероватый жизненный фон, сказать что-то ласковое, похвалить внешний вид — нехитрые средства психотерапии…
Это, конечно, нестойкое лекарство от алкоголизма. Что с этой мамой и с ее сыном будет через год и даже через месяц, никто не знает.
Сегодня мама танцует на празднике, а завтра — забыла забрать ребенка из детского сада. Такие ситуации просчитываются. Каждую ночь в детском саду дежурит медицинский работник. Если малыша не забрали в пятницу вечером, медицинский работник оставляет его ночевать в детском саду. А утром в субботу приходит воспитатель группы. Сначала пробует дозвониться до родителей. Не дозвонился — уводит ребеночка в другой детский сад, в приютскую группу, на выходные. Чтобы в понедельник снова забрать его в «Надежду».
Внутри такой неустойчивости все работают на настоящий момент. Пусть «здесь и теперь» будет хорошо. Это ведь тоже опыт! Позитивный опыт в судьбе ребенка. На чем-то он должен сказаться!
Но есть и такие повороты в жизни некоторых семей, которые коллектив «Надежды» может отнести к числу своих педагогических побед. Когда мама, встречая на улице инспектора, или заведующую, или бывшую свою воспитательницу, говорит: «Если бы тогда вы нам не помогли, не знаю, что бы с нами было. Даже подумать страшно… А теперь — жизнь вошла в колею». Значит, мама бросила пить, нашла работу. Двенадцать семей на счету у «Надежды». Двенадцать семей за пять лет. Да даже если бы одна, стоило бы работать.

Сейчас в «Надежду» существует очередь. На те места, которые не заняты детьми из семей «группы риска».
Об условиях воспитания и развития детей в садике ходят самые завидные слухи. Детей здесь не только хорошо кормят. С ними еще хорошо и правильно занимаются. Выпускники «Надежды», становясь школьниками, показывают отличные результаты в обучении. Учителя ими довольны. Поэтому сюда стремятся отдать своих малышей одинокие мамы. Или одинокие папы. (Такие в Барнауле тоже есть.) Вполне положительные родители, испытывающие некоторые материальные трудности. Будем полагать, временные.
И хорошо, если в этот момент им протянут руку социальной помощи. С надеждой на лучшее будущее.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru